ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 2–3 ЛЕТ
консультация (младшая группа)

Заводскова Светлана Ивановна

Консультация для воспитателей групп раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulok_s_detmi_2-3_let.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп раннего возраста

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 2–3 ЛЕТ

Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками. Однако малыши не могут самостоятельно использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Воспитатель должен методически правильно руководить их деятельностью.

Главное, чтобы прогулки проводились ежедневно и были правильно организованы.

В холодное время года время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа. Только температура воздуха ниже -15 С, служит поводом для её отмены.

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель.

  • В целях охраны жизни и здоровья детей, перед прогулкой воспитатель внимательно осматривает весь участок: на исправность оборудования и отсутствие опасных предметов.
  • Вместе с помощником воспитателя, занимается уборкой участка и созданием игровой среды для разнообразной деятельности (наблюдение, трудовые действия, подвижные игры и упражнения).

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ.

  • Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьмипроведение гигиенических процедур.
  • Одевание детей нужно организовать так, чтобы потратить меньше времени и чтобы они недолго ожидали выхода на прогулку. Необходимо продумать и создать такие условия, чтобы детям было удобно собираться и при этом не мешать другим.
  • Одевать и раздевать детей при подготовке к прогулке и возвращению с прогулкинеобходимо по подгруппам:

— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей - медленно одевающихся детей, с низкими навыками по самообслуживанию;

— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и затем выводит детей в приемную для одевания;

— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы детей, после чего выводит их на участок к воспитателю;

— детей с ослабленным здоровьем, после болезни рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

  • Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности (очередность одевания детей – рейтузы (теплые штаны, обувь, платок, шапку, пальто, шарф и варежки). При возвращении с прогулкираздеваются в обратном порядке.
  • Нужно приучать малышей к тому, чтобы они поблагодарили взрослых за оказанную помощь. Родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности, чтобы навыки по самообслуживанию (одевания и раздевания)сформировались быстрее.
  • Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК.

  • Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей.
  • На участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты.
  • Песочница располагается под тентом и представляет собой большой, низкий ящик с бортиками, обязательно с крышкой. Песок периодически очищают, пополняют, перемешивают и увлажняют.
  • Участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом.
  • Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.
  • Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки.

В нее входит 5 компонентов:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке. Исследовательская деятельность.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В раннем  возрасте наблюдения должны занимать не более5 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, ветер, солнце и т. п.);
  • Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых - дворника, шофера, строителя и т. д.).

Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления.
  • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Подвижные игры.

  • Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.
  • Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулкус игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью)следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации). Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке от 6 до 10 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игры. Помимо подвижных игр на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

Рекомендации при проведении игр:

  • Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
  • Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

Индивидуальная работа с детьми.

  • Во время прогулок воспитатель организует индивидуальную работу с детьми (на развитие движений).
  • Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
  • Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
  • Можно проводить с детьми и отдельные физические упражнения в основных движениях,

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-7 минут.

Формами организациитруда детей являются:

  • Индивидуальные трудовые поручения. Дети получают простые индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочередно привлекает детей. Работу организует как «труд рядом», при этом следит, чтобы дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. Она осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

 Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В группах раннего возраста ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:

- обеспечивать им полную безопасность;

- научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;

- осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.

- следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали.

Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра.
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
  • О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение об организации прогулок с детьми

Положение об организации прогулок с воспитанниками МБДОУ  детский сад № 4   Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного...

Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения

Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На  прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, де...

Организация прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с деть­ми. Традиционно прогулка включает в себя органи­зацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (расти...

Консультация для родителей "Организация прогулок с детьми в зимний период"

Консультация для родителей 1 младшей группы  "Организация прогулок с детьми раннего возраста  в зимний период"...

Организация прогулок с детьми

Организация прогулок с детьми...

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в ясельной группе».

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в ясельной группе»....