консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста»
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребёнок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Родитель предоставляет ребёнку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребёнок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи. Необходимо систематически прививать ребёнку навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В современном обществе важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника.
Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:
- Показ и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причём необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия даётся очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным и прямым.
- Упражнение и контроль
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.
- Пример взрослых
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (родитель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Учёба ребёнка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он ещё ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
- Игровые приёмы
Позволяют родителю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приёмы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогают закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
- Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо говорить в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Родитель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков и своевременно выполняя их.
Список литературы
- Ковалько В.И. « Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А.Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
