КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПО ЗОЖ
картотека (старшая группа)

Калёнова Светлана Юрьевна

Цель: закрепление знаний детей о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevye_igry.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

.  

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Семья идёт в магазин за полезными продуктами

Цель: закрепить ранее полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании.

Задачи:

Образовательные: учить детей реализовывать и развивать сюжет игры;

побуждать детей использовать названия полезных продуктов.

Развивающие: развивать у детей интерес к сюжетно – ролевым играм; развивать коммуникативные способности; развивать диалогическую речь.

Воспитательные:  воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Оборудование: игровые комплексы: «Магазин» и «Дом»; корзина для покупок, муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги (заменители), кошелек, сумка, коляска с куклой,

Подготовка к игре:  беседа о витаминах (овощах и фруктах), лото «Фрукты», д/и «Фрукты, овощи».

Игровые роли: продавец, мама, папа, бабушка (воспитатель).

Словарь:  «будьте добры», «мы хотим купить», «возьмите, пожалуйста, покупки», «полезные продукты».

Ход игры: Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Бабушка предлагает маме и папой вместе пойти за покупками и взять с собой малыша в коляске.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Олимпиада

Цель: отобразить событие общественной жизни, интересующее детей, объединить детей и педагогов вокруг одной цели; способствовать одной цели; способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, требующей координации действий отдельных участников; обогатить детей новыми впечатлениями, способствовать приобретению опыта общения.

Атрибуты: спортивный инвентарь: мячи разных размеров, гантели, скакалки, свисток, спортивная форма, секундомер, медали, грамоты, флаг России, кубок, номера карточек с баллами, факел, лозунги: «Спартак – чемпион», «Шайбу – шайбу», «Судью на мыло» и т.д.

Предварительная работа:

  • Формирование знаний и представлений о спорте, Олимпиаде.
  • Знакомство с краткой историей Олимпиады, с различными видами спорта, известными спортсменами, со спортивной символикой (эмблемами, медалями и т. д.), символическое изображение различных видов спорта.
  • Беседы, чтение книг, журналы о спорте, просмотр видео, фото материалы.
  • Познакомить детей со странами, обычаями, одеждой, флагами.
  • Фотографии спортсменов, значки, рисунки с изображением флагов различных стран расположить в группе, дома у детей.
  • Познакомить детей с поведением спортсменов, болельщиков, актеров, комментаторов, судей, врачей, групп поддержки во время Олимпиады.
  • Разграничить виды спорта: зимние и летние.
  • Проводятся предварительно разнообразные игры - эстафеты. Бег, ведение мяча, попади в цель, бег с  препятствием, бег с эстафетной палочкой и т. д.
  • Вместе взрослые и дети разрабатывают план игры по этапам (зажжение огня, шествие команд, концертная программа, выступление президента, выступление команд, закрытие).
  • Для проведения игры назначается общий руководитель, который следит за ходом подготовки. В игре «Олимпиада» воспитатель может выполнять функции тренеров, представителей спорткомитета, президента страны, спорт. комментаторов.
  • Воспитатель пополняет знания детей в области спорта, географии стран, а так же обращает внимание детей на поведение болельщиков, комментаторов, врачей, судей.
  • Физорг берет на себя функции тренера и консультанта по спортивным  вопросам. Он отвечает за общую физическую  подготовку детей спортсменов.  
  • Музыкальный руководитель выполняет функцию художественного руководителя, готовит детей – артистов. Их задача организация музыкальной части игры «Олимпиада».

Ход игры:

  1. Зажжение олимпийского огня. В зал, где собрались зрители, болельщики, ребенок - спортсмен вносит факел. Под музыку передает другому спортсмену, а тот  под музыку зажигает олимпийский  огонь ( имитация огня и факела).
  2. Шествие команд. Каждая команда предварительно оформляет свою команду и под гимн представляют страны, делаю круг по залу. В руках флаги, табличка своей страны. Комментаторы ведут репортаж, представляя команды.
  3. Приветствие президента.  Ребенок в роли президента страны – хозяйки Олимпиады говорит слова приветствия, благодарит гостей за то, что они приехали на спортивный праздник. Объявляет Олимпиаду открытой.
  4. Концертная программа. Дети исполняют танцы и песни, гимнастические упражнения (номера могут быть, как готовые, так и без подготовки - произвольные).
  5. Выступление команд. Представляют какой – либо вид  спорта (гимнастика, бросание копья, поднятие тяжести). Дети в роли комментаторов приглашают спортсменов для участия, объявляют название страны. Спортивные выступления должны носить спортивный характер.
  6. Закрытие олимпиады. Участники под звуки музыки торжественно обходят круг почета. Награждение команд, участников.
  7. Президент страны объявляет Олимпиаду закрытой. Гаснет огонь. Играет музыка.

