"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Лунёнок Наталья Владимировна

Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фонопедический метод.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянов

Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

         Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.  Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

         ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

          В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей.                Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

         «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

          Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро вых ситуаций, в которых дети непри нужденно восстанавливают естествен ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна чала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная меха ника, — это путь к интонированию.

          Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)  

    Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

   Приём: Необычное движение.

   Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

   Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

  Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащие брюшко.

№2 «Страшная сказка»

   Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

   Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

   В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.  

   Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

   Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

   Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

   Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

Абстрактный вариант:                Конкретный вариант:

У                                                     СЛУШАЙ…

УО                                                  СЛУШАЙ ШОРОХ…

УОА                                               СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

УОАЭ                                            СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…  

УОАЭЫ                                         СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

№3 «Конючим»  («Попрошайка»)

   И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное,  глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

  Задание:  1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях  гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

    Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.  

    На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

   Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и  безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

   2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.

   Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.

   Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

   Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

   

Абстрактный вариант:

                                   У!

хххА,  хххАО, хххАОУ, хххАОУ          Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ 

Конкретный вариант:

ходит, ходит попроШАЙКА,

х      х      х    х     х    х

просит, просит попроШАЙКА.

х         х      х       х    х     х

дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х       х      х     х    х     х

всё, что просит попроШАЙКА!

х         х      х      х      х    х

№4 «Вопросы – ответы»

   И.П.: Как в №2

   Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

Символические действия:

  1. Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);  
  2. Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему  очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

    Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

   Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

   Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.

   Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.

Абстрактный вариант:

      у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

У             У    У           О     О           А      А            Э     Э            Ы    Ы          Ы

Конкретный вариант:                      ос?

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                   ост?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ы

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                           ы!

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ

№5 «Бронтозаврик»

   Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.  

   Задание:  1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

   Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при  помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

   2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

   Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

   Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.

   Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

   Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

   

Абстрактный вариант:

У!                  У!                   У!                    У!                    У!

          У                   УО                  УОА                УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

Ы!                   Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

               Ы                    ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО             ЫЭАОУ ХХХ

   Конкретный вариант:

КТО-

                О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ  ХХХ

НО- 

                 ОГИ КАК У БЕГЕМОТА  ХХХ

ГО-

                 ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ХВО-

                  ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ  ХХХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ

Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...