Сборник советов и рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни
методическая разработка

Коренева Елена Павловна

Сборник советов и рекомендаций был разработан и подобран с целью повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помочь родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровье сберегающего воспитания детей; пропагандировать здоровый образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx765.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение C:\Users\Я\Desktop\1660714869_8-kartinkin-net-p-fon-zdorovii-obraz-zhizni-dlya-detei-krasi-8.jpg

детский сад № 8 «Золотая рыбка»

Сборник рекомендаций и советов

 для родителей

 «Формирование основ здорового образа жизни с детьми и родителями»

Подготовила:

Воспитатель Коренева Елена Павловна

г. Приморско-Ахтарск 2021 г.

Аннотация

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

Сборник советов и рекомендаций был разработан и подобран с целью повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помочь родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровье сберегающего воспитания детей; пропагандировать здоровый образ жизни. Консультации и памятки содержат теоритических и практические рекомендации по здоровому питанию, двигательной активности, соблюдению режима дня, личной гигиене, направлены на получение родителями знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

Были разработаны и подобраны следующие

Консультации:

  • «Азбука здорового образа жизни»;
  • «О пользе витаминов для детского организма»;
  • «Здоровое питание в семье»;
  • «Спортивный уголок дома»;
  • «Воспитываем детей здоровыми»;
  • «Здоровье ребенка в наших руках»;
  • «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»;
  • «Закаливание детейв домашних условиях»;
  • «Как укрепить иммунитет ребенкас помощью точечного массажа»;
  • «Оздоровление детей методами арома- и фитотерапии»;
  • «Соблюдение режима дня в условиях семьи и его влияние на формирование привычки к здоровому образу жизни»;
  • «Подвижные игры дома».

Памятки:

  • Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей;
  • «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»;
  •  «Здоровая семья, здоровые дети»;
  • «Витаминный хит-парад»;
  • «Цветотерапия»;
  • «Воспитание потребности здорового образа жизни»;
  • «Звукотерапия для вас, родители!»;
  • «Для чего и как мы спим?»;
  • «Ребенок и компьютер»

Использованные интернет источники:

C:\Users\Елеа\Desktop\проект по ЗОЖ\картинки\0002-002-JA-zdorove-beregu-sam-sebe-ja-pomogu.jpg

Памятка для родителей

«О здоровье — всерьез!»

Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровье не купишь. И взаймы его не возьмешь. Это знаем мы все. Но бережно к нему относимся очень редко. Одни полагаются на «авось», другие руководствуются принципом «если суждено болеть то. », третьи уверенно прижимают толстый кошелек: «Теперь здоровье тоже товар». Не ново то, что мы вспоминаем о здоровье только тогда, когда оно начинает нас подводить. В спасении не останавливаемся перед любыми методами и средствами. От народной медицины, до традиционных таблеток, микстур и дорогих медпрепаратов нового поколения. Все готовы испытать, лишь бы завтра почувствовать себя лучше. Думаем о здоровье, или нет - оно все равно очень важно!

А что такое здоровье?

«Здоровье - способность цивилизованного общения между людьми. Сейчас говорят, что здоровым быть модно. Но понятия здоровье и мода совершенно несовместимы. Были времена, когда о здоровье не говорили. Потому что не модно. Здоровым надо ощущать себя всегда. Сегодня, завтра, всю жизнь. И для этого надо трудиться».

"Здоровье - это противоположность болезни. Еще кто-то из великих сказал, что человеку для счастья нужны всего две вещи: живые родители и здоровье. И это действительно так. Когда мы рождаемся, у нас нет ничего: ни денег, ни имени, только наше здоровье. И задача каждого - сохранить данное создателем. Плюс ко всему, здоровье - социальное слагаемое, будут здоровы люди - будет здорова нация".

«Здоровье человека - то, о чем мечтаю с детства. С одной лишь разницей: ребенком мечтала вылечить всех больных, теперь мечтаю, чтобы люди не болели. Здоровье близких - то, о чем тревожусь ежедневно. Здоровье детей - то, за что, не задумываясь, отдала бы свое. Здоровье души - то, что закаляю каждый день».

«В здоровом теле - здоровый дух" - не простая, избитая временем крылатая фраза. Для меня это сознательная норма. Надо любить свое тело и свою душу. Я никогда не сказала бы о себе, как о здоровом человеке, если бы не чувствовала себя легко и не ощущала внутреннюю гармонию. Желаю всем всегда выглядеть хорошо и нравиться, в первую очередь, самим себе. Это и залог здоровья, и составляющая успеха».

«Здоровье, в первую очередь, - отличное физическое состояние тела. Для меня это - профессиональное требование. Организм в целом должен быть здоров. И об этом надо думать и заботиться каждый день, каждую минуту, всегда. Спорт, прогулки по свежему воздуху, активный образ жизни, отдых, умеренное питание - это мое здоровье и здоровье моих воспитанников».

