Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Федосеева Елена Александровна

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий развития детского творчества.   Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На каждом занятии  ребёнка ожидает открытие одной из тайн орнаментального искусства, а рисунки народного мастера помогают ему постигать добрые символы красоты родной земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_khokhlome.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность  художественно – эстетического  воспитания детей  дошкольного  возраста  средствами  народного  декоративно – прикладного  искусства.

Существенные  изменения  во  всех  сферах  современной  жизни  требуют  переосмысления  духовно – ценностных  идеалов,  осознания  индивидуумом  системы  общественных  отношений,  основанных  на  освоении  мировой  художественной  культуры  прошлого,  постоянном  изучении  культуры  настоящего.  Сказанное  определяет   необходимость  дальнейшего  развития  художественно – педагогического  образования  на основе  глубокого  изучения  и  познания  духовного  наследия  человечества.  Особое  значение  при  этом  приобретает  эстетическое  воспитание  дошкольников  средствами  народного  декоративно – прикладного  и,  в  частности,  с  искусством хохломской  росписи,  способствующей приобщению  дошкольников  к  истокам   русской  художественной  культуры.

В   традиционном,  веками  выверенном,  народном  обучении  декоративно – прикладному   искусству  -  от  старшего  к  младшему,  от  простого  к  сложному – есть  свои  творческие  принципы,  формы  и  методы,  выработанные  и  отшлифованные  тысячелетиями.  Декоративность,  выразительность  цвета  и  пластики,  узорчатость  орнамента,  разнообразие  форм,  материалов  -  вот  характерные  особенности  произведений  народного  прикладного  искусства,  которые  созвучны  эстетическому  чувству,  восприятию  и  пониманию  детей.  Как  в произведениях  народного  искусства,  так  и  в  творчестве  детей

всё  радостно  и  красиво.  И  там  и  здесь  жизнь  в  мажорных  тонах.

Знакомство детей  младшего  дошкольного возраста с  техникой хохломской росписью.

        Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего

     дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий развития детского творчества.   Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На каждом занятии  ребёнка ожидает открытие одной из тайн орнаментального искусства, а рисунки народного мастера помогают ему постигать добрые символы красоты родной земли.

             Программа  вводит детей в мир красоты русского узора. С этой целью показываются различные художественные предметы, бытующие в народном искусстве.   Ребенок не только любуется произведениями народных мастеров, но и участвует в творческой работе, познает виды народного узора (геометрический, растительный, зооморфный). Он прикасается к традициям народного творчества — созданию в орнаменте знаков- символов, отражающих представления наших предков о природе (солнце, земле, воде, свете). Силуэт, ритм, симметрия, цвет и композиция рассматриваются на примерах росписи по дереву русского  народа,   мастера которого донесли до нас через многие века образы-символы. Практическая направленность заданий   связана с первыми шагами по обучению элементарным    элементам  хохломского  орнамента.  Главное внимание уделяется мотивам травного орнамента. Это древний вид росписи — символ вечно обновляющихся сил природы, гимн торжества жизни и света на земле.  Дети выполняют элементы травного орнамента, рисуют ягодки кистью и печаткой- "тычком".

Детей этого  возраста  привлекают  яркие  и  крупные  предметы  и  поэтому  знакомить  детей  с  хохломской  росписью  в  этом  возрасте  можно  в  игровой  форме,  при  помощи  игровых ситуаций  и   игровых  упражнений.  Игра, как творческое состояние ребенка, будет иметь успех, если и взрослые смогут легко и непринужденно принять правила игры. Например, радоваться вместе с ребенком появлению из-под его кисти лучистого солнышка,  расписанной  посуде  и  т.  д.

Для игровых  упражнений я  изготовила   из  бумаги  печатку – «тычок»,  вырезала печатки  из разных  материалов,  использовала  листья  разных  растений  и  деревьев.  Этими  печатками   можно  выполнять  декоративный  узор,  состоящий  из  разнообразных ягод  и  листочков,  усиков,  завитков.

