Наблюдение и анализ режимных моментов в ДОУ (умывание, одевание, питание)
учебно-методический материал (средняя группа)

Громова Мария Николаевна

Наблюдение и анализ режимных моментов в ДОУ (умывание, одевание, питание)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение и анализ организации режимных моментов в ДОУ (умывание, одевание, питание)

Режим дня средняя группа

Прием, осмотр, игры

6.30-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.05-8.30

Самостоятельные игры

8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения)

10.20-11.45

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

11.45-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.00

Подъем

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.35

Самостоятельная деятельность, игры

15.35-16.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10-17.10

Возвращение с прогулки,  игры, уход детей домой

17.10-18.30

В данной группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате – раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа. В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончании дежурства. Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчеи при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец. Ко всему есть свободный доступ. В группе достаточно посуды, белья (оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев. В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями младшего воспитателя. Воспитатель ведет беседы с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома», даёт консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатель добивается единства требований к ребенку. Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима. Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми (например, играть дружно, не отнимать игрушек, не обижать друг друга). Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует детей. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности. Т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок. Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

Воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел. Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтение сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это также служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться. При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач. Переход от одного режимного момента к другому воспитатель осуществляла постепенно, планомерно. Предупреждала детей заранее о смене деятельности, чтобы они могли переключиться с одного вида деятельности на другой. Тем детям, которые быстро выполняют все требования режима, она разрешала поиграть подольше. Умываться, одеваться дети шли постепенно, а не толпой, по мере заканчивая предыдущего вида деятельности. Не было суеты, дети привыкли к данному распорядку дня. Все гигиенические требования были соблюдены. Групповая комната, спальная своевременно проветривалась, проводилась влажная уборка по графику и по мере необходимости. Стол был правильно сервирован, посуду мыли по правилам и подавалась и для первого, и для второго блюд разная, дежурные работали в соответствующей одежде, правильно держали посуду при ее раздаче. Младший воспитатель раздает пищу в специальной одежде, пол моет соответственно в другой. При подготовке к прогулке одевшиеся дети не ждали всех детей, а своевременно выходили на участок. Дети в соответствии с режимом проводили гигиенические процедуры: умывания, полоскания рта. Это было организовано в соответствии с гигиеническими требованиями. В групповой комнате дети были одеты в соответствии с температурой комнаты в облегченную одежду. Утренняя гимнастика проводилась в физкультурной одежде: майка, шорты, чешки. Все режимные процессы были проведены в соответствии с возрастом, без отклонений во времени. Направляя деятельность детей, воспитатель учитывала характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, подвижные игры не проводились после еды, перед сном, наоборот, были включены спокойные игры. Полотенца и постельное белье содержатся в идеальном порядке и меняются в соответствии с графиком смены белья. Сон проводится в отдельном чистом, проветренном помещении; исключены шумы, громкие разговоры, создана благоприятная обстановка.

Таким образом, проведение режимных процессов отвечает всем гигиеническим требованиям.

Процесс умывания

Процесс

Действия

1

Подготовка к процессу умывания:

- лежит ли на месте мыло?

- у всех ли детей индивидуальное чистое полотенце?

К проведению умывания все было подготовлено: мыло было на каждой раковине, полотенца чистые и сухие висели на вешалках с маркировками на каждого ребенка.

2

Организация детей

- сколько детей идет умываться

одновременно?

- чем заняты другие дети?

- чем заняты дети после умывания?

В умывальной комнате всего 4 раковины. Одновременно зашли 4 ребенка, остальные дети ожидали своей очереди, построившись в колоне.

3

Навыки детей в умывании

- насколько самостоятельно и правильно дети умеют мыть лицо и руки?

- как сухо вытираются?

- аккуратно ли проводилось умывание?

Некоторые дети не проявляли желания умывать лицо, а некоторые напротив с желанием демонстрировали свои умения в данном навыке. Также несколько человек с капризами воспользовались мылом, но воспитатель напомнила о важности использования мыла при мытье рук и дети перестали капризничать.

4

Руководство процессом умывания:

- какие приемы руководства применял воспитатель?

- использовалось ли художественное слово и поощрение?

- проводилась ли в процессе умывания словарная работа?

- каким образом обеспечивается безопасность?

