План работы по самообразованию Воспитатель: Тема: «Безопасность дошкольника»
материал (подготовительная группа)

Трусова Мария Яковлевна

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_obzh.docx44.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

План работы по самообразованию

Воспитатель: _Мария Яковлевна Трусова

Группа №11 (с 6 до 7 лет)

Тема: «Безопасность дошкольника»

Актуальность темы:

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Цель для педагога:

1. Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, совершенствование методики руководства формирования у детей дошкольного возраста  устойчивых навыков безопасности в окружающей среде.

2.  Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Цель для воспитанников:

1. Сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

2. Повысить уровень самостоятельности и ответственности дошкольников.

      3. Воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях.

Дата начала работы над темой: 01 сентября 2022года

Предполагаемая дата окончания работы: 28 апреля 2023 года

Ожидаемые результаты для педагога:

  • повысить свой профессиональный уровень;
  • создание специальной среды с целью формирования безопасного поведения у дошкольников. 
  • создать картотеки по ОБЖ, обеспечивающие систему работы в группе
  • усилить интерес родителей (законных представителей) к событиям в детском саду.

Ожидаемые результаты для воспитанников:

  • Сформированы представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях. Воспитанники знают правила поведения в опасных ситуациях.
  • Воспитанники знают о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  • Проведены совместные мероприятия с родителями по проблеме безопасности жизнедеятельности ( консультации).

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • Беседы, экскурсиичтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, строительные игры, дидактические игры, создание тематических альбомов, викторины, использование видеоматериаловпридумывание сказок, рассказов и рисование к ним иллюстрацийтематические праздники и развлечения, выставки рисунков и поделок, загадки, пословицы, поговорки, рассматривание картин и иллюстраций.

  • консультативная работа с родителями.
  • Родительские собрания с включением тем по безопасности жизнедеятельности детей
  • Индивидуальные беседы и консультации
  •  Оформление наглядной агитации, папок-передвижек, буклетов
  •  Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок
  •    Участие в конкурсах

Этапы проработки материала:

1 Этап информационно-аналитический

Изучение научной и учебно-методической литературы, интернет источников, накопленного опыта современных педагогов по изучаемой теме.

Разработать перспективный план работы  по теме самообразования.

2 Этап - внедрение в практику.

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды по формированию основ безопасности у детей (дидактические игры, материал, атрибуты и т.д).

Разработка и корректировка конспектов занятий с использованием различных методов и приёмов обучения.

Оформить в группе уголок безопасности Разработать картотеку игр  по  ОБЖ

 Практическая работа с детьми:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-сюжетно – ролевые игры;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-участие в различных конкурсах;

-Работа с родителями : беседы, консультации, памятки, газеты, буклеты.

-Создание  презентации по ОБЖ

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме: «Безопасность дошкольника».

  1. Публикация своего опыта в сети «Интернет» на сайте «nsportal.ru».
  2. Отчёт по теме самообразования.

Сроки

Формы работы

Содержание работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

сентябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

- Практическое применение с воспитанниками.

- Подбор методического материала. (игр)

- Составление перспективного планирования.

1.Беседа по теме: «Знай и выполняй правила уличного движения».

2. Дид. игра, «Поставь знак», «Улица пешеход».

3. Беседа по теме:  «Дорога – не место для игр».

1.Памятка для родителей: «По обучению детей правилам дорожного движения»

2.Консультация для родителей : «Безопасность на дорогах»

октябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

-Подборка художественной литературы.

- Практическое применение с воспитанниками.

Беседа по теме: «Внешность человека может быть обманчива». 
3. Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа».
4. Обсуждение проблемной ситуации «Мы в общественном транспорте», «Как вести себя, если…».
5. С/Р игра «Полиция».

1.Подбор произведений по правилам безопасности. 

2. Буклет: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»

ноябрь

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.

-Разработка конспекта НОД.

- Практическое применение с воспитанниками.

-Изучение статей.

-НОД по теме «Я знаю, что можно, а что нельзя».

-Дид. игра ««Я знаю - это опасно», «Бывает – не бывает?»
- Беседа  «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе».

-Теоретические знания педагога.

оретические знания педагога.

-Индивидуальная беседа «Каждой вещи свое место».

-Консультация для родителей : «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре»

декабрь

-Разработка конспекта

- Практическое применение с воспитанниками.

-Изготовление мнемотаблиц (для беседы)

машина спешит на помощь». 

-НОД. по теме «Пожароопасные предметы».  

