Программа «Здоровый малыш»
проект (младшая группа)

Тараканова Анна Михайловна

«Здоровье детей - богатство нации». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_malysh.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Принято                                                                                Утверждаю

Педагогическим советом                                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №44                                                 «Детский сад №44

«Красная Шапочка»                                                                «Красная Шапочка»

от______№______                                                                ________Т.Е.Коваль

                                                                                от________________

                                                                                Приказ №__________

Программа  

«Здоровый малыш»

(первая младшая группа)

2020-2021 год

Воспитатели: Калинина Н.И.

Тараканова А.М.

Смоленск

2020 г.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья наших детей. Не следует также забывать, что именно  дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек ЗОЖ, формирования культурно-гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) направлены, в первую очередь, на создание условий для повышения качества дошкольного образования, на  создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая   направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Воспитание у детей навыков личной  гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Понятие здоровья включает  в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно поэтому, так важно  в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В дошкольные годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Задачи:

1.Создание условий, способствующих развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей.

2.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

3.Формирование представлений о здоровом образе жизни.

4.Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены, о культуре питания.

5. Развитие двигательной активности, самостоятельности, а также познавательной активности малышей.

6.Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течения дня.

7.Заинтересовать родителей вопросами формирования ЗОЖ детей в семье

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

Работа с родителями:

-Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни – что это?»

- консультация «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», «О гигиене детей», «В здоровой семье – здоровые дети», «Нужен ли ребенку дневной сон?», «Иммунитет у детей».

- папка – передвижка «Зимние витамины: помогаем иммунитету».

- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.

- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет».

- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;

2 этап - Содержательный

Внедрение рабочей программы

Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):

- Утренняя гимнастика;

- Динамические паузы, физкультминутки;

- Дыхательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм.

Закаливающие мероприятия (ежедневно)

- Облегчённая одежда в помещении и на улице;

- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.

- Хождение босиком по массажным дорожкам.

- Игры, направленные на формирование правильной осанки.

 Организация предметно-пространственной среды:

• уголки «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения»;

• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

• карточки-схемы к подвижным играм;

• детская художественная и научная литература.

• использование нестандартного оборудования и пособий.

Проведение опроса с родителями «Самооценка здорового образа жизни».

3 этап - Итоговый

Проведение итогового мониторинга и опроса родителей

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, рассказ, сказка)

- наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование )

- игровой

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1.        Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная,   театрализованная игра).

2.        Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)

Формы занятий: Тематическая совместная деятельность, беседы.

Тема беседы

«Вкусно и полезно»

Учить детей понимать, что фрукты и овощи содержат огромное количество витаминов. Их полезно есть каждый день, но нельзя есть немытые и неспелые овощи и фрукты.

«Наши зубки»

Познакомить детей с понятием «гигиена полости рта», рассказать о важности содержания ротовой полости в чистоте, полоскании рта после еды и ежедневной чистке зубов.

«Крепкие-крепкие зубы»

Формировать у детей умение правильно чистить зубы, пользоваться зубной щёткой. Убедить детей в необходимости регулярно чистить зубы, утром и вечером, а после каждого приёма пищи – полоскать рот водой. Рассказать о том, почему нельзя одновременно есть горячую и холодную пищу, разгрызать орехи зубами.

«Злой насморк»

Развивать умение детей пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым

«Давайте не болеть!»

Подводить детей к пониманию того, что здоровье человека нужно беречь и укреплять. Формировать привычки ЗОЖ, понимать смысл слова «болезнь», их собственного опыта делиться впечатлениями о том, что болезнь – это плохо.

«У Степашки заболело горло»

Дать детям представление о болезни и здоровье, о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье (не есть холодную пищу из холодильника, не брать в рот снег и сосульки)

«В гостях у Мойдодыра»

Рассказать детям о важности быть чистым и опрятным. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться индивидуальным полотенцем после умывания

«Да здравствует мыло душистое»

Продолжать учить детей правильно пользоваться мылом, мыть руки с мылом после посещения туалета, прогулки, перед едой.

«Чебурашка промочил ноги»

Учить детей заботиться о своём здоровье. Подводить к пониманию того, что в весенние тёплые деньки легко промочить ноги и простудиться. Учить детей обходить лужи, мокрый снег, ручейки

«Филя простудился»

Формировать у детей представления о простудных заболеваниях, о правилах их предупреждения, о том, как нужно вести себя во время болезни и в период выздоровления

«Расти, коса до пояса»

Развивать умение детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала

«Физкультура и здоровье»

Формировать у детей знания о пользе занятий по физической культуре, о пользе зарядки. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями. Подводить детей к пониманию зависимости между занятиями физическими упражнениями и здоровьем

«Будем вежливы»

Учить детей употреблять в речи вежливые слова, здороваться, прощаться, благодарить за оказанную услугу, помощь.

