Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

В презентации предлагаются здоровьесберегающие технологии по формированию и развитию речевого дыхания (теоретический и практический материал) у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx695.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

           

Игровые упражнения для коррекции речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/c №52 Брыкова Ольга Ивановна

       

 Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи.    Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Дыхание в процессе речи имеет существенные отличия от физиологического дыхания.

   

Основные различия

      физиологического и речевого дыхания

     Физиологическое дыхание

               Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно  вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: основа голосообразования, формирование речевых звуков,

речевой мелодики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое.

Выдох значительно длиннее вдоха.

Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.


   Характер речевого дыхания  подчинён семантическому, лексико-грамматическому,  интонационному наполнению высказывания.

   В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Ста- новление речевого дыхания завершается к 10 годам.

   Существует прямая зависимость между уровнем развития дыхания и физическим развитием организма.

     

    Нарушения  дыхательной  функции  наблюдается  у  большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами:

  • незрелость клеток дыхательного центра
  • недостаточная иннервация органов дыхательного аппарата                                                          
  • непроходимость носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т.п.

  Таким образом, речевое дыхание у детей, имеющих речевые нарушения,  развивается патологически.

      Характерные особенности речевого дыхания                 у детей с речевой патологией:

  • задержка дыхания
  • судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки
  • дополнительные вдохи
  • недостаточный объём вдыхаемого воздуха, перед началом речевого высказывания
  • укороченный, нерационально используемый речевой выдох.

      Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать   объём лёгких и формировать грудобрюшной тип дыхания,  являющийся базой  речевого дыхания.

  •   Цель дыхательных упражнений дыхательных упражнений состоит в том, что бы научить детей быстро  и  бесшумно производить вдох  и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

 

Важно при работе над речевым дыханием обратить внимание на следующее:

  • во время вдоха плечи ребёнка неподвижны
  • грудь сильно не приподнимается при вдохе и не опускается при выдохе
  • живот при вдохе поднимается, а при выдохе опускается
  • вдох производится через рот
  • вдох – мягкий короткий, выдох – плавный длительный
  • сделав вдох, не задерживая дыхание, начинать говорить
  • говорить на выдохе

Условия проведения занятий, упражнений

  • занятия проводятся в сухом проветренном помещении
  • занятия проводятся через 1-1,5 часов после приёма пищи
  • занятия проводятся в одежде, не сковывающей движений
  • дозировать количество и темп проведения упражнений, не допуская переутомления

 Работа по развитию речевого дыхания  проводится в играх и упражнениях согласно следующим разделам:

  1. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса.
  2. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
  3. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
  4. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.

 

 

   Игры можно проводить с использованием  полифункционального  оборудования  (сухой бассейн, тоннель, мячи-гиганты),  которое  улучшает тренировочный эффект, а также расширяет арсенал  коррекционного  воздействия  на дыхательно-голосовую систему.


                               Варианты игр и упражнений                                            

        на развитие речевого дыхания без участия речи  

«Игрушки сели на качели»

(сухой бассейн)

  Цель: Укреплять диафрагму.

  Описание. Ребёнок лежит в бассейне на спине – на животе у него игрушка.

Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально

втянуть живот.



 «Сеньор помидор»

 (мячи-гиганты или стульчики)

 Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.

 Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках). Ступни прижаты к полу.

Кисти рук - нагрудной клетке. Вдох - через нос, руки сопротивляются расхождению рёбер. Задержка дыхания. На вдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки сжимают грудную клетку. Лицо напряжено.

«Парусный фрегат»

 (мячи-гиганты или стульчики)

 Цель: Тренировка ступенчатого выдоха.

 Описание. Сидя на мячах  (стульчиках), дети  делают полный вдох через нос. Через, плотно сжатые, губы делают ступенчатый  выдох малыми порциями с напряжением и сопротивлением (можно сопровождать небольшими  поворо-

 тами  головы,  как бы  дуя в разные паруса).

 


   Варианты дыхательно-голосовых игр и упражнений

            на материале гласных и согласных звуков

«Царство ветров»

(тоннель)

Цель: Формировать и развивать речевой голос (звучность, диапазон).

Описание. Педагог рассказывает детям, что далеко за морями, за горами

живут ветры: северный – холодный,  южный – тёплый, восточный – усили-

вающийся, западный – затихающий. Перед началом игры педагог показывает символы звуков  А, У, И, О.

Дети, проползая через тоннель, пропевают звуки разные по высоте, силе,

тембру, громкости, модуляции.

Звук  У – холодный северный ветер. Звук низкий.

Звук  И – южный тёплый ветер. Звук радостный, высокий, ровный.

Звук  А – ветер потеплее восточный, усиливающийся.

Звук  О – ветер западный. Звук затихающий (от сильного к слабому).

                

                 

«С горки»

(мячи-гиганты или стульчики)

Цель: Тренировать фиксированный выдох.

Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках). Выпрямляясь, вставая делают

вдох носом. Садясь, на выдохе произносят «у-у-ух».

        


«Надуваем паруса»

(мячи-гиганты или стульчики)

Цель: Формировать фонационное дыхание с сопротивлением.

Описание. Дети сидят на мячах (стульчиках), руки подняты над головой и

соединены в виде паруса. Дети делают полный вдох через нос и дуют через рот с сопротивлением «с-с-с» - холодный ветер, «х-х-х» - тёплый ветер.

«Паровоз»

Цель: Учить произвольно изменять темп и громкость речи.

Описание. Дети выстраиваются «паровозиком». Начинают  движение со

звукоподражанием  «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то

ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.

     

«Утки на пруду»

Цель: Развитие речевого дыхания, силы голоса, координации движения.

Описание. Дети делают вдох, на выдохе произносят звукоподражание

«Кря-кря-кря-кря-кря», слегка покачиваясь на полусогнутых ногах. Руки

соединены сзади хвостиком.

«Дудочка»

Цель: Работа над устойчивостью голоса.

Описание. Дети, стоя или сидя, произносят звуки, звукосочетания, слоги,

как бы играя на дудочке, слегка вытягивая губы вперёд: ммм; мо-мо-мо,

мой-мой-мой.

Варианты дыхательно-голосовых игр и упражнений

          на материале слов, предложений и фраз.

«Далеко – высоко»

Цель: Формирование и развитие длительного выдоха.

Описание.

Педагог. Куда, птицы, летите?

Дети. Далеко-о-о-о.

Педагог. Как птицы летите?

Дети. Высоко-о-о-о.

Перед словами «далеко», «высоко» дети делают глубокий вдох носом, слова произносят на максимально длинном выдохе.

«Запуск ракеты»

(мяч-гигант или стульчик)

Цель: Развитие силы голоса.

Описание. Ребёнок сидит прямо (позвоночник прямой) на мяче (стульчике),

руки опущены вниз и сцеплены в замок, делает полный носом. На выдохе произносит с постепенным увеличением силы голоса: «Один, два, три, четыре, пять – пуск!!!» Руки, сцепленные в «замке», поднимает над головой.

               

 «Петушок на заборе»

   (сухой бассейн)

Цель: Развитие речевого дыхания, силы голоса, интонационной выразитель-

ности голоса, речи.

Описание. Ребёнок-петушок стоит на одной ноге в сухом бассейне, удержи-

вая равновесие. Сделав полный вдох, на одном выдохе произносит потешку

чётко, громко:

                        Утром рано встаю,

                        Голосисто пою,

                        Долго спать не даю.

                             

Или  ребёнок может после полного вдоха на одном выдохе громким голосом

с повелительной интонацией произнести звукоподражание: «Ку-ка-ре-ку!»

 

           

 

     Использование  игровых упражнений в работе по коррекции  речевого дыхания у  детей с нарушениями речи способствует не только улучшению  его показателей, но и оздоровлению всего детского организма.

« Кто заботится о своём дыхании –                      

                            живёт долго и счастливо»

                             

                                          (индийская мудрость)                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...