Биоэнергопластика-здоровьесберегающая технология в ДОУ
консультация

Баулина Анастасия Алексеевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bioenergoplastika.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Биоэнергопластика — здоровьесберегающая

технология в ДОУ»

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка. В. А. Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»«Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

 «Бегемотик»

Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.

Кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются

Широко открыли ротик — Получился «бегемотик».

 А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот»

 «Лягушка»

Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Затем вернуть губы в исходное положение.

Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь, пальцы слегка направить вверх

Превратили нас в лягушек – Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись.

 «Хоботок»

Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем вернуть губы в исходное положение.

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки

Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед

 Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.

 «Часики»

Описание артикуляционного упражнения. Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнятъ упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз (рис. 18, а). На счет «один» повернуть кисть влево (рис. 18, б), на счет «два» повернуть вправо (рис. 18, в). Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

 Словно стрелочки часов,

 Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

 «Качели»

 Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижним и передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз.

. Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз (рис. 17, а). На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх (рис. 17, в), на счет «два» опустить ладонь вниз (рис. 17, б). Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5—6

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

 На качелях мы качались,

 Высоко вверх поднимались,

Вверх — вниз, вверх —вниз,

 Очень крепко ты держись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: "Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ"

Включает в себя три базовых понятия:  ·        «био» — человек как биологический объект;·...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Мастер-класс знакомит педагогов ДОУ с инновационной здоровьесберегающей технологией - биоэнергопластика...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...

"Биоэнергопластика".Здоровьесберегающие технологии. Буклет

Подборка игровых упражнений по здоровьесберегающей технологии "Биоэнергопластика" для детей дошкольного возраста...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии."Занимательные рассказы".

В предлагаемом материале представлены сказки и стихи с применением метода биоэнергопластики....

Биоэнергопластика.Здоровьесберегающие технологии. Картотека упражнений.

Материал содержит описание игровых упражнений с применением метода биоэнергопластики....

Биоэнергопластика.Здоровьесберегающие технологии. Презентация для родителей. Нетрадиционные методы в логопедии.

Предлагаемый материал позволяет в доступной форме познакомить родителей с методом биоэнергопластики....