Проблемы физкультурно-экологического образования дошкольников с ОВЗ
статья

Кателевская Евгения Петровна
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования основ физкультурно-экологического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Обозначена цель и задачи физкультурно-экологического воспитания. Обоснована его необходимость. Проанализированы возможные пути решения поставленных задач и достижения цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы физкультурно-экологического образования

 дошкольников с ОВЗ

Георгиевская Л.А.; Светлова Л.Е., Николенко Г.Б., Кателевская Е.П.

ГБДОУ детский сад № 99 Выборгского района,

г.Санкт-Петербург

Ухудшение среды жизни человека, стало являться большой экологической проблемой. Эта проблема связана с образованностью людей. Она породила потребительское отношение к природе. Действенный путь в этой ситуации формирование экологической культуры, экологического сознания.

Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему нужно начинать с ранних лет. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что дети без особых усилий осваивают экологические знания.

На этом этапе ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формирует основы экологического мышления, сознания. У него закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В условиях развития цивилизации, нарастающих проблем с экологией, загрязнения окружающей среды устанавливается связь зависимости здоровья человека от влияния экологической обстановки. Недостаток знаний направленных на формирование у детей потребности в сохранении здоровья, явились причиной проведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

С детства закладываются основы здорового образа жизни, происходит формирование начала экологической культуры, экологического мышления, быстро и качественно усваиваются знания. Поэтому нашей целью стало повысить уровень здоровья детей за счёт доступности физкультурно-экологической работы, её эффективности, универсальности. Работая в этом направлении мы способствуем  пониманию ценности своего здоровья, необходимости самовоспитания для самосохранения.

О важности этих проблем свидетельствуют результаты исследований Сидоровой Т.В., 2000г.; Волосниковой Т.В., 2011г., Поштарёвой Т.В., 2000г.

Сидорова Т.В., рассказала пути профилактики неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье детей дошкольного возраста, пути решения проблемы экологической безопасности человека. О роли родителей в физкультурном и экологическом образовании дошкольника. Она считает, что физкультурно-экологическая работа в ДОУ позволяет интегрировано решать эти задачи, включая различные формы работы с детьми и родителями. Для этого необходима разработка методов физкультурно-экологической работы. Эта работа на основе интеграции двигательной деятельности и познавательной позволяет решать задачи оздоровления детей и повышения экологической грамотности у них и родителей.

Волосникова Т.В., рассматривала теоретические основы решения проблемы оздоровления дошкольников средствами физической культуры в экологических условиях мегаполиса. Проведённое исследование показало, что получение результата в процессе оздоровительной работы дошкольного учреждения, возможно при организованном управлении. Однако она считает, что недостаточно разработана научно-теоретическая основа в вопросе управления процессом оздоровления в учреждениях, и недостаточно профессиональной компетентностью руководителей и педагогов. Волосникова Т.В. разработала концепцию управления оздоровлением детей в экологических условиях мегаполиса. Ею установлена зависимость качества оздоровительной работы ДУ от эффективности управления системой оздоровления. Разработанные ею методики в результате исследований могут использоваться в ДУ любых видов.

         В 2000 году у Поштарёвой Т.В. предметом исследования была реализация эколого-валеологической направленности процесса физического воспитания дошкольников, как фактора формирования физкультурной и валеологической образованности. Как полагает Поштарёва Т.В., для достижения положительного результата необходимысоциально-педагогические и психологические условия физического воспитания дошкольников. Во всех направлениях работы дошкольного учреждения должна присутствовать эколого-валеологическая направленность, охватывающая работу специалистов, педагогов, психологов, при обязательной приемственности семьи и ДУ. Поштарёва Т.В. доказывает необходимость построение модели валеологического подхода к педагогическому процессу:

  • создание здоровьесохраняющей среды;
  • формирование эколого-валеологической образованности дошкольников;
  • организация физического воспитания эколого-валеологической направленности;

      Рассматривая результаты исследований  у нас определилось направление организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующей экологическому воспитанию детей в процессе двигательной деятельности.

      Организация физкультурно-экологической работы с дошкольниками  с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы работы. Для детей с ОВЗ характерна двигательная расторможенность, моторные трудности, низкая работоспособность.  

