Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Юсупова Люция Фаритовна

       Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнится развитие личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у многих детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, памяти, снижена работоспособность.  Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

       Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнится развитие личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у многих детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, памяти, снижена работоспособность.  Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

     В нашем дошкольном учреждении постоянно работают две коррекционные группы для детей с ОНР. Педагоги  детского сада нашли оптимальное  решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада – еще одно требование, обозначенное в ФГОС.

       Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

           В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. В игровой форме ребенок знакомится  с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет своё эмоциональное благополучие. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а народные игры в НОД направлены на их устранение.

     Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, мелкую моторику,  развивают коммуникативные навыки.

    Особое внимание мы  уделяем  играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения – улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям.      Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

       В своей практике я широко использую народные игры.  Народная игра – одно из средств народной педагогики. Народные игры имеют развлекательную основу  и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства.  Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию воспроизведения традиций, норм и правил поведения, принятых в народной культуре. Игра – отражение образа жизни, национальных традиций.  Она  обеспечивает всестороннее развитие и приобщение  к культуре своего народа. Разнообразие народных игр направлено на использование движений (подвижные игры), слов (словесные игры), предметов и игрушек  (настольно-печатные).  Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа.  У каждого народа свои игровые народные культурные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

    В процессе воспитания детей  средствами народной игры решается комплекс задач социально-коммукативного, познавательно-речевого, эмоционально-нравственного,  физического развития.

       Мы выделили следующие задачи:

  1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение, интерес к народным играм.
  2. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
  3.  Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народа.
  4. Создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
  5. Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

    Так как в нашем детском саду работа в коррекционных группах  начинается с 5 лет,  то более подробно я остановлюсь на музыкальном развитии старшего дошкольного возраста.

     В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр.           Большое место занимают старинные народные игры, такие как «Городки», «Лапта», «Гори-гори, ясно», «Дед Мороз», «Чурилки»  и другие.

   Забытые народные игры развивают самостоятельность, целенаправленность, готовность к  совместной двигательной деятельности со сверстниками.

    Продолжать знакомить с играми родного края, это татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»,  русская народная подвижная игра «Золотые ворота», башкирская народная подвижная  игра «Ласточки и ястребы», татарская народная хороводная игра «Юрта», русская народная игра «Забава» и многие другие.

    В старшем дошкольном возрасте идеи народной педагогики могут быть реализованы через познавательные беседы по истории и культуре разных народов на праздниках и досугах.

      На музыкальных занятиях примерно один раз в две недели – новую хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагать народные игры на выбор и в непосредственно образовательной деятельности, а чаще в блоке совместной деятельности воспитателя и детей.

        В старшем возрасте дети могут быть активными участниками народных праздников: «Осенины», «К нам пришла коляда», «Масленица» и другие, в сценарии этих праздников включают народные игры.

       Закрепление активно действенного  интереса к народным играм, осуществляется при организации конкурсов, соревнований, типа «Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок» и т.д.  Это позволяет развивать у детей самостоятельность в придумывании и усложнении правил в народных играх, в совместном изготовлении атрибутов к играм. Задача педагога состоит в использовании различных методов и приемов поддержки интереса детей, как к народным играм, так и к ценностям народной педагогики в целом.

       Планирование народных игр предполагает учет особенностей  их организации. В образовательном процессе важно  продумать место и время проведения народных игр в жизнедеятельности детей.

     Планирование народных игр является творческим процессом, где отражается как профессиональный, так и личный опыт педагога.  При планировании музыкального воспитания надо  учитывать классификацию народных игр.

   В перспективный план вносятся народные игры и конкретизируются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.  При этом важно учитывать сезонность, психологический комфорт, возрастные особенности детей, и целостное представление об основных идеях народной педагогики. Следует использовать народные игры  во всех блоках образовательного процесса детского сада, стремиться к взаимосвязи в использовании разных средств народной педагогики.  Это игры, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, природа  и другие. Жеребьевки, считалки, заклички широко используются при проведении различных видов культурно-досуговой деятельности и народных игр.                  

        Результативность народных игр наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: В формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.

       Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

         

         

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового характера.

2.Тренинговые  игры в своей основе имеют интуитивные представления народа о том, что должен знать и уметь ребенок, как он должен себя вести, что составляет  квинтэссенцию народной педагогики любого этноса.

Интеллектуальные игры имеют символизм игровой ситуации и наличие игровых задач.

Адаптивные игры – в них  ребенок осваивает этнические социальные ценности (храбрость, находчивость и др.).

Сенсомоторные игры (подвижные) – они рассматриваются с позиции развития движений и спортивных навыков (слаженности, координации, быстроты и адекватности реакции).

3.Досуговые игры – отражают любовь  и бережное отношение к детям, заботу об их психическом и физическом состоянии, настроении. Они формируют у детей чувство защищенности и причастности к своему народу, семье.

Досуговые игры подразделяются на игры-развлечения, носящий публичный, массовый характер, игры-забавы, проводящиеся в семье, и игры – релаксации.

Игровым средством в досуговых играх может быть как игрушка, так и специальное игровое слово, которое, как правило,  исходит от взрослого организатора. В этих играх выражена возрастная половая дифференциация.

Игры – релаксации чаще всего адресованы младенцам и детям раннего возраста, хотя многие из них необходимы любому ребенку.

Игры – забавы предназначены для младших детей обоих полов.

Игры – развлечения чаще всего дифференцированы по полу более старших  детей.

 

Планирование народных игр (включая игры родного края).

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Русская народная игра «Пчелы»

Задачи: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.

Русская народная подвижная игра «Бег по стволу»

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Русская народная игра «Как у Деда Трифона».

Задачи: воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей.

Русская народная игра «Золото».

Татарская народная подвижная игра «Ласточка»

Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе.

Русская народная хороводная игра « Плетень»

Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Русская народная хороводная игра «Веночек»

Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.

Русская народная игра «Перышки».

Русская народная игра «Кот и мыши».

Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур».

Задачи: воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом

Примерное планирование народных игр.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Русская народная игра – «Пчелы»

Русская народная подвижная игры – «Бег по стволу»

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Русская народная игра -  «Как у деда Трифона»

Русская народная игра -  «Золото»

Татарская народная подвижная игра – «Ласточка»

Русская народная хороводная игра «Плетень»

Башкирская народная подвижная игра «Ласточка и ястребы»

Русская народная хороводная игра «Веночек»

Русская народная игра «Перышки»

Русская народная игра «Кот и мыши»

Русская народная хороводная игра «Чурилки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы специалистов МБДОУ с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основные задачи работы:    •Создание ребёнку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психи...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Стендовый доклад "Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата. Одной из новы...

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...

Доклад на тему: «Представление опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 2021 год.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ необходимо создать условия, использовать современные образовательные технологии, направленные на развитие и коррекцию психических, позн...

Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР...

Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"

Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...