"Профилактика плоскостопия"
материал

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_ploskostopiya.docx236.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

Материалы подготовлены

на основе анализа интернет источников,

самостоятельно систематизированы

по темам реализуемой программы

КАРТОТЕКА

Инструктор по физической культуре

Перницкая Ирина Ивановна

Заведующая МКДОУ дет. сад «Малышок»                  Байкалова Л.В.

р.п Чик

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Виды упражнений по профилактике плоскостопия

Ходьба: ​

  • на месте, не отрывая носки от  пола; ​
  • на носках, в приседе на носках, в  полуприседе ; ​
  • на пятках; ​
  • перекатом с пятки на носок; ​
  • на внешней стороне стопы; ​
  • приставным шагом по: ​

               - обручу ​

               - палке, веревке, канату ​

               - ребристой дорожке ​

  • по кочкам; ​
  • по ребристой дорожке, по  упаковке от яиц; ​
  • по сенсорным дорожкам (в  группе); ​
  • на ходунках.

 

Прокатывание предметов  ногами(подошвами): ​

  • на счетах; ​
  • игольчатых мячиков; ​
  • палочек; ​
  • мелких шариков. ​

 ​

Собирание пальцами ног: ​

  • шишек; ​
  • мелких игрушек (от Киндера). ​

 ​

Самомассаж: ​

  • ежиками; ​
  • шишками.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель:  укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение:  пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование:  крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение:  сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование:  контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение:  сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование:  кубики.
Выполнение:  сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование:  пуговицы разного размера.

Выполнение:  пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование:  грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки».

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение:  пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование:  листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение:  дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование:  по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение:  по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование:  палочки дл. 20 см.

Выполнение:  дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.


Игровое упражнение «Барабанщик».

Оборудование: не требуется. 

Выполнение: Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.

Игровое упражнение «Качели».

Оборудование: не требуется.

Выполнение: Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.

Игровое упражнение «Паучок».

Оборудование: обруч                                                                                       Выполнение:  Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.

Игровое упражнение «Художник» .

Оборудование: не требуется.                                                                         Выполнение: Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.

Игровое упражнение «Веселый ежик».  

Оборудование:  мячВыполнение: Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.

Игровое упражнение «Улитка».  

Оборудование: не требуется.                                                                    Выполнение: Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.

Игровое упражнение «Маляр».   

Оборудование: не требуется.                                                                                      Выполнение: Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.

 Игровое упражнение: «Растем вместе»
Оборудование: не требуется                                                                                  Выполнение: Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.


Игровое упражнение: «Эстафета»                                                          Оборудование:  мячик, палочка, кубик или что-то другое                                                                                                           Выполнение: Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскостопие, клиническая картина, лечение и реабилитация. Методы профилактики плоскостопия средствами физической культуры. Подбор обуви для детей в детском саду.

Серия консультаций для родителей по заболеванию: Плоскостопие: клиническая картина, лечение, реабилитация. Профилактика  плоскостопия с использованием физических упражнений. Рекомедации по правил...

Плоскостопие. Профилактика плоскостопия.

Плоскостопие, нисколько не преувеличивая, можно назвать всеобщим заболеванием, учитывая его широчайшую распространенность....

Плоскостопие у детей, виды, причины и профилактика плоскостопия

Различают продольное и поперечное плоскостопие.Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное д...

Плоскостопие у ребенка 3-4 лет. Профилактика плоскостопия.

Довольно частый диагноз для детей – это плоскостопие....

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...

Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...