Главные вкладки

    "Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Лунёнок Наталья Владимировна

    Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Фонопедический метод.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянов

    Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

    В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

             Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.  Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

             ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

              В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей.                Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

             «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

              Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро вых ситуаций, в которых дети непри нужденно восстанавливают естествен ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна чала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная меха ника, — это путь к интонированию.

              Эти особенности положены в основу ФМРГ.

    Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

    №1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)  

        Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

       Приём: Необычное движение.

       Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

       Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

      Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

    Котик запрыгнул ко мне на колени,

    Громко урчит, развалился в лени.

    Я осторожно чешу за ушком,

    Ласково глажу урчащие брюшко.

    №2 «Страшная сказка»

       Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

       Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

       В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.  

       Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

       Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

       Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

       Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

    Абстрактный вариант:                Конкретный вариант:

    У                                                     СЛУШАЙ…

    УО                                                  СЛУШАЙ ШОРОХ…

    УОА                                               СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

    УОАЭ                                            СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…  

    УОАЭЫ                                         СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

    №3 «Конючим»  («Попрошайка»)

       И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное,  глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

      Задание:  1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях  гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

        Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.  

        На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

       Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и  безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

       2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.

       Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.

       Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

       Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

       

    Абстрактный вариант:

                                       У!

    хххА,  хххАО, хххАОУ, хххАОУ          Ы!

    хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ 

    Конкретный вариант:

    ходит, ходит попроШАЙКА,

    х      х      х    х     х    х

    просит, просит попроШАЙКА.

    х         х      х       х    х     х

    дайте, дайте попроШАЙКЕ,

    х       х      х     х    х     х

    всё, что просит попроШАЙКА!

    х         х      х      х      х    х

    №4 «Вопросы – ответы»

       И.П.: Как в №2

       Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

    2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

    Символические действия:

    1. Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);  
    2. Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему  очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

        Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

       Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

       Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.

       Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.

    Абстрактный вариант:

          у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

    У             У    У           О     О           А      А            Э     Э            Ы    Ы          Ы

    Конкретный вариант:                      ос?

    У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                   ост?

    ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ы

    ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                           ы!

    ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ

    №5 «Бронтозаврик»

       Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.  

       Задание:  1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

       Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при  помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

       2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

       Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

       Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.

       Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

       Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

       

    Абстрактный вариант:

    У!                  У!                   У!                    У!                    У!

              У                   УО                  УОА                УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

    Ы!                   Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

                   Ы                    ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО             ЫЭАОУ ХХХ

       Конкретный вариант:

    КТО-

                    О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ  ХХХ

    НО- 

                     ОГИ КАК У БЕГЕМОТА  ХХХ

    ГО-

                     ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

    ХВО-

                      ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ  ХХХ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

    Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

    Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

    Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

    Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

    В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

    Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

    В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

    Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

    Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...

    Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

    laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...