       Поэтому в физкультурно-экологическом планировании требуются внесение изменений. В связи с особенностями режима пребывания детей с ОВЗ в учреждении, актуальными становятся требования к подбору форм работы. Они должны быть доступны, универсальны, эффективны.

        По нашему мнению для детей с ОВЗ усвоение любой познавательной информации легче воспринимается при непосредственном включении в двигательную деятельность.

        В этой связи в направлении физкультурно-экологической работы выделился ряд мероприятий: физкультурные занятия, праздники и досуги, деятельность в природной среде. Для формирования творческого отношения ребёнка к миру и к себе, для общения с природой, осознанному отношению к своему здоровью эти мероприятия должны носить интегрированный характер; проведение этих мероприятий происходит в несколько этапов, с привлечением инструктора по физическому воспитанию, учителя-логопеда, музыкального работника.

         Для детей с ОВЗ существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, овладение способами взаимодействия с окружающей средой. Экологические задания поискового характера высоко эффективны в формировании физкультурно-экологического образования. Ещё одним доступным шагом в физкультурно-экологической работе с детьми с ОВЗ является преемственность работы в этом направлении ДУ и семьи. Успех обеспечивается комплексным использованием различных форм работы с семьёй: собрания, беседы, рекомендации, наглядные пособия, привлечение родителей к участию в физкультурно-экологических мероприятий.

         Осуществление физкультурно-экологической работы с дошкольниками с ОВЗ возможно на основе интеграции, двигательной и познавательной деятельности детей, взаимодействия сотрудников учреждения и родителей.

 Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры ( физические упражнения, оздоровительных сил  природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны, содействуют развитию двигательных умений и навыков, укрепляют здоровье, а с другой стороны, воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.

Литература.

  1. Волосникова Т.В. « Физическая культура в системе управленияоздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса»: дис. док. пед.наук: 13.00.04 – СПб, 2011.- 358с.
  2. Казаручик Г.Н. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»: Минск НИО, 2014г.
  3. Маханёва М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе» М; ТЦ. Сфера 2009г.
  4. Поштарёва Т.В. «Эколого-валеологическая направленность физического воспитания старшего дошкольника»: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 – Ставрополь, 2000.-207с.

Сведения об авторах

  1. Георгиевская Людмила Андреевна, заведующий - государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99

+7 921 336- 66- 03

  1. Николенко Галина Борисовна, старший воспитатель - государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99

+ 7 921 342-65-53

  1. Светлова Лариса Ефимовна, воспитатель – государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99

+ 7 921 986-80-23

  1. Кателевская Евгения Петровна, воспитатель – государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99

+ 7 911 715-77-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-экологическая совместная деятельность "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад работал летом, поэтому педагоги по физической культуре и экологии объединились в желании закрепить навыки и знания детей на интегрированном занятии, которое провели на свежем воздухе....

Сценарий физкультурно-экологического досуга "Путешествие с капелькой" в рамках празднования "Дня Земли"

В игровой форме дать детям представление о важности воды в жизни человека. Использовать различные методы и приемы для активизации взаимодействия детей. Через экологическое, физическое, познавательно-р...

Конспект физкультурно-экологического занятия в подготовительной группе "путешествие по родному краю"

Физкультурное развлечение- это не просто занятие, это интеграция с разными образовательными областями. Такие занятия- развлечения позволяют детям с интерессом и пользой провести время, узнать но...

Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Данный материал содержит методические рекомендации по физкультурно-экологической работе с дошкольниками.В немотражены основные воспитательные методы  работы с детьми....

Планирование интегрированной физкультурно-экологической НОД дошкольников.

Главной целью физкультурно-экологического воспитания дошкольников является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического соз...

Сценарно-режиссерская разработка «Физкультурно-экологическое развлечение прогулка с Незнайкой» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ для детей с нарушениями ОДА в соответствии с ФГОС ДО

Физкультурно-экологическое развлечение для детей с нарушениями ОДА поможет повысить уровень экологической грамотности  детей старшего дошкольного возраста, а еще это просто увлекательно и весело,...