Детям  младшей  группы  можно  предложить  ещё  и  такое  упражнение:  «Закончи  рисунок  орнаментальной  веточки». Выполняется  при  помощи  печатки  «тычок».  А  листочки  и  травинки  дорисовать  кистью,  приёмом  примакивания  (кисть  плашмя).

Второе  упражнение:  «Посади  ягодки  и  листочки  на  стебель – завиток» - по  трафаретам  нарисованным,  закрасить  ягоды  и  листья  и  т.  д.  Все эти   игровые  приёмы  освоения  элементов  хохломской  росписи  прорисованы  на  карточках.

Этот  подготовительный  этап  обучения  рисованию  элементов  хохломской  росписи  включает  задачи:

-  овладение  техникой  рисования  печаткой – «тычком»  держа  его  в  вертикальном  положении,  а  также  печатками  из  других  материалов;

-  овладение  несложными  приёмами  работы  кистью.

-  ознакомление  с  элементарными  элементами  Хохломской  росписи  (ягодка,  листочек,  веточка,  травинка).

Для  решения  этих  задач на  подготовительном   этапе  мне   необходимо  было:

-  подобрать  предметы – образцы  наиболее  высокого  качества,  доступные  для  восприятия  детьми  младшей  группы.

-    уточнить  методику  художественного  исполнения Хохломской росписи  в  обучении  детей  декоративному  рисованию;

-    уточнить  последовательность  усложнения  элементов  и  композиций  узора  при  обучении;

В  своей  работе  я также  использовала   иллюстрации,  которые   помогают познакомиться с главными выразительными средствами художественного образа вещи: силуэт, симметрия, цвет, ритм, композиция.  Знакомство детей с основными средствами создания образа в народном искусстве должно связываться с наблюдениями природы, окружающего мира.

             Важно также  создать  и  подготовить   для детей условия росписи объемных предметов. При этом предметы могут быть найдены среди множества современных упаковок и стеклянной посуды. Задачи на импровизацию в этом разделе связаны с образом сказочного домика-теремка и росписью прекрасного необычного букета Золотые травы России".

После  подготовительного  этапа  я  перешла  к  работе  на  занятиях:

Работа  проводится  в  три  этапа:

ПЕРВЫЙ  ЭТАП  - беседа  (воспитатель в  игровой  форме  рассказывает  о  хохломской  росписи  и  его  мастерах).

ВТОРОЙ  ЭТАП – экскурсия  в  художественную  мастерскую  (при  музее  в  ДОУ).  Рассматривание  иллюстраций,   где  изображён  цех  и  люди,  которые  изготовляют  эти  изделия,   расписывая  их  сказочными  узорами.

ТРЕТИЙ   ЭТАП  -  само  занятие,   где   дети   приобретают   навыки   и   умения   данной   росписи,   учатся   видеть   прекрасное   и   понимать   его.

Для  индивидуального  рассматривания  на  занятиях  ребёнок  получал  крупные  по  величине  изделия – образец  с  чётко  нарисованным  узором.  Но  узор  располагается  в  различных  композициях.

Главная  схема  композиций  узора  заключается  в  том,  что  орнамент  имеет  центральную  линию – завиток,  или  как  называют  его  мастера  «кривуль».  На  нём  располагается  самый  крупный  элемент  рисунка – цветок,  затем  листья,  ягоды,  а  потом  идёт  «раживка» – травка,  мелкие  ягодки,  штрих.  Всё  это  рисуется  на  изделии  изящным  росчерком  концом  кисти,  точным  мазком  умелой  руки.

На  занятиях  по  рисованию  дети  постепенно  приобрели  простейшие  знания  об  особенностях  хохломской  росписи.  Они  научились  выделять  предметы  прикладного  искусства  Хохломы  в  интерьере  детского  сада,  или  у  себя  дома.

Постепенно дети   начали  обучаться  и  техническим  навыкам:  проводить  широкие  линии  всей  кистью,  а  узкие  линии  и  точки  -  концом  кисти,  держать  кисть  тремя  пальцами  -  вертикально  по  отношению  к  листу  бумаги, рисовать  простейшие  элементы: рисовать  ягоды  смородины,  листья,  ромашку.

