«Зрительная гимнастика в дошкольной образовательной организации»
материал (подготовительная группа)

Хасанова Светлана Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gimnastika_dlya_glaz.docx561.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

 Консультация:

«Зрительная гимнастика

в дошкольной образовательной организации»

Подготовила: воспитатель

Хасанова С.В.

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90% информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь. К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— чередование занятий детей с отдыхом;

— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

— контроль за правильной позой детей во время занятий;

— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное гармоничное физическое развитие детей;

— организация рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Цель зрительной гимнастики:

• включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

• формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает:

 - циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;

 -  укрепляет глазодвигательные мышцы глаз;

 -  улучшает способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях;

 - снимает зрительное напряжение;

  - повышает зрительную работоспособность;

 - улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

• длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительных гимнастик:

• с использованием художественного слова;

• с опорой на схему;

• с сигнальными метками;

С использованием художественного слова.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Например «Веселая неделька» 

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Нельзя не отметить, что гимнастика по методу Аветисова даёт только профилак...Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда

Нельзя не отметить, что гимнастика по методу Аветисова даёт только профилак... 

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна); (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать

https://glazexpert.ru/wp-content/uploads/a/2/8/a28f04dc2f71f5119f650dbdfc9e3a2d.jpg (Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки); (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Оздоровительный комплекс упражнений для глаз "Зрительная гимнастика&qu... (Смотреть прямо перед собой, поставить палец или руку на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку). (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать

Зрительная гимнастика.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

https://pediatrinfo.ru/wp-content/uploads/7/c/c/7cc8ca9ab99341f848226574175e0064.jpegПосмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Гимнастика для глаз в стихах.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Так же зрительную гимнастику можно использовать как физминутку во время занятий. Например: «Детский сад».

Ах, как долго мы писали,

 Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

 Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

С опорой на схему

Дети смотрят на специальную схему зрительной гимнастики и повторяют и глазками повторяют ее. Например: 

https://portal2010.com/wp-content/uploads/2018/05/d-korzinka-imageaaaa-jpg.jpeg

С сигнальными метками

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-533637-1575985103.jpg

«Метка на стекле» по Э. С. Аветисову

Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы, стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 миллиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенку предлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

https://kbmk45.ru/wp-content/uploads/2a9e3b3d3fea8ebbae81d5cf154111d0.jpg

       Соблюдая эти несложные правила и выполняя эти упражнения дети смогут сохранить хорошее зрение, защитить и сберечь свои глаза. А гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз.

        Поможем нашим дети смотреть  на этот яркий мир своими глазами, а не через очки.

                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактический потенциал зрительной гимнастики в образовательном процессе ДОУ

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблио...

«Утренняя гимнастика детей в дошкольной образовательной организации летом»

Утренняя гимнастика-комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить дошкольников, на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом ан...

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации

Цель: изучение возможностей дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации.Задачи:1.Изучить теоретические аспекты оздоровления детей 4 ...

Консультация "Роль зрительной гимнастики дошкольного возраста"

Консультация  в помощь родителям«Роль зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста».Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка  зас...

Консультация для педагогов на тему:«Зрительная гимнастика в дошкольной образовательной организации»

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Около 90 процентов информации в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает ...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...