- Беседа: по теме «Спички не тронь — в спичках огонь».(работа с мнемотаблицами)

-Чтение рассказа Шорыгина Т.А. «Пусть елка новогодняя нам радость принесет».        
 «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
- Сюжетно ролевая игра «Пожарная машина спешит на помощь». 

Памятка для родителей: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

январь

- Распечатать картины «Зимние забавы»

-Распечатать раскраски по теме: «Мороз и гололёд»

- Практическое применение с воспитанниками.

-Рассматривание иллюстраций, картины «Зимние забавы».
-Раскраски по теме.
-Беседа с детьми на тему: «Правило поведения во время игр забав».

-Консультация: «Пожарная безопасность детей».

-Памятка для родителей по правилам дорожной безопасности.

февраль

- Разработка конспекта НОД.

- Оформление дид.игры.

-Картотека игр.

-Подборка художественной литературы.

Практическое применение с воспитанниками.

-НОД. по теме: «К кому можно обратиться, если ты потерялся».
-Дид. игра «Незнакомец звонит в дверь».
- Чтение сказки «Кот, петух, лиса».

-Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

-Газета для любознательных родителей.

-Плакат «Правила пожарной безопасности».

март

- Изучение организационно методической литературы по теме самообразования.
- Оформление дид. игры.

-Картотека игр.

Практическое применение с воспитанниками.

 - Изучение статей по теме

-Беседа по теме: «Когда нет дома родителей».
-Рассматривание иллюстраций «Электроприборов».
- Дид. и «1,2,3, что может быть опасно – найди».
- Беседы по темам: «Лекарства и бытовая химия».

«Балкон. Лестничные перила». 
«Острые, колющие и режущие предметы»

Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных.

Дид. игры «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».
-Загадывание загадок о грибах, ягодах, насекомых, животных.

- Теоретические знания педагога.

-Листовка «Стань заметней на дороге"

-Памятка для родителей по ПДД и памятки для юного пешехода по ПДД.

Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Ребенок один дома».
-

апрель

- Распространение собственного опыта работы по теме самообразования.

-Публикация своего опыта в сети «Интернет» на сайте «nsportal.ru».

- Отчет по теме самообразования.

Отчёт по самообразованию

воспитателя Трусова мария Яковлевна 2022 – 2023 уч. год

Тема: «Безопасность дошкольника»

  1. Литература, изученная по данной проблеме:

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулин.

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» В.Н. Лучихина.

Перспектиное планирование в детском саду Н.С. Голицина.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 94 с.

ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. / Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

ОБЖ. Подготовительная группа Разработки занятий. I часть. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Фисенко М.А.– Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.

Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.- сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников старших групп с окружающей и социальной действительностью»

«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Извекова Н.А., Медведева А.Ф.

Официальный текст «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2007 г.

Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения» – М., 2004

Шорыгина Т.А. «Безопасность для малышей» - М., 2005

Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» – М., 2006

Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей» – М., 2007

Литература:

Список художественной литературы:

О правилах дорожного движения:

Н. Носов «Автомобиль», «Дорожная сказка», «Подарок от зебры»

О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды», «Путешествие друзей», «Сказка про грузовик», «Сказка о правилах дорожного движения»

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Скверная история», «Велосипедист»

А. Северный «Светофор»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Н. Носов «Автомобиль»

Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей. «Чудо – всюду. Мир вещей и машин»

В. Кожевников «Светофор»

А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»

О правилах пожарной безопасности:

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»

Ю. Яковлев «О чем поет огонь»

Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», «Семь небесных коней»

Б. Ильин «Солнечный факел»

О правилах поведения на природе:

Е. Крутовская «Таежное сердце»

Л. Толстой «Два товарища»

К. Ушинский «Умей обождать»

С. Михалков «Лесной переполох»

В. Благинина «Огонек»

Использовались анимационные фильмы:

«Смешарики: Азбука безопасности»

«Аркадий Паровозов».

1. Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи: правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололёд, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений  о правилах общения с огнём и электроприборами.

 Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы:

Ребёнок и пожарная безопасность

Ребёнок и дорожная безопасность

Ребёнок и природа

 

Анализируя результат работы , можно утверждать, что удалось:

1. Сформировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

2. Повысить уровень самостоятельности и ответственности дошкольников.

      3. Воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях.

      Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, я использовала  разнообразные формы и методы работы:

 С детьми проводились беседы по:

- Пожарной безопасности : «Огонь – друг или враг», «Эта спичка –невеличка», «Не играй с огнём», «Искру туши до пожара, беду отведи от пожара»…

- ПДД: «Для чего нужны дорожные знаки»,«Опасность вокруг нас», «Я - пешеход», «Мы едем в общественном транспорте»…

-Безопасность в быту: «Когда остаёшься один дома» ,«Безопасность при пользовании электроприборами», «Чужой на улице», «Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек»

- Безопасность в лесу: «

В целях предупреждения травматизма детей на водных объектах воспитателями были проведены НОД по безопасности на льду, профилактические работы с воспитанниками и родителями о правилах поведения на водных объектах в зимний и весенний периоды, об опасности и запрете выхода на лёд:

-Беседы на тему: «Правила безопасного поведения на льду»;

-Просмотр презентации «Безопасность на воде в зимний период», просмотр мультфильмов «Безопасность – это важно!»;

-Рассматривание тематических картин: «Будь осторожен»;

-Консультация для родителей: «Осторожно, лед!», распространение памяток среди родителей (законных представителей) несовершеннолетних. 

Читали художественную литературу:

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». С Маршак « Пожар», « Кошкин дом». Е. Хоринская « Спичка- невеличка». С. Михалков « Дядя Стёпа».

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.

Дидактические игры:

Д\ и «Угадай вид транспорта по описанию», «Можно - нельзя, правильно – неправильно»,«Покажи такой же знак».

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»,«Шофёры», «Магазин», «Пожарные»,«Строители».

Подвижные игры:

«Мы весёлые ребята»,«Хитрая лиса»,«Гуси – лебеди»,«Удочка», «Прятки»,

«Жмурки».

Было проведено  занятие с элементами ОБЖ «Безопасность дома»

Тесты по пожарной безопасности для детей и родителей.

Понимая значимость для ребенка авторитета родителей, я старалась привлекать их к работе по ОБЖ.

Была проведена совместная творческая работа родителей и детей.

Выставка рисунков « Перекрёсток», фотовыставка «Пристегни самое дорогое».

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группе.

В группе создан уголок по ОБЖ:

Мною были оформлены папки с конспектами НОД, консультации для родителей и педагогов.

«Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Безопасность в лесу», «Безопасность в быту».

Были сделаны:

Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», « Собери пожарный щит».

Настольные игры: лото «Дорожные знаки».

Благодаря целенаправленной работе наши воспитанники приобрели большой багаж знаний по правилам дорожного движения, знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, как вести себя в лесу, у водоёмов, на спортивной площадке, телефон экстренного вызова, а главное дети смогут всегда оказать помощь пострадавшим. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь.

Достигнут следующий результат:

Сформированы представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях. Воспитанники знают правила поведения в опасных ситуациях.

Воспитанники знают о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Проведены совместные мероприятия с родителями по проблеме безопасности жизнедеятельности ( консультации).

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

На данный момент мы используем в работе дидактический материал: игры, иллюстраций; обыгрываем разнообразные ситуации. Создана картотека занятий, обновились атрибуты по пожарной безопасности, оформили информационные стенды для родителей по безопасности и здоровью.

В планах состоит пополнение дидактических игр, пополнение атрибутики по направлению здоровья, разработать консультации для родителей, организовать выставку рисунков по разнообразным тематикам (работа с родителями).

Активизировать работу по привлечению родителей, как участников образовательного процесса, к пропаганде знаний по профилактике безопасности детей. 

Литература:

1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2010. – 128 с.
3. Кононова И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников – 2-е изд. - М.: «Айрис пресс, 2007 – 128 с.
4. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М.: Центр педагогического образования, 2008
5. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
6. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С.39
7. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2013. – 64 8. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009 9. Гальцова Е.А. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий. – Волгоград: учитель, 2007
10. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е., ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
11. Голицина Н.С., Шумова И.М., воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 12. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия. – Волгоград: учитель, 2007 13. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 2 – е. – Ростов-на-Дону: феникс, 2006
14. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. – Волгоград: учитель, 2006 15. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 43 с. 16. И.А. Козловской, канд. пед. наук, главного научного сотрудника Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России. 17. Т.Ф. Саулина  «Три сигнала светофора». М., 1989 г. 18. О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г. 19. И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г. 20. Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». М., 2005г.

Фото материал:

«Для чего нужны дорожные знаки»

  «Пристегни самое дорогое»

Консультация для родителей. Буклеты:

« Правила поведения детей на железной дороге»

«Азбука безопасности»

 Д\ и «Угадай вид транспорта по описанию», «Можно - нельзя, правильно – неправильно»,«Покажи такой же знак».

 просмотр мультфильмов «Безопасность – это важно!»;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию основ безопасности на дороге у старших дошкольников

Целью годового планирования является формирование  навыков безопасного поведения на дороге, систематизация  знаний  у детей правил дорожного движения .Активизация взаимодействия с...

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...