Методические рекомендации по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
консультация

Мартыненко Марина Дмитриевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по обучению детей

зеркальному рисованию

Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно).

Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения:

1.От простого к сложному,

2.Поочередное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками,

3. Ребенку не должно быть слишком просто.

Для зеркального рисования, рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть нами были разработаны и подобраны картинки по лексическим темам.

Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребенку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков-лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребенок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.

Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.

Для задания дорисуй вторую половину даем картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.

Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи образовательной кинезиологии:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
  • Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений.

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;

когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

6. Заниматься необходимо ежедневно.

7. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных занятиях по кинезиологии, упражнения возможно использовать и как организационный момент в начале занятия.

8. Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние..

9. Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с 4 лет дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

10. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («плечо,пояс, локоток»), произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнения упражнений, которые могут проводиться стоя или сидя за столом.

11. Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Желательно закрепление пройденного материала, т.е. задания можно периодически предлагать повторить еще раз.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу.

Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как дети настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.

Методические рекомендации по использованию игр

на развитие общей моторики

Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрестные танцы» или «перекрестные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше .

Можно использовать нейроскакалку. Она развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.

Балансир и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого  в своей работе активно использую кинезиологические методики...

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста...

Методический материал. Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. «Нейрогимнастика»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет.Межполушарное взаимодействие — особый механ...