Таким  образом,  только  к  концу  года  дети  младшей  группы  освоят  рисование  мазков,  составляя  из  них  веточку,  нанося  на  неё  листья,  ягоды  на  различных  формах  -  силуэтах  из  бумаги  в  виде  чаши,  блюда,  тарелки,  вазы.  Однако  следует  заметить,  что  научить  детей  младшей  группы  рисовать  кистью  мазки  сразу  по  всей  форме  не  просто.  Ребёнок  должен  научиться примакивать  кистью  аккуратно, последовательно, затем  повторяют  мазки,  но  ставят  кисть  иначе,  т. е.  в  разное  положение,  вначале  концом,  затем  нажимая  всей  кистью  и  подняв  её   чуть  вверх  (получается  мазок  словно  листик).  Дети  учатся  располагать  мазки  в  узор,  ориентируясь  на  центральную  линию.  К  концу  года  я  предлагаю   детям   располагать  мазки  в  композицию  на  круглой,  квадратной  формах,  составлять  цветы  листья  и  другие  узоры.

В  узорах,  выполненных  умельцами,  ребёнок  с  радостью  узнаёт  знакомые  силуэты  ягод,  листьев,  птиц  и  зверей.  Декоративная  травка  (плоскостное  изображение,  локальность  цвета,  контурность  рисунка,  ритмичность  нанесения  теней  и  мазков)  соответствует  возрастным  особенностям  изобразительной  деятельности  ребёнка.

«Знакомство  детей  с народными  орнаментами,  формирования  у  них   некоторых  приёмов  народной  росписи    вызывали  бурное  развитие  декоративного  творчества  детей  относительно  простая  изобразительная  основа  орнамента   - многократно  повторяющиеся  растительные мотивы  позволяют   детям  сосредоточить  внимание  на  построение  пространственно – цветовой  композиции  рисунка».

Для  того  чтобы  начать  знакомить  детей  с  тем  или  иным  декоративным  видом  росписи,  в  данном  случае – хохломской,  воспитатель  должен  сам  хорошо  знать  значение  декоративного  рисования,  историю  Хохломы,  затем  уже  непосредственно,  методы  ознакомления  с  Хохломой.  Должен  уточнить  последовательность  усложнения   элементов  и  композиций узора  при  обучении.  Подобрать  предметы – образцы  наиболее  высокого  качества,  доступные  для  восприятия  дошкольников.  А  затем  можно  начинать  работу  с детьми.

Методика проведения работы по знакомству с   хохломской росписью.

Методика ознакомления дошкольников с хохломской росписью предусматривает комплекс дидактических тенденций, включающих обучающую систему занятий, ознакомление с ремеслом хохломских мастеров, творческими принципами хохломской росписи. Очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов и композиций хохломского орнамента, а так же как логическое завершение, воплощение их в материале.

Последовательность изучения хохломского народного орнамента я строго продумывала, отбор содержания изучаемого материала  систематизировала с учетом возрастных особенностей дошкольников и их художественной подготовленности. Как показывают педагогические наблюдения и практика обучения изобразительному искусству, эту работу можно  начинать уже с  младшей  группы.

Постепенное усвоение  дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских   ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.

Вариации – это второй этап, когда дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса.

Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом, на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.

Изучение хохломского орнаментального искусства дает возможность младшим  дошкольникам не только приобрести графические навыки построения простейших  орнаментов разного типа, стиля и назначения, но и действенно помогает детям усваивать и осваивать приемы рисования несложных  орнаментальных мотивов, применяемых хохломскими мастерами.

Разрабатывая и определяя структуру занятия,  я   четко решила, на каком этапе занятия какие конкретно орнаменты будут использованы и применены в качестве наглядного пособия, образца и т. д. Последовательность изучения искусства орнамента хохломской росписи  строго продумывала и надёжно подкрепляла обоснованной методикой применения соответствующих наглядных пособий.

Из всего богатства предметов хохломской росписи, имеющихся  в  изо студии, в краеведческом  музеи, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, я  выбрала доступный для рассматривания материал. Тщательно отбирала   образцы для детских декоративных работ.  Наряду с альбомами,  которые  имеются  в  детском  саду,  имею коллекцию предметов, украшенных хохломскими узорами  и  изделия народных мастеров.  Всё  это   помогают  постепенно создавать художественный фон, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

В  своей  работе я  не ограничиваюсь  в  выполнении декоративных работ по хохломской росписи только рисованием на бумаге, а по возможности учу детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда использую готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).

Основная цель моей  работы – приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. Знакомство с  произведениями искусства Хохломы дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в истории своего народа, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представление об известных предметах.

На занятиях декоративным рисованием по мотивам хохломской росписи  дети  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества.

При планировании занятий учитываю всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а так же музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

Всё  обучение  проходит   в  увлекательной  игровой  форме  и  в  образном  контексте  понятных  ребёнку  ситуаций.

Программа  рассчитана  на   учебный  год  (9  месяцев:  сентябрь  -  май)  и  включает   9  занятий,  16  игровых  упражнений,  16  творческих  заданий, 1  развлечение.  Продолжительность  занятия  15  - 20  минут.  Занятия  проводятся  1  раз  в  месяц.

Данное  обучение   решает  следующие  задачи:

- развивать  интерес  к  различным  видам  искусства,  а  именно,  декоративно  -  прикладному  искусству  (Хохломской  росписи);

- формировать  художественно  -  образные  представления,  эмоционально  чувственные  отношения  к  предметам  и  явлениям  действительности;

-  воспитывать  эстетический  вкус,  эмоциональную  отзывчивость  к  прекрасному;

-  развивать  сенсорные  способности    восприятия,  чувства  цвета,  ритма,  композиции;

-  создать  необходимые  условия  для  самовыражения  ребёнка  в  творческой  деятельности.

-  учить  создавать  узоры  по  мотивам  хохломской  росписи,  передавать  цветовую  гамму

Принципы  проведения  занятий,  игровых  упражнений  и  творческих  заданий:

1.   Безопасность (создание  атмосферы  доброжелательности,  принятия  каждого  ребёнка)

2. Преемственность  (каждый  следующий  этап  базируется  на  уже  сформированных  навыках  и,  в  свою  очередь,  формирует  "зону  ближайшего  развития")

3. Сочетание  статистического  и  динамического  положения  детей.

4. Рефлексия  (совместное  обсуждение  понятого,  увиденного прочувствованного  на  занятии.)

Структура  занятия:

1.Сюрпризный  момент

2.Чтением  стихотворений  или  рассказывание  сказки

3. Основная  часть

4. Пальчиковая  гимнастика

5. Итог  занятия

6. Обыгрывания  ситуации

К  концу  года  дети  должны  уметь:

-  правильно  держать  кисть,  обмакивать  в  краску,  отжав  одним  движением  о  край;

-  научить  промывать  кисть  в  воде,  и  осушить  её  легким  прикладыванием  к  салфетке;

-  научить  рисовать  лёгкими  округлыми  движениями,  регулировать  силу  нажима  на  кисть;

-  научить  приему  техники  " мазка"

- использовать  в  рисовании  разные  материалы  и  способы  создания  изображения;

В  процессе  занятий  по  декоративной  росписи  у    детей  развивается  воображение.  Ребёнок    создаёт  изображение  не  только  на  основе  того,  что  он  непосредственно  воспринимал.  Эстетическое  воздействие  на  детей  занятия  по  рисованию  зависит  от  того,  что  отбирается  для  изображения:  красивая  посуда,  игрушки  мастеров  народного  промысла  вызывают  радостное  удивление,  восхищение.

Таким образом, искусство хохломской росписи рассматривается как важный составной компонент эстетического воспитания и художественного обучения дошкольников, эстетическое воспитания дошкольника  в процессе приобщения к  искусству  хохломской  росписи  способствует развитию изобразительного творчества.

                 

     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...