Советы родителям

Как укрепить иммунитет ребенка

с помощью

точечного массажа

         Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные "лекарственные" вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ. Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам.

Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Точка 1 – область всей грудины, которая связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 - связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма.

Точка 3 - связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.

Точка 4 - связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5 - расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.

Точка 6 - связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.

Точка 7 - связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.

Точка 8 - массаж этой точки, расположенной в районе ушных козелков, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9 - массаж этой зоны на кистях рук нормализует многие функции организма, т.к. руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий связаны со всеми вышеперечисленными точками.        

РЕКОМЕНДАЦИИ

•        Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки, смазать питательным кремом и согреть их.

•        Прежде чем применить методику к вашему малышу, попробуйте ее сначала на себе.

•        Начать точечный массаж можно уже на 3-й день после рождения. По мере роста ребенка вовлекайте его в участие в процедуре. Уже с 3-месячного возраста прикладывайте детские пальчики к биозонам на грудке, шейке, возле носика, ушек и вместе массируйте их, считайте вслух. Если следовать этой рекомендации, малыш уже в 7-8 месяцев сможет воздействовать на свои биозоны самостоятельно!

Советы родителям

Спортивный уголок дома

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения. Дома желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1,5м (можно использовать матрац, одеяло). Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает. По доске длиной 1,5 – 2 м, шириной 30 – 20 см ребенок ходит, упражняясь в сохранении равновесия, ползает по ней на четвереньках (коленях и ладонях), перешагивает через нее.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча и набивного мяча массой 1кг для детей старшего дошкольного возраста), обручи диаметром 15 – 20 см, 50 – 60 см, скакалки, кегли, детский дартс с мячиками на липучках, скутер, санки, лыжи, велосипед, доски для плавания, резиночка для прыжков, хоккейные клюшки, кольцеброс. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие 6 Х 9 см, масса 150 г метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие 12 Х 16 см, масса 400 г используют для развития правильной осанки, нося их на голове. Интересен для упражнений цветной шнур-косичка длиной 60 – 70 см. он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются: на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит «домиком».

Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.
Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.
Подсказки для взрослых

  • Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.
  • При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.
  • Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.
  • Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.
  • Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.
  • Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.
  • К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения. Их следует успокоить: предложить договориться о правилах игры, дать двигательное задание, требующее собранности и сосредоточенности, включить спокойную музыку и т.д.

Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.

  • Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.
  • Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка.
  • Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.
  • При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.
  • Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка. Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.

Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

Маленькие хитрости.

  • Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.
  • Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.
  • Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»
  • Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.
  • Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.
  • Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!» http://sport-planet.ua/files/2011/03_23/08_06/u_files_store_18_21172.jpg

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Рекомендации родителям

«Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

        Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура.

        Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуренедостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

        Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей – в разумном физическом воспитании.

        Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

        Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

        Физическое воспитание ребёнка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребёнок растёт, становится всё более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребёнок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков.

        Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка. Общаться с ребёнком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется его желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния на физического движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям. Занимаясь с ребёнком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко подпрыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести желаемые результаты: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

        Необходимо иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

        Чтобы сознательно заниматься с ребёнком физкультурой, то есть чтобы уметь выбрать наиболее подходящие для него упражнения, посильную нагрузку, правильно судить о его развитии, надо знать особенности детского организма в дошкольном периоде и те изменения, которые происходят в нём по мере того, как он взрослеет.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О пользе витаминов для детского организма»

Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, осуществляются должным образом только при участии витаминов.

Роль витаминов

Витамины не представляют органической ценности, но входят в состав коферментов и гормонов, и таким образом служат чрезвычайно важным компонентом системы обмена веществ и имеют исключительно важное значение, для нормальной жизнедеятельности. Так как витамины не синтезируются в организме, их относят к незаменимым факторам питания. А значит, они должны регулярно поступать с пищей. Длительное отсутствие в пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.

Классификация витаминов

Витамины по растворимости подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относят тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (никотиновая кислота, витамин РР), пиридоксин (витамин В6), цианкобаломин (витамин В12), фолацин (фолиевая кислота), пантотеновая кислота (витамин В5), биотин (витамин Н), аскорбиновая кислота (витамин С). Жирорастворимые витамины- ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Д), токоверол (витамин Е), филлохиноны (витамин К). Особую группу составляют витаминоподобные вещества. Они не обладают всеми свойствами витаминов, однако не менее активно влияют на обмен веществ и необходимы для нормального функционирования человеческого организма. К ним относят холин (витамин В4), инозит (витамин В8), биофлавоноиды (витамин Р), парааминобензойная кислота (витамин Н1) и др.

