Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления».
консультация

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления». 

Содержит рекомендации по организации и проведению игр с детьми дошкольного возраста в условиях санатория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://urok.1sept.ru/articles/69946069.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления».

Выполнила:

Воспитатель ГБУЗ " Детский бронхолегочный санаторий № 29 ДЗМ "

Барышникова Ю.В.

Адаптация является важным процессом, который помогает людям приспосабливаться к изменяющейся обстановке. Адаптация может быть сложной и длительной, но подходы к процессу могут существенно облегчить адаптацию.

 В процессе адаптации детей, чаще всего мы используем такие методы: игра, убеждение, приучение, положительный пример, наблюдение, беседа, рассказ, объяснение.

Более подробно, я сегодня хотела бы остановиться на методе игры. Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, умение решать конфликтные ситуации.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социальной компетентности.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством в адаптации детей. В работе с дошкольниками, находящихся в условиях санатория, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.

Основными задачами санатория являются создание благоприятных условий для максимально возможной адаптации.

Исходя из вышеизложенного, я бы выделила следующие задачи в организации игровой деятельности:

  • Развивать коммуникативные навыки и навыки личного взаимодействия детей друг с другом, способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  • Развивать активное речевое общения детей, расширять и обогащать  словарный запас с помощью игр.
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умение выполнять правила игры.
  • Учить драматизировать небольшие сказки или отрывки из сказок.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Виды игр и их характеристика

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения. В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой, приемлемой для детей форме.

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры.

Сюжетно-ролевая игра – занимает основное место.

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения, подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли.

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет ”нарезанный” хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, ”кошки-мышки”. Режиссерская игра-вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их. Задачи дидактических игр разнообразны. Они могут быть связаны с развитием речи, закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является также окружающая действительность (природа, люди и их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, возбуждают умственную активность.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Конструирование

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Детское конструирование – это деятельность, при которой дети создают из различных материалов всевозможные игрушки и постройки.

Дети осваивают новые слова и понятия, технические термины, названия материалов, техник работы, геометрических фигур и т.д. Развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, аналитические и творческие способности, навыки индивидуальной и командной работы.

Проявляется любознательность, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, воспитывается аккуратность, желание работать и завершать начатое.

Подвижные игры оказывают прежде всего, физическое воздействие, они требуют выполнении организмом ребенка ряда физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствуют правильному росту и развитию. Эти игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрываемся немало педагогических возможностей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазии, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Кроме того, правильно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера, функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и, тем самым, профилактике заболеваний.

Пальчиковые игры.

Необходимо отметить значимость пальчиковых игр в развитии мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика является одним из продуктивных средств развития ребенка.

Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию в развитии ребенка. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Ещё одной важной целью пальчиковых игр является следующее: эти нехитрые упражнения позволяют скоординировать работу правого и левого полушария головного мозга - таким образом, они взаимодействуют синхронно и слаженно. Эти игры образовывают своеобразный «мост» между полушариями, тем самым развивая и воображение ребенка (за которое отвечает правое полушарие), и его речевое развитие (работа левого полушария). Если этот «мост» сформирован, то и нервные импульсы возникают чаще, мыслительные процессы активизируются, развивается внимание малыша, его способности. Именно в таких играх малыши обогащают свой опыт различными сенсорными впечатлениями, развивается внимание, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться.

Пальчиковые игры позволяют подготовить ребенка к счету, осознать различные понятия (ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др.). В пальчиковых играх, где происходит тактильный контакт с другими детьми или со взрослым, у детей формируется чувство уверенности в себе, что важно для развития адекватной самооценки.

Заключение

Характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком — могучим средством общения. И усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Каждая игра — это общение ребенка с взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.

В нашем санатории созданы благоприятные условия для игровой деятельности. В группе имеется большое количество дидактических развивающих игр, несколько видов конструктора, наборы «Доктор», «Парикмахер», наборы фруктов и овощей, посудка, детская кухня, куклы и т.д. для сюжетно ролевых игр. Игровые площадки оснащены всем необходимым для организации подвижных, сюжетно ролевых игр и творческих занятий (в теплое время года) на свежем воздухе. Имеется оборудованная тренажерами спортивная площадка.

В нашем санатории дети любят играть, успешно овладевают правилами игры, благоприятно сотрудничают друг с другом, могут самостоятельно придумать игровой сюжет и, что тоже важно, вовлечь в игру воспитателя.

Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы не только интеллектуального, но и физического развития ребенка. Достаточное насыщение жизнедеятельности детей играми содействует их всестороннему развитию и способствует оздоровлению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

Доклад на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений"

тема: "РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ   У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР...

Доклад на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений"

тема: "РАЗВИТИЕ   МУЗЫКАЛЬНЫХ   СПОСОБНОСТЕЙ   У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР...