Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
учебно-методический материал на тему

Рахматуллина Наталия Узбековна

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2015_na_sayt.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

 (Мастер – класс) на тему «Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса» В. В. Емельянова для музыкальных руководителей Кукморского района РТ

Рахматуллина Наталия Узбековна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Ручеек» Кукморского муниципального района Республики Татарстан» 2015г.

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия), когда голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Система упражнений для показаний певческого голосообразования (по методике В. В. Емельянова)

Артикуляционная гимнастика

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони цокают быстро и высоко.)

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14.Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

16.«Вопрос – ответ». Наличие в голосе 2-х режимов работы гортани – толстого и тонкого голоса. Соответственно – грудного и фальцетного. Исходное положение: рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щёк, протыкая их:

«У Жирафа есть вопрос, для чего высокий рост,

   Видно с этой высоты, всех, кто прячется в кусты»

17.Вибрант гортани. Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

«Крокодилий голосок, он не низок ни высок,

Рокот, шорох, скрип и скрежет, пасть разинет – уши режет»

18.«Бронтозаврик». В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим, грудной режим, с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё длиннее».

19.Греть руки дыханием.

20.«От шёпота до крика». Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

21.«Толстый, тонкий голос»

«Толстый голос» (в грудном режиме)

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех,

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

«Тонкий голос»

«Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!»

Литература:

В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова

Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...

Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова

laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...

Применение элементов фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и ...