«Если мне нужна помощь»

Формировать у детей навыки культурного поведения, умение обращаться за помощью к взрослому, использовать при этом вежливые слова

«Мама зайчиха учит зайчонка есть правильно и красиво»

Продолжать учить детей правильно сидеть за столом, есть аккуратно разнообразную пищу, правильно пользоваться салфеткой. Рассказать о том, что после использования салфетку нельзя бросать на пол или на стол, а необходимо положить на свою тарелку

«Как Мишка одевался на прогулку»

Формировать у детей навыки одеваться самостоятельно, учить их действовать не торопясь, аккуратно, соблюдать правила надевания предметов одежды, при необходимости обращаться за помощью к воспитателю

«Маша – растеряша»

Продолжать формировать бережное отношение к своим вещам. Закрепить понимание того, что вещи необходимо содержать в порядке, хранить их в шкафу

«Делу время, потехе час»

Актуализировать представления детей о труде, трудовых операциях. Формировать представления об активном отдыхе, о празднике, о культуре отдыха

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009        

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.        

3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006        

4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010 г.

5. М.М.Безруких, Л.В.Филиппова «Здоровьеформирующее физическое развитие» (здоровьесберегающая программа), М., «Владос»,  2001        

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез        

7. Н.Н.Лазарева, А.А.Асташкина и др., «Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка»,  Тольятти, типография ВУИТ, 2001

Приложение

Примерный перечень игровых спортивных упражнений по теме

1«Переправа  через речку»

Развивать умение детей ходить с перешагиванием, взявшись за руки, наступать в обозначенное место, следовать простейшей инструкции

2«Цирковые лошадки»

Учить детей  бегать с высоким поднятием колен, стараться двигаться грациозно и легко, передавать в движении весёлое, радостное настроение

3«Пройдём по мостику»

Закреплять умение детей ходить по ограниченной площади (доске), сохраняя равновесие

4«Зайчишки-шалунишки»

Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать самостоятельность при выполнении игровых упражнений

5«Преодолеваем полосу препятствий»

Формировать моторную компетенцию детей (общая моторика), умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции

6«Лови мяч»

Развивать умение детей бросать и ловить мяч, развивать внимание, крупную моторику мышц, координацию движений

7«Поймай мяч»

Развивать умение детей (бросать в цель) ловить, брошенный воспитателем

8«Кегли»

Продолжать упражнять детей в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой поочерёдно, развивать глазомер, ловкость, координацию движений

9«Зайчики»

Учить детей прыгать в лежащий обруч, сохраняя равновесие.

10«Топотушки»

Стимулировать двигательную активность детей. Совершенствовать навыки выполнения основных движений, учить ритмично двигаться под музыку, притопывать попеременно одной и двумя ногами

11«На лошадке»

Упражнять детей в выполнении прямого галопа. Учить выполнять движение легко, следить за осанкой, формировать коммуникативные навыки, развивать способность к распределению внимания

12«Санный круг»

Учить детей катать друг друга на санках по нарисованному кругу, создавать радостное настроение

13«Попрыгаем-потопаем»

Развивать у детей навыки слухового восприятия, упражнять в прыжках и ходьбе, учить действовать по сигналу воспитателя

14«Повернись и покружись»

Упражнять детей в умении быстро реагировать на сигнал, развивать чувство равновесия и координацию движений

15«Попади в ворота»

Развивать у детей координацию движений, меткость, глазомер

16«Кенгуру»

Учить детей прыжкам на двух ногах в высоту. Учить перепрыгивать 2-3 раза подряд через небольшие снежные валуны

17«Цапли»

Учить детей ходьбе с высоким подниманием колен. Учить перешагивать через препятствия, совершенствовать основные виды движений

18«Альпинисты»

Развивать умение детей подниматься на снежный вал, не дотрагиваясь руками до земли, развивать чувство равновесия, укреплять мышцы ног и спины

19«Из обруча  в обруч»

Учить детей прыгать на двух ногах из обруча в обруч, сохраняя равновесие

20«Догони мяч!»

Упражнять детей в беге, развивать способность ориентироваться в пространстве

21«Весёлые пружинки»

Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд (принимать правильное исходное  положение перед прыжком, выполнять группировку и прыжок)

22«Из кружка в кружок»

Совершенствовать умения и двигательные качества детей, связанные с прыжками на двух ногах с продвижением вперёд в определённом направлении

Приложение

Детская художественная литература

О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».

О закаливании - О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»

О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».

О питании - 3. Александрова «Большая ложка»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».

О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».

О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Прогулка»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; «В день морозный»; С. Михалков «Прогулка».

Потешки

«Водичка, водичка»

«Теплою водою»,

«Уж я Танюшечке пирог испеку»

«Ножками потопали»,

«Уж я косу заплету»

«Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

«Завяжу потуже шарф»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый малыш"

   Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Здоровый ребёнок», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива...

Авторская программа «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоци...

Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш

В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....

Программа "Здоровый малыш"

    В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здо...

Программа «Здоровый малыш»

Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической  ра­боты в МДОУ № 32, ежедневная, систематическая работа проводится с детьми всех возрастных групп с 3-х  до...

Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»

Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»...

Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"

Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"...