Работа с родителями:

  • Найти дома вырезки из газет и  журналов о спортсменах.
  • Посмотреть спортивные  новости  для обсуждения в группе.
  • Изготовление флагов различных стран.
  • Посещение спортивного стадиона в выходной день, спортивного магазина.
  • Подобрать дома и в библиотеке пословицы, поговорки о спорте и здоровье.  
  • Праздник «Папа, Мама, Я -  спортивная семья» как с родителями, так и с детьми и родителями  сотрудниками д/сада.

Связь со специалистами:

Физкультура – физорг берет на себя функции тренера и консультанта по спортивным  вопросам. Он отвечает за общую физическую  подготовку детей спортсменов.  

Музыкальное – музыкальный руководитель выполняет функцию художественного руководителя, готовит детей – артистов. Их задача организация музыкальной части игры «Олимпиада»; разучивание песен о спорте, танцы: «Аэробика», «Сиртаки», «Танец девчонок из группы поддержки»…

ИЗО –  рисование панорамы «На стадионе». Разукрашиваем флаг для своей команды, эмблемы, атрибуты для праздника.

Эколог – беседы: Зачем мы спортом занимаемся? Советы доктора: о пользе витаминов, о закаливании организма. Чистота – залог здоровья.

Чтение художественной литературы:

Мы выходим на площадку,

Начинается зарядка,

Шаг на месте, два вперед,

А потом наоборот.

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она.

Не надо бояться, что будут смеяться.

Зарядку свою не бросай никогда.

Лишь тот, кто не плачет,

Добьется удачи легко, без труда!

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра! Физкульт - ура!

На прогулку мы пойдем

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильный, ловкий!

Физкультурой заниматься

Начинаем мы сейчас.

Бегать прыгать, кувыркаться,

Будет весело у нас.

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай.

Хороши они мягки,

Быстроходные коньки.

Не пойм, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Ты бы лучше отошел,  

Мы играем  в волейбол.

Зеленый луг,

Сто скамеечек вокруг.

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих рыбацкие сети…(стадион).

У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами!...(велосипед).

Силачом я стать хочу,

Прихожу я к силачу:

Расскажите вот о чем-

Как вы стали силачом!

Улыбнулся он в ответ:

Очень просто: Много лет,

Ежедневно встав с постели, поднимаю я гантели.

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

У меня мотора нет

Как зовусь?…….(велосипед)

Он летать совсем не хочет.

Если  бросишь, он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь.

Отгадай, что это?......(мяч)

Поднимаю еле-еле

Две тяжелые гантели.

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?...(лыжник)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? ...(лыжи)

Вот разбежался быстро кто-то.

И без мяча влетел в ворота.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте:

Игра веселая футбол,

Уже забили первый гол.

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят шипочем,

Не угнаться за мячом.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут звеня.

Я прыгаю через нее,

А она через меня…(скакалка).

Две новые кленовые

Подковы двухметровые.

На них поставили две ноги

И по снегу ты беги…(лыжи).

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы…(санки).

В него воздух надувают

И ногой его пинают…(футбольный матч).

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

       Ровно 45 минут.

В школе  кони и лужайка:  

Что за чудо,угадай-ка!...(спортивный зал).

Вот так чудо - чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу!...(велосипед).

Детский сад

Цель: учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;  отображать в игре деятельность взрослых,  готовить обстановку для игры.

Предварительная работа:

- беседа « Что такое д/сад?», «Почему я люблю д/сад?»

-оформление альбома при помощи родителей «Наш любимый д/сад»

-рассматривание картин «Новенькая», «На прогулке»

-экскурсия по д/саду

-игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»

Сюжет: «Мой первый день в д/саду».

Роль: заведующая, методист, инструктор по плаванию, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, повар, медик, эколог, техничка, физ.работник, музыкальный руководитель, преподаватель по изодеятельности, дети.

Правила: пользоваться костюмами, специалисты работают в отдельных кабинетах.

Чтение художественной литературы:

Н.Семёнова «Как стать Неболейкой»

К.Чуковский «Мойдодыр»

Н.Найдёнова «Наше полотенце».

Организация  игровой среды:

группа, кабинет специалистов, мед.кабинет, спорт.зал, музыкальный зал, кабинет заведующей, кухня, прачечная.

Поликлиника

Цель: в игровой форме познакомить детей со строением организма человека, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять и беречь его; организовать игровую среду со всеми принадлежностями (кабинет врача, рабочий стол, ширма, белые халаты, косынка, телефон, мед.инструменты, лекарства, кушетка), совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли.

