консультация
консультация

Попова Вера Ивановна

Консультация для воспитателей "Здоровый образ жизни в процессе физического воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Здоровый образ жизни

 в процессе физического воспитания»

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человека и социально-экономического роста благосостояния населения в целом.

   Согласно данным Всемирной организации здравоохранения - состояние здоровья человека в основном определяется его образом жизни, питанием и физической активностью. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями пребывания в детском саду.

     Именно в дошкольные годы начинается период интенсивного развития организма, формируется фундамент физического и психического здоровья, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, вырабатывается характер, отношение к себе и окружающим. На этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

     В последние годы двигательная активность современного ребенка резко сократилась.

          Ухудшение здоровья детей и подростков стало не только медицинской, педагогической, но и серьёзной государственной проблемой. Несколько десятилетий тому назад вопрос о качестве двигательной активности ребенка не стоял. Стремление к движению у ребенка было естественным и неудержимым.

    В настоящее время детей нельзя оторвать от компьютера, они подолгу смотрят телевизионные передачи, заменяя ими подвижные игры и прогулки, что отрицательно сказывается на здоровье. Все это влияет на то, что двигательная активность современных детей  резко сократилась, а вместе с этим, стало задерживаться и физическое развитие, ребенок становится вялым, малоподвижным, нездоровым, и самое главное у него нет желания заниматься физической культурой и спортом.

     В настоящее время одним из актуальных направлений укрепления здоровья подрастающего поколения признано фомирование у детей здорового образа жизни.

    Формирование здорового образа жизни, как фактора от которого, по мнению специалистов наполовину зависит здоровье человека, является условием выполнения требований, установок современной гуманистической концепции. Процесс формирования здорового стиля поведения детей и даже взрослых, должен осуществляться в рамках дошкольного образования целенаправленно, непрерывно и систематически. В связи с таким подходом, произойдет существенное повышение здоровьеформирующей и социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей.

Для этого должны быть сформированы соответствующие педагогические условия в которых пребывает ребенок:

• образовательный процесс в ДОУ базируется на принципах здоровьесбереже-

ния, — формирования, сохранения, укрепления здоровья детей;

• модель формирования мотивации в здоровом образе жизни состоит из целевого, содержательного, деятельностного и диагностического компонентов и основана на принципах здоровьесбережения, личностно-ориентированного подхода, преемственности и координации;

• физкультурно-оздоровительная работа с детьми;

• психолого-педагогический и медико-биологический мониторинг, обеспечивающий адекватное возрастное развитие, сохранение, укрепление, формирование здоровья дошкольников.

  Задача оздоровления в ДОУ имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Решение оздоровительной задачи  с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
Одним из важнейших составляющих является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств. Движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной. Но их и не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя: физкультурные занятия, физические упражнения, физминутки и паузы, гимнастику и психогимнастику, подвижные и спортивные игры, спортивные досуги, самостоятельную двигательную активность ребенка.

Педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: комплексным их использованием и применением всего разнообразия методов физического воспитания.

Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:  утренняя гимнастика;  корригирующая гимнастика после сна;  спортивные игры;  спортивные досуги, праздники;  подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы.

Реализуя работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, используются следующие методические приёмы:

 рассказы и беседы воспитателя;

 заучивание стихотворений;

 моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 сюжетно-ролевые игры;

 дидактические игры;

 игры—тренинги;

 подвижные игры;

  пальчиковая и дыхательная гимнастика;

  самомассаж;

  физкультминутки.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;

 Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;

- Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;

 Совместные походы и туристические прогулки на природу;

 Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;

 Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....