Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Растем здоровыми»
рабочая программа (младшая группа)

Актуальность

«Береги платье снову, а здоровье смолоду!», так говорит русский народ.

И, неспроста, ведь формирование привычки к здоровому образу жизни необходимо начинать как можно раньше. Необходимо с малого возраста объяснить ребенку о ценности здоровья, о том, как его нужно беречь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastem_zdorovymi.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования

«Растем здоровыми»

Программа

Составила: воспитатель

 МКДОУ №368

Семенова Е.В.

2022г.



Пояснительная записка  

Актуальность

«Береги платье снову, а здоровье смолоду!», так говорит русский народ.

И, неспроста, ведь формирование привычки к здоровому образу жизни необходимо начинать как можно раньше. Необходимо с малого возраста объяснить ребенку о ценности здоровья, о том, как его нужно беречь.

В настоящее время состояние здоровья детей в России на очень низком уровне. Это подтверждается тем, что проанализировав состояние здоровья в моей группе, мы видим:

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

12.5%

75%

12.5%

Поэтому не случайно законодательно установлена необходимость воспитания здорового человека.  

Так, в статье 6 «Конвенции о правах ребенка» говорится, что Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 41, ФЗ «Об образовании», говорит нам о том, что охрана здоровья должна включать пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и др.

В соответствии п. 1.6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (пп.1) ;
  2. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (пп.6);
  3. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пп.9).

Исходя из вышеизложенного, мною были сформированы следующие  задачи на 2022-2023 учебный год:

-Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни;

-Воспитание у детей здоровьесберегающих привычек;

-Развитие интереса у детей к собственному здоровью.

Соответственно, мной ожидаются следующие результаты: 

- У детей сформировано представление о здоровом образе жизни;

- У детей появляются здоровьесберегающие привычки;

-У детей развит интерес к собственному здоровью.

Поставленные задачи реализуются при помощи проведения дополнительных занятий по здоровьесбережению.

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки. В 1980 году он ввел в обиход термин валеология  (valeo – здоровье, быть здоровым, logos -знание).

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Другими словами, валеология – наука о здоровье, наука о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. 

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

  1. Активным носителем ЗОЖ является конкретный человек как субъект жизнедеятельности;
  2. В реализации ЗОЖ человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал;
  3. В основе формирования ЗОЖ лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей;
  4. ЗОЖ является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Формирование ЗОЖ имеет конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умения реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения ЗОЖ.

Ребенок должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования.

В группе был создан уголок здоровья и безопасности, в котором размещены тематические материалы.  

Создается предметно-развивающая среда,  по каждой тематике создается наглядно-дидактический материал, для более доступного объяснения тем.

При проведении каждого занятия необходимо, чтобы оно проходило не в форме скучного монолога, а приобретало форму беседы. Также обязательно присутствует наглядный материал, ведь если ребенок еще не может чего-то понять в словесной форме, то наглядная форма облегчает понимание темы, которую мы проходим. Также на занятиях всегда идет коллективное обсуждение, ребята могут задать все интересующие их вопросы, которые возникли в процессе занятия.

Необходимо постоянно поддерживать интерес детей к здоровому образу жизни, формировать положительное отношение к своему здоровью.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.


Тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

Режим дня

Познакомить детей с режимом дня, объяснить важность соблюдения режима.

Со спортом я дружу

Формировать желание у детей заниматься спортом, вести активную жизнь.

Октябрь

Мы маленькие чистюли

Познакомить детей с гигиеническими навыками.

Я с расческою дружу

Продолжать формировать навыки гигиены. Расчесывать волосы и быть опрятным

Кто живет на наших ладошках

Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни.

«Одевание и раздевание. Складывании одежды»

Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик,  в шкаф.

Ноябрь

Я человек

Объяснить детям о том, что один индивид – человек, много индивидов – люди. Интерес к познанию собственного тела

Как я выгляжу

Познакомить детей с названия частей тела: голова, руки, ноги

О частях нашего тела

Рассказать о строении нашего тела. О частях нашего тела,  о том, что они могут двигаться, о бережном отношении к своему телу.

Зачем нужны мышцы

Дать детям понять, что такое мышцы и что только благодаря им мы можем выполнять движения.

Декабрь

Зачем нам нужны кости

Дать детям понять, что такое кости и что только благодаря им мы можем выполнять движения.

Что стучит у нас в груди

Рассказать детям о том, что в нашей груди есть маленький моторчик – наше сердечко.

Вдох выдох

Дать представление детям о том, что у нас в груди есть легкие

Наша кожа

        

Рассказать детям о коже, о ее свойствах, о том, как ухаживать за ней и сохранить здоровой.

Январь

Здоровые зубки

Рассказать детям о том, как ухаживать за зубами и как сохранить их здоровыми как можно дольше.

Что бурлит в животе  

Рассказать детям о свойствах кишечника

Есть ли у человека почки

Рассказать детям о значении почек в нашем организме

Февраль

Как работает мозг

Формировать у детей знания о работе мозга  

Чем мы видим все вокруг

Рассказать детям о свойствах глаз в нашем организме.

Чем мы слышим

Рассказать детям о свойствах ушей в нашем организме.

Чем мы чувствуем запахи

Рассказать детям о свойствах носа

Март

Зачем нам язык

Расширить представление детей о языке как органе.

Откуда берутся витамины

Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения.

Вредное и полезное

Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании.

День здоровья  

Викторина

Апрель  

Правила поведения на природе

Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас на природе и как их избежать.

Такая опасная вода

Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас на воде и как их избежать.

Азбука Ау

Рассказать детям об опасностях, которые могут поджидать нас в лесу и как их избежать.

Кто такие клещи

Рассказать детям о клещах и о том, как избежать укуса и что делать, если это все-таки произошло.

Май

Опасности на солнце

Расширить представление детей о солнце. Рассказать об опасности солнечных лучей и как необходимо себя защитить.

Как сберечь свое здоровье

Повторение пройденного материала.

Викторина.

Список литературы:

  1. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет : планирование, занятия, игры / авт.-сост. М. Р. Югова.  - Волгоград : Учитель, 2016. - 137 с. - (ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность).
  2.  Реализация образовательной области "Физическое развитие" / авт.-сост.: Г. Ю. Байкова, В. А. Моргачева, Т. М. Пересыпкина.  - Волгоград : Учитель, 2015. - 171 с. - (ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности) .
  3. Вайнер Э.Н. «Валеология: учебник для вузов, 6-е издание»., Мзд. – М.: Флинта, Наука, 2008 – 416 с.
  4. Дубровский, В.И., «Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. В.И. Машков. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999 – 560 с.
  5. Латохина Л.И., Андрус Т.А., «Творим здоровье души и тела», СПб.: ООО «Издательство Пионер», 2000 – 316с.
  6. Колобанов В.В., «Валеология: основные понятия, термины и определения», СПб.: ДЕНИ, 1998 г., 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет

Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...