 Предварительная работа:

-экскурсия в медицинский кабинет д/сада, беседа с медсестрой

-беседа «Как нужно вести себя с больными, что нужно делать?»,

«Какие бывают врачи? (хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог, окулист)», «Регистратура – запись к врачу»

-знакомить детей со строением человека

-рассматривание иллюстраций, картин.

Сюжет:  «На приёме у педиатра».

Роль:  врач, медсестра, пациент.

Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский «Доктор Айболит»

А.Барто «Девочка чумазая»

Журина «Человек заболел»

С.Михалков «Прививка»

Словарь:  халат, лечить, аптека, лекарство, таблетки, выписывать, рецепт, осматривать, пациент, кабинет, кушетка, шпатель.

Правила: ждать своей очереди на приём к врачу, правильно пользоваться фонендоскопом, шпателем, умение назначать правильное лечение, называть болезнь.

Скорая помощь

Цель: закреплять знания детей о первой медицинской помощи, научить в случае серьёзного заболевания человека позвать взрослого или вызвать  «скорую помощь; учить согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи; побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы.

Предварительная работа:

- беседа о работе врача, что ему необходимо для работы,

когда болеем, чем нас лечит мама,

как себя вести с больными людьми?

-Знакомить детей со строением человека.

-Рассматривание  машины «Скорая помощь», как звонить.

Сюжет: «Заболела бабушка».

Роль: врач скорой помощи, водитель, бабушка, ребёнок. 

Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский «Доктор Айболит».

А.Барто «Девочка чумазая».

Журина «Человек заболел».

С.Михалков «Прививка»

Словарь: халат, лечить, аптека, лекарство, таблетки, выписывать рецепт, осматривать, пациент, кабинет, кушетка, шпатель, доктор, больной, медсестра, медикаменты.

Правила:  правильно вызвать врача, приехать с водителем, осмотреть больного (послушать, проверить горло, померить температуру, выслушать жалобы больного, выписать рецепт с нужными лекарствами.)

Продуктовый магазин

Цель: закреплять знания детей о полезных продуктах, учить организовывать игровую среду, подбирать атрибуты и предметы для игры, совершенствовать умение объединяться в игре, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия.

Организация игровой среды:

Изготовление рекламы; изготовление муляжей продуктов, овощей и фруктов; изготовление кассы, чеков, денег. Оборудование магазина: продуктовый.

Атрибуты к игре: касса, чеки, деньги, весы,  счеты, калькулятор, товар, рекламный щит, рекламные буклеты, сумка для покупок, картинки-ценники, одежда для продавца (халат, фартук), кошельки.

Предварительная работа:

  • Беседы о разновидностях магазинов (по виду товаров),
  • Экскурсия в ближние магазины, на базар с приобретением покупок. Сходство и отличия.
  • Беседа о профессиях, о выполняемой работе. Рассматривание картинок и журналов.
  • Закрепить правила поведения в магазине, манеру обращения, покупательский этикет.
  • Закрепить правила безопасности: по дороге в магазин, обращение с деньгами, безопасные покупки.
  • Д/игры на классификацию, тематическое  «Домино», тематическое  «Пексессо», «Логический поезд», «Кому, что нужно для работы»,
  • Просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик», «Бюро находок», «Чебурашка»…
  • Знакомство с рекламой на улицах города.

Роли и профессии: покупатель, продавец, менеджер, рекламный агент (презентатор), грузчик, шофер (экспедитор), холодильщик, кассир, киоскер.

Чтение художественной литературы:

Н.Нищева «Овощной магазин», «Хлебный магазин»

Баруздин «Подарок» (хрестоматия)

Ю.Тувим «Овощи»

А.Барто «Все работы хороши»

В.Степанов «Продавец»

А.Кардашова «Наш дворец для всех открыт»

Ш.Галиев «Три копейки на покупку»

М.Э.Мошковская «Веселый магазин»

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов

  • Журналы для рекламы и буклетов
  • Придумывание рекламы для товара
  • «День открытых дверей».

Связь со специалистами:

Изо: рисование натюрморта, разукрашивание шаблонов одежды, изобретение денег, коллаж «Реклама», панорама «Супермаркет».

Музыкальное:  разучивание песен по теме.

Физкультура: тематическое занятие

Эколог: Овощи и ягоды с огорода, опыт «Делаем компот», беседа «Полезные продукты»,

Экскурсия в зоологический магазин.

Логопед: обогащение словарного запаса, д/и на классификацию.

Дефектолог: игры на раскрепощение во взаимоотношениях «Расскажите, что хотите купить», игры на воображение и пластику «Изобразите без слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....