В ходе умывания воспитатель использовала художественное слово, показ, напоминала правила мытья рук и умывания лица и важность этого процесса. Для безопасности в умывальную комнату заходили не все дети, а группами, чтобы избежать толчеи.

Навыки детей в умывании соответствуют их возрасту (4-5 лет) и программным требованиям к культурно-гигиеническим навыкам их возраста.

Процесс питания

Процесс

Действия

1

Какую работу провели дежурные по столовой?

Справлялись ли со своими обязанностями?

Дежурные со своими обязанностями справлялись хорошо (расставили стульчики на места отсутствующих детей, разложили ложки).

2

Как дети садились за столы – одновременно или по мере умывания?

За стол дети садились по очереди, сначала девочки, потом мальчики.

3

Стояла ли на столе пища или дети ожидали её подачи?

Дети сели за уже накрытые столы, подавали только вторые блюда, после того, как дети скушали первое.

4

Правильно ли сервирован стол?

Стол сервирован правильно в соответствии с требованиями.

5

Достаточно ли аккуратно едят дети, правильно ли держат ложку,  благодарят ли за еду?

Большая часть детей кушает правильно (правильная осанка, правильно держат ложку), но несколько детей нарушали правила поведения за столом (сутулились, кто-то пинал ногой стул соседа, неправильно держали ложки). Но воспитатель напоминала в процессе, о важности соблюдения правил поведения за столом.

6

Оцените поведение детей за столом.

Дети за столом старались соблюдать правила (соблюдать тишину, жевать с закрытым ртом, правильно держать осанку и ложку).

7

Знают ли дети названия блюд?

Сообщает ли их воспитатель?

Перед началом обеда дети спросили у воспитателя, что сегодня на обед, воспитатель продиктовала меню. И наблюдая за реакцией детей (кто-то улыбнулся на сообщение, что на обед гороховый суп, кто-то свел печально брови, на сообщение, что еще на обед куриная котлета многие облизнулись, выражая радость), было очевидно, что дети понимают и соотносят названия блюд и их содержание.

8

Каковы приемы обучения детей

приему пищи (показ, пример,

указание, похвала и др.)?

Воспитатель обращала внимание на осанку детей, использовала индивидуальный подход к каждому.

9

Обращает ли внимание воспитатель на культуру приема пищи (откусывает понемногу, тщательно пережевывает, и т.д.)

Воспитатель обращала внимание на культуру приема пищи, чтобы жевали  с закрытым ртом, чтобы во время еды не разговаривали, в рот клали еду не большими частями.

Процесс одевания

Процесс

Действия

1

Каковы особенности подготовки детей к процессу одевания?

Одежда детей висит на стульчика или аккуратно сложена. Стульчики стоят полукругом на ковре.

2

Организация детей

- сколько детей идет одеваться одновременно?

- чем заняты другие дети?

Место и расположение стульчиков организованно так, одеваться могут одновременно все дети.

3

Навыки детей в одевании

- насколько самостоятельно и правильно дети умеют одеваться? Насколько аккуратно?

- знают и соблюдают ли дети последовательность в одевании?

- насколько аккуратно дети складывают вещи?

Большая часть детей полностью овладела навыком одевания, у некоторых возникали трудности с надеванием колготок и надеванием футболок и кофт спиной вперед.

4

Руководство процессом одевания:

- какие приемы руководства применял

воспитатель: напоминание, поощрение, похвала, указание, пример, пояснение, показ и др.?

- использовалось ли художественное слово?

- проводилась ли в процессе одевания словарная работа?

При одевании воспитатель использует такие приемы, как: беседа с детьми, помощь детям (напоминание). Поощрение детей, которые уже полностью одеваются самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение режимных моментов (умывание, питание, игры перед сном, сон) в ясельной группе».

Проведение режимных моментов (умывание, питание, игры перед сном, сон) в ясельной группе»....

Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).

Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и...

Методика и организация проведения умывания, одевания, питания и сна в соответствии с возрастом

Методика и организация проведения умывания, одевания, питания и сна в соответствии с возрастом...

Консультация "Требования к подготовке и проведению режимных моментов (умывание, питание и дневной сон).

Консультация "Требования к подготовке и проведению режимных моментов (умывание, питание и дневной сон)....

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша» (организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) в средней группе

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша»(Организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) Цель: создание условий для совершенствования умений и навы...