Функции витаминов

Все витамины выполняют защитную функцию против различных повреждающих факторов. Механизм их участия в обмене веществ для каждого специфичен. Недостаток витаминов в питании приводит к авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом- снижение обеспеченности ими организма.

Какие витамины являются самыми полезными и необходимыми для ребенка?

Витамин А необходим для роста и развития тканей детского организма, поддержания иммунитета, функционирования печени, восстановления слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает нормальное зрение (при его недостатке развивается «куриная слепота»). Витамина А много в печени, сливочном масле, яйцах и особенно в рыбьем жире. В зеленых овощах (петрушке, шпинате, мангольде, ревене, укропе, мяте, салате) и фруктах содержится каротин, который в организме человека превращается в витамин А. Много каротина в моркови, крапиве, щавеле, абрикосах зеленом луке, свежих помидорах.

Витамин D особенно необходим детям до года. Он предупреждает развитие такого заболевания, как рахит, с его помощью происходит регуляция отложения кальция и фосфора в костных тканях (при недостатке витамина D нарушается их рост). Витамин D содержится преимущественно в яйцах, сливочном масле, говяжьей печени, икре и рыбьем жире. Он образуется под воздействием солнечных лучей в кожных покровах.

Витамин К необходим для нормального свертывания крови, при его недостатке развивается кровоточивость тканей. Витамин К содержится в большом количестве в цветной и белокочанной капусте (особенно в ее зеленых листьях) а также в крапиве, шпинате, моркови, помидорах молочной зрелости и свиной печени.

Витамин Е участвует в синтезе белка, обеспечении тканей кислородом. Особенно важно достаточное количество его в рационе беременных женщин. Витамин Е содержится во многих растениях, в том числе в зародышах пшеницы, а также в растительных маслах.

Витамины А, D, К, Е являются жирорастворимыми, то есть лучше усваиваются в сочетании с жирами. Остальные витамины являются водорастворимыми.

Витамин В1 (тиамин) способствует укреплению нервной системы. Недостаток этого витамина в организме приводит к развитию кожных заболеваний, выпадению волос. Витамина В1 много в гречневой и овсяной крупах, фасоли, пшеничном хлебе из муки грубого помола, в яблоках, картофеле и особенно в пивных дрожжах. Из продуктов животного происхождения витамином В1 богаты: яичный желток, икра печень, почки, сердце.

Витамин В2 (рибофлавин) особенно важен для растущего организма. При недостатке витамина В2 ребенок становится капризным, у него отмечается подавленное настроение позднее появляются рецидивирующий стоматит, сухость кожи, склонность к поносам. Витамина В2 много в мясе рыбе, молоке и молочных продуктах, яичном белке, хлебе дрожжах. Кроме того, он синтезируется нормальной микрофлорой кишечника.

Витамин В6 (пиридоксин) поступает в организм человека с мясной, молочной пищей и синтезируется микрофлорой кишечника. В материнском молоке, в отличие от коровьего молока, содержится достаточное для грудного ребенка количество витамина В6. Витамин В6 участвует в синтезе белка, необходим для нормального развития нервной системы работы печени.

Витамин С, или аскорбиновая кислота, содержится во многих продуктах растительного происхождения. Особенно много витамина С в черной смородине, плодах шиповника, крыжовнике, апельсинах, мандаринах, грейпфрутах, цветной капусте, зеленом луке, петрушке. Аскорбиновая кислота участвует в синтезе различных веществ, необходима для функционирования иммунной системы. Потребность в витамине С особенно велика при инфекционных заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Недостаток витамина С может повлечь развитие депрессии и истерии таких заболеваний, как кровоточивость десен. Витамин С разрушается, если очищенные овощи долго лежат в воде варятся в открытой посуде, пища несколько раз подогревается.

Витамин РР — никотиновая кислота. При ее недостатке нарушается деятельность центральной нервной системы (ухудшается память, мышление), желудочно-кишечного тракта, поражается кожа. Никотиновая кислота содержится в мясе, рыбе, гречневой крупе, а также в овощах, фруктах, молочных продуктах. В небольшом количестве она образуется и в организме человека.

В настоящее время известно более 20 различных витаминов. Большая часть из них не синтезируется в организме человека, они не образуют депо (то есть не накапливаются). Поэтому витамины должны ежедневно поступать в организм человека.

Дети, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время физических нагрузок, дольше выполняют задания, чаще раздражаются, жалуются на то, что устали глаза.

Но восполнить необходимое количество витаминов только за счет пищи невозможно. Весной содержание витаминов в продуктах значительно уменьшается. В процессе хранения и приготовления пищи витамины в той или иной степени разрушаются. Поэтому, чтобы сохранить витаминный баланс, необходимо не только употреблять фрукты и овощи, но и принимать витаминные добавки. В настоящее время они широко представлены в аптечной сети. Однако употреблять витамины, особенно детям, следует в разумных пределах, и только после консультации с лечащим врачом.

Памятка для родителей

Звукотерапия для вас, родители!

Мамы и папы!

Простые игровые приёмы ЗВУКОТЕРАПИИ нравятся всем. Они не только учат ребёнка правильно произносить звуки, но и оздоравливают.

Познакомьте ребёнка с оздоровительными секретами ЗВУКОВ!

Звуки А и О А и У плавно пропевайте вместе с ребёнком. Они дают хороший настрой на любую работу.

Звук У пропевайте в перерывах между различными видами деятельности: «ветер подул, подул и сдул в окошко всю усталость…»

Звук Я даёт обезболивающий и самоутверждающий эффект.

Звук Н пропевайте усиленно – активизирует творческие способности.

Звук В исправляет неполадки в нервной системе и в спинном мозге.

Звук Ю произносите с акцентом, не пропевая. Это благотворно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы.

Звук Е снимает усталость и стресс.

(по материалам Новомлынской Т.)

Советы для родителей

Оздоровление детей методами арома- и фитотерапии.

Одной из популярных здоровье сберегающих технологий является методика использования аромаи фитотерапии в оздоровлении детей дошкольного возраста. Современная ароматерапия – это профилактический способ поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяющий снять ежедневные стрессы, это один из инновационных способов оздоровления детей. Ароматерапия занимает положение наравне с фитотерапией, гомеопатией, акупунктурой и прочими методами. Медики и ученые единогласно соглашаются, что ароматы растений оказывают огромное положительное влияние на человека. Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека. Обоняние играет важнейшую роль в жизни человека. Эта способность развивается в зависимости от индивидуальных качеств, а также под влиянием окружающего мира. Учёными было доказано, что независимо от личных предпочтений человека, существуют различные запахи, способные поднимать настроение и улучшать самочувствие. В мире множество запахов, и каждый имеет своё действие. Одни успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, одни вызывают сонливость, другие в свою очередь бодрят. Медики объясняют это тем, что запахи стимулируют глубинные участки мозга, а мозг, в свою очередь, посылает соответствующие сигналы нервной системе. История ароматерапии насчитывает уже более 7000 лет. Ещё в древности люди знали о целебных свойствах эфирных масел, и умели добывать их. Истоки этого метода натуральной медицины относятся к временам Древнего Египта, Рима, Греции, Китая. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения. Растения – это самые древние и удивительные сущности, когда-либо населявшие нашу планету. Они обладают мощной, доброй энергетикой, способной исцелять и оберегать от внешних воздействий. Собственно, растения, как первые, и в то же время, самые беззащитные поселенцы на планете, только тем и занимались, что выживали в агрессивной среде. Ни одно существо на Земле не обладает такой колоссальной жизненной силой, как растения. Основным действующим компонентом ароматерапии служат эфирные масла. Это квинтэссенция растений, обладающая энергией четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха.Более того, молекулы эфирного масла повышают действие химических препаратов в 4-10 раз. Одним из важнейших достоинств этих молекул является то, что они находятся в организме недолго (около 20 минут), а сделав свое дело, выходят, не оказывая вредных побочных эффектов. Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственными противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы. Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Так можно излечить массу заболеваний. Но нас интересует прежде всего то действие, которое оказывают эфирные масла на энергетическую оболочку детей дошкольного возраста. Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии как средства оздоровления и восстановления детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости. В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для дошкольников и младших школьников следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные и деревянные фигурки, аромомедальоны, подушечки. Достаточно эффективно использование смеси для поднятия настроения -масло апельсина — 2 капли, масло иланг-иланга — 2капли. Весной и летом лучше использовать эфирные маслах ароматом свежести (цитрусовые, хвойные), а под Рождество или Новый год — более теплые (цветочные, пряные). Всё эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.

  • Если ваш ребенок чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, иланг-илангаили апельсина.
  • Если ребенок одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» — эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина и корицы.
  • Если ребенок плохо адаптируется к детскому саду, школе — полезен лимон.
  • Если агрессивен — применяем лаванду и ладан.
  • Если ребенок ленится, равнодушен к занятиям –поможет можжевельник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей по формированию здорового образа жизни через художественную литературу.

Вырастить ребенка здоровым, культурным, аккуратным- это жилание родителей. Прививать желание у ребенка быть таким можно на примере сказочных персонажах....

Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольника

Рекомендациидля родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольника...

Несколько советов родителям по формированию здорового образа жизни у детей.

Несколько советовПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  1.  Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.2.  Соблюдайте режим дня.3.  Помните: лучше умная...

Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников....

Памятки и рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой....

Картотека рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни дошкольника

Картотека рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни дошкольника...