Опыт работы
учебно-методический материал (средняя группа)

Семенькова Наталья Михайловна

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2023.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                   

                                                                             

        Формирование основ здорового образа жизни с раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      У детей дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Работа проходила в старшей группе и состояла из трех этапов:

  • Информационно - поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы.
  • Практический  – создание развивающей предметно пространственно среды, создание системы  здоровьесбережения.
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

        Цель моей работы – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

        Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

1.Анализ состояния здоровья детей.

2. Воспитание у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.

 3.Воспитание самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представления детей о гигиенической культуре.

4.Обогащение и углубление представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье
5. Создание  условий для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:

-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом;

-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей;

-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.

Информационно – поисковый этап: Дошкольный возраст - самый  поддающийся воздействиям  период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедилась  в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.  В начале своей работы я проанализировала здоровье детей, и  сделала  следующие выводы: дети имели отклонения в физическом развитии; заболевания  органов дыхания.

 Далее я вместе с инструктором по физической культуре провели мониторинг по образовательным областям: «Физическое развитие» и  

« Социально-коммуникативное развитие»; все эти области тесно связаны между собой и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого, вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице.

 Практический этап: На основании вышесказанного я  включила в образовательный процесс систему работы с детьми.  В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в ООД которые соответствовали программе и возрасту детей.

    Обучала детей  использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).

       В группе я создала  условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем  необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

        Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья  был накоплен  материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

 С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья».  Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). 

Инновацией в своей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания  для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.

 В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: ООД  , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Знакомила детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировала творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья. 

Большое внимание на НОД уделялось формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

       Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок.   Так,  для прогулки я подбирала  народные подвижные игры, эстафеты, соревнования. Собирали  природный  материал для дальнейшей работы с ним в группе.

       Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.  После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

 Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смеха, сказки.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому я старалась соблюдать режимные моменты, следила за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировала  нагрузку, избегала однообразия и монотонности детской деятельности.

 Особое внимание в системе ЗОЖ я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использовала ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовала пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

         В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории,  имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей. Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников,  мною использовались такие здоровьесберегающие технологии:

  • Игровой точечный массаж . А.А.Уманская, К. Динейки;
  • «Гимнастика маленьких волшебников» Т.Нестерюк, А.Шкода;
  • Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
  • А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.

        С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашей группе подобную работу я проводили в форме  бесед, консультаций, разъяснений, индивидуальных бесед.

      Организовывала тематические родительские собрания, в заседании которых включались элементы тренинга. Предлагала родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова».

 В родительском уголке размещала консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности я применяла и рекомендовала родителям  широко применять такие виды деятельности  в семье как:

          - чтение литературы о труде;

- совместное создание атрибутов к подвижным играм;

          - встречи с  людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей.  

 Системно-образующий этап: В конце своей работы я провела повторный мониторинг, который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).

 Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.

 На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в этой работе позволила закреплять полученные детьми в группе  знания и умения в повседневной жизни.

         Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. 

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

 Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...