Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

             В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств

           Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений

          Гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости детей 6-7 лет

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей  является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретение запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Двигательную сферу старших дошкольников  образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств

           Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений

          Гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Игры и упражнения с различными мячами (малыми, большими, набивными и другими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию крупных и мелких мышц, решению задач эстетического плана, коррекционной работы, воспитывают положительные нравственно – волевые качества, совершенствуют навыки основных видов движений, развивают коммуникативные навыки, физические качества: силу, быстроту, ловкость, прыгучесть.

Ловкость – это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

К показателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.

Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе и ручной. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 5-7 лет, готовящихся к обучению в школе.

При обучении детей упражнениям с мячом особое внимание уделяется главным элементам двигательных действий: ловля, передача, ведение, бросок. Иначе действия передачи, ловли и ведения мяча не могут быть выполнены или будут выполняться неверно. Очень важно научить детей правильно держать мяч. Исходное положение — держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, пальцы широко расставлены.

1.  При ловле мяча необходимо овладевать положением кистей рук, пальцев в момент соприкосновения с мячом. Учить встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч.

2.  При передаче мяча передавать мяч двумя руками разными способами с места, а в дальнейшем в движении. Техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.

3.  При ведении мяча начальный этап обучения с пятилетнего возраста. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед.

4.  При броске мяча прививать навык броска мяча двумя руками от груди, из-за головы и одной рукой от плеча, кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

Следовательно, на начальном этапе формирования навыков владения мячом надо обращать внимание на качество выполнения каждого движения ребенком, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Например, обучая ловле - передаче мяча, дать такое задание: чья пара (кружок) сделает больше передач, не роняя мяч на землю, не касаясь груди мячом. Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса.

После овладения основными элементами изучаемого действия осуществляется углубленное разучивание. На данном этапе обучения, отрабатываются точность выполнения движений с мячом, исправляются имеющиеся ошибки, формируются правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнения с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, некоторые подвижные игры.

Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действии. Соблюдать постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»).

Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом, каждый новый усвоенный двигательный навык повышает уровень развития ловкости.

Важным средством развития ручной ловкости служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

Для поддержания интереса детей к играм с мячом и для развития ручной ловкости в практике широко используются мелкий спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, палочки, флажки, а также некоторые предметы бытового и иного назначения или их заменители.

Для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста учить  перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360°, приседания).

В бросании и ловле мяча, например, используются усложнения: ловить мяч с хлопком, поворотом, подскоком, у стены (ударить мяч о стенку, дать ему удариться об пол, поймать его, бросить мяч через голову или о стенку, повернуться и поймать его и другие игры).

Детям нравятся такие упражнения, старшие дошкольники любят работать с мячом в парах, ловить, бросать. При этом тот, кто ловит мяч не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет ему в руки, а должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитать и выполнить движение - сделать шаг вперед, или наоборот отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть и т. д.

У детей старшего возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства.

Отбивание мяча об пол усложняются, проводятся в сочетании с ходьбой, при этом отбивать мяч надо мягким и плавным движением пальцев руки, а не всей ладонью, прямо перед собой, с боку, с правой или левой стороны, правой или левой рукой.

В метании мяча в даль и в цель дальность броска зависит от правильного замаха и силы, при этом правильно надо замахнуться «Мяч сквозь обруч», «Мяч водящему», «Мяч в цель», «Ловишки с мячом».

Таким образом, развитие ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте происходит при соблюдении следующих условий: использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости выполнения упражнений, способов и амплитуды, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)Комплекс 1.1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, ск...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом

У детей 6-7 лет при систематическом обучении улучшаются навыки владения мячом. Они свободно держат его, передают, бросают. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать дос...

План по самообразованию «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста»

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзыв...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом и клюшкой

Игры и игровые упражнения с мячом и клюшкой. Хоккей с мячом. ...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышц...

План работы по самообразованию "Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников"

Целью данной работы является способствовать укреплению здоровья воспитанников, развитие ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.Разработано планиров...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у дошкольников».

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно удовлетворяют в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать....