Методическая разработка «Профилактика нарушений сводов стоп у обучающихся дошкольного возраста»
методическая разработка

формирование и укрепление сводов стоп у воспитанников дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_glazyrina_i.v.docx76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях

        Методическая разработка         

«Профилактика нарушений сводов стоп у обучающихся дошкольного возраста»

Автор – составитель:

Глазырина Ирина Владимировна,

инструктор по физической культуре

Югорск

2021

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – актуальная проблема нашего времени. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, страдающих середечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и сводов стоп, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает работу по формированию здорового образа жизни воспитанников, в которой особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе (приложение 1). А так же, губернатор Югры Наталья Комарова объявила 2017 год – Годом здоровья.

Деформации стоп – одна из самых распространённых ортопедических патологий, которая влечёт за собой неправильную нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, снижает двигательную активность ребёнка. Поэтому формирование сводов стоп, обучение правильной постановке стоп при ходьбе, формирование их функций – одна из наиболее важных задач оздоровительной физической культуры, особенно это касается обучающихся старшего дошкольного возраста.[1, с. 9]

Правильное формирование сводов стоп является необходимым фактором полноценного развития.Именно поэтому профилактике плоскостопия огромное внимание уделяют как ученые, так и практики (педагоги, инструкторы физического воспитания). Разработаны многочисленные методики на основе традиционных средств физического воспитания. Как сделать, чтобы упражнения и физкультурные занятия по профилактике  плоскостопия стали интересными, познавательными, увлекательными?

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных, современных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний. И наш детский сад не исключение.

По результатам диагностикипоявилась необходимость в формировании групп по профилактике плоскостопия, изучении литературы и поиске эффективных путей укрепления сводов стоп.

Цель данной работы:формирование и укрепление сводов стоп у воспитанников дошкольного возраста.

Ведущие задачи работы:

Оздоровительные задачи:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.
  • Повышение активности и общей работоспособности.
  • Коррекция и профилактика плоскостопия.

Образовательные задачи:

  • Формирование у детей двигательных умений и навыков.
  • Развитие физических качеств
  • Получение элементарных знаний о своём организме, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Разностороннее развитие воспитанников.
  • Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Организация занятий строилась следующим образом:

Воспитанники 5 – 7 лет

Три раза в неделю по 20 мин. Количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопиядает возможность сделать вывод об имеющейся тенденции к улучшению и укреплениюсвода стопы (приложение 2). Удалось достичь следующих результатов:

  • Повысилась двигательная активность воспитанников.
  • Улучшились показатели формирования свода стоп.
  • Развиты такие физические качества как: координация, гибкость, равновесие.
  • Воспитанники имеют представление о своём организме, способах укрепления собственного здоровья.
  • Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Предлагаемые материалы будут  интересны воспитателям, инструкторам и учителям по физической культуре, родителям.

Причины плоскостопия

В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. [2, с. 688]

Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. [3, с. 288]

Плоскостопие может быть врождённым (встречается крайне редко) и приобретённым. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно – