Применение элементов фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой
методическая разработка (старшая группа)

Прокопьева  Фаина Николаевна

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx225.06 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой для развития показателей певческого голосообразования детей дошкольного возраста.

     Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

     При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое и не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой деятельности. И я стараюсь помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и специальных упражнений, разработанных В.В.Емельяновым.

Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапозона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления.

     Упражнения дыхательной гимнастики положительно влияют на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание.

 Принцип гимнастики А. Н Стрельниковой—короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

-- Вдох- громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату, шмыгать носом, как бы нюхая).

-- Выдох- абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот, кому как удобно. О выдохе думать запрещено.

-- Каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма (около месяца). В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся- нюхаем, поворачиваемся- нюхаем. Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага.

Приглашаю на мастер-класс.

Упражнения для разминки «Ладошки»

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 коротких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно через нос или рот. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

«Погончики»

Встаем прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и прижаты к животу, на уровне пояса. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

«Насос»

Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся.

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно.  На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики». Весь базовый комплекс состоит из 12 упражнений (Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Малый маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Перекаты», «Шаги – Рокк-н-ролл).

     Разработки В.В.Емельянова развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Виктор Вадимович Емельянов -  певец, преподаватель, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления Тюменского ГУ, доцент.

Целью его метода является решение координационных и тренажных задач работы над голосом.

Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

Выполняем сидя упражнения В.В.Емельянова.

1. Покусать кончик языка, чтобы образовалась слюна.

2. Пощелкать язык, высовывая его вперед и назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).

7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

11. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

Зарядка для языка:

«Змеиный язычок». Рот открыт, язык, выдвинутый как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево, вверх и вниз.

«Уколы» Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавливать. Затем язык «колет» внутреннюю часть губ над верхними и нижними зубами.

Зарядка для губ:

«Трубочка-улыбочка». На счет «раз» тянуть сомкнутые губы вперед, на счет «два» растягивать их в улыбке (при этом зубы не показывать).

«Веселая дудочка». Вытягивать вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо, затем влево.

«Лошадка». Фыркать, как лошадка, губы при этом дрожат.

Зарядка для шеи и челюсти.

«Потерялся котенок». Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову вправо-влево.

«Непослушная голова». Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется то к правому плечу, левому, катается по спине и по груди.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения с использованием наглядного материала, которые также способствуют развитию голоса, дыхания.

Упражнение: «Погреемся»   Мерзнут на ветру ладошки,

                                                       Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом –А-а-а. Далее чередуют: на правую-бесшумно, на левую-с голосом и наоборот.

Упражнение «Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. (от 1 до 10)

Упражнение «Вопрос-ответ»

Основным элементом этого упражнения является скользящая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот.

C:\Users\LENOVO\Desktop\4.png

C:\Users\LENOVO\Desktop\нннн.jpg

C:\Users\LENOVO\Desktop\вв.jpg

Упражнение «Динозаврик»

Дети голосом рисуют динозаврика, используя последовательность.

C:\Users\LENOVO\Desktop\брон.jpg

Упражнения «Ветер» и т.д.

Применение фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и «Дыхательной гимнастики» А.Н.Стрельниковой в работе с дошкольниками значительно разнообразят занятия с детьми, повышают интерес к процессу пения и желания учиться управлять своим голосом.

Взаимодействие с семьями воспитанников

     С целью совершенствования воспитательно-образовательной деятельности, учитывая заинтерессованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей, педагоги нашего детского сада использовуют инновационные методы и технологии. В соответствии с годовыми задачами в этом 2019-2020 учебном году в своей работе использую здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию речи детей. Это:

- артикуляционная гимнастика;

-дыхательная гимнастика;

- оздоровительные и фонопедические упражнения;

-музыкотерапия;

-логоритмика.

Воспитателями используются множество технологий, способствующие повышению качества работы в образовательной деятельности.

    В лице нашего педагогического коллектива, родители обрели важную опору для реализации своего воспитательного потенциала. Налажено взаимодействие с родителями воспитанников, систематически по запросу родителей проводим консультативные пункты, консультации, мастер-классы. Результаты есть: Наши воспитанники-призеры многих районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских конкурсов. Использование новых технологий, тесная взаимосвязь с родителями способствуют выявлению талантливых одаренных детей и дальнейшему их развитию.

Предлагаю вашему вниманию авторский творческий «Танец Снежинки» нашей воспитанницы, с которым она заняла 2 место на районном конкурсе «      «, который проводил ЦДЮТ.

В 2018 году наша воспитанница заняла 1 место в Межрегиональном конкурсе «Эпе печексе чаваш-2018» в номинации «Ача-пача» юррисем».

Просмотр видео – песни «Кукамайпа асанне».

В апреле этого года наша воспитанница стала победителем в конкурсе «Мини-мисс Цивильск-2019».  

(Про спортивные достижения, что заняла 1 место в Израиле?)

Просмотр художественной гимнастики Ульяны Г.

Мы гордимся результатами и достижениями наших воспитанников.

     Наш коллектив –творческий, поющий. Более 20 лет мы с коллективом педагогов и воспитанников выступаем в Рындинском сельском доме культуры, в Доме ветеранов. Вошло в традицию выступления воспитанников и педагогов на Общих родительских собраниях. Это вдохновляет, сплачивает родителей, педагогов и воспитанников на совместную деятельность в деле подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова

Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...