Двигательная активность детей в разное время
консультация

Стенякина Елена Викторовна

"ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_detey_v_raznoe_vremya_goda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ  ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА» 

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение- важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения-первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств. Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение-это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связанны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение-это и эффективное лечебное средство. По мнению психологов, маленький ребенок-деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Детей можно условно разделить на три группы: большой, средней и малой подвижности.

  • Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. При хороших условиях в группе и на участке они самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
  • Дети большой подвижности всегда особо заметны. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается « малая степень ее осознанности». Из всех видов движения они выбирают бег, прыжки, избегают движений требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
  • Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону от основной массы детей, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течении дня:

• утренний (с 8 до 9 часов)
• дневной (с 10.30 до 12 часов)
• вечерний (с 16.30 до 19 часов).
 

На двигательную активность влияет много факторов: времена года, климат, место жительства, возраст и индивидуальные особенности.

Потребность в движениях меняется в зависимости от сезона года. Зимой по сравнению с летом она снижается. Весной двигательная активность повышается, особенно в мае, а летом в каникулы – наибольшая.

Знания особенностей двигательной активности детей помогает в рациональном построении двигательного режима в детском саду и дома.

Подбирая спортивные игры и упражнения, необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

Например, в прохладную погоду – игры, в которых дети все одновременно выполняют упражнения, чтобы предупредить возможность охлаждения. В зимнее время года отдается предпочтение спортивным играм и развлечениям с катанием на санках, метанию снежков, скольжению на ледяных дорожках, ходьбе на лыжах. Систематические занятия ходьбой на лыжах способствуют правильному развитию стопы, укрепляют сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему, содействуют развитию основных физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера, равновесия, силы, выносливости. После того, как с детьми освоен переменный двуглажный ход, скользящий шаг, они с удовольствием уже самостоятельно катаются на лыжне детского сада, выполняют различные игровые упражнения: «Шире шаг», «Дойди – не упади», «Лыжный поезд» и др.

Так же в зимнее время года дети с интересом выполняют элементы хоккея, различные игровые упражнения: «Проведи шайбу через воротики», «Не пропусти мяч за круг», «Загони шайбу в круг» и др. Особенно увлекает детей катание на санках с разнообразными заданиями. Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный поезд, катаются сидя на конце санок и т.д.

Большое внимание в зимнее время уделяется эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают друг - друга, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания не должны быть сложными, дети выполняют их быстро и не ждут долго своей очереди. Важно правильно чередовать упражнения и отдых. Но во время отдыха дети не должны оставаться неподвижными: отдыхом служит настроение, короткие остановки во время игры или упражнений. Паузы не должны быть длительными. Особое внимание должно уделяться на качество выполнения упражнений, движений, способствующих формированию правильной осанки; правильному дыханию детей (во время занятий приучаем детей дышать через нос).

Во время соревновательного момента у детей хорошо закрепляется двигательный навык. В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих двигательных задач. При этом дети проявляют самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от «ловишки»). В игре между детьми возникает взаимная обусловленность поведения, содействующая выявлению и воспитанию нравственных черт личности ребенка (коллективизм, взаимопомощь, сознательная дисциплина). В соревнованиях у детей развивается способность применять двигательные навыки в усложненных условиях.

Учитывая снижение ДА детей в осеннее-зимнее время года, важно пополнить их ежедневный суточный объем движений за счет увеличения моторной плотности1 разных видов организованной двигательной деятельности (занятия по физической культуре тренировочного типа, гимнастика после дневного сна, занятия на велотренажерах, ритмическая гимнастика, пробежки после дневного сна, прогулки-походы, игровые упражнения на ледяных дорожках, на санках и т.д.).

В теплое время года отдается предпочтение спортивным играм и развлечениям с мячом, бегу ( умеренному, быстрому, на выносливость). Проводятся игры в городки, кегли, бадминтон, игры с элементами настольного тенниса, с элементами баскетбола и волейбола, езде на велосипеде. Очень любят дети игры и упражнения на спортивных снарядах. Они доставляют детям много радости, способствуют развитию координации движения, равновесия. В жаркую погоду, во избежание перегревания детей игры, более спокойного характера меньшей подвижности.

В осеннее время игры, которые можно провести на ограниченной плоскости. Например:«Пустое место», «Найди, где спрятано?», «Угадай по голосу».

Во время прогулки дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Не нужно увеличивать дневную двигательную активность зимой до весенних или даже летних уровней. Зато весной и осенью можно смело добавить в режим дня множество двигательных действий.

Двигательный режим помогает развитию. Прежде всего положительно влияет на физическое и умственное развитие, укрепляет здоровье, повышает работоспособность в последующие периоды жизни.


Используемая литература:

1.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие.- М.: Терра – Спорт, 2000.- 168с., ил.

2. Необычные физкультурные занятия для дошкольников /авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 167с.

3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т., «Режим дня в детском саду». Москва «Просвещение» 1998г.

4. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», Москва 2006г.

5. Фролов В.Г., «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». Москва «Просвещение» 1986г.

6. Юрко Г.П., Фролов В.П. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста», Москва «Просвещение» 1987г.

7. Рунова М.А. «Двигательная активность в детском саду» , Москва «Мозайка-синтез»  2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Двигательная активность детей в зимнее время года"

Описание материала: Предлагаю Вам, консультацию для родителей. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей.Тема: «Двигательная активность детей в зимнее время года»....

Консультация для родителей «Двигательная активность детей в зимнее время года".

Как сделать зимнюю прогулку более приятной и полезной для Вас и Вашего  малыша?Вам предлагаются несколько советов для установления более доверительного и тесного общения с Вашим малышом....

Консультация для педагогов и родителей: "Двигательная активность детей в зимнее время года"

Лыжами можно заниматься также с 4-6 лет. Ходьба на лыжах развивает все группы мышц, скоростно-силовые качества ребенка, формирует умение координировать движения рук и ног, тренирует выносливость. Но н...

Консультация для родителей "Двигательная активность детей в зимнее время"

Предлагаю Вам консультацию для родителей.Вы узнаете, как сделать зимнюю прогулку более приятной и полезной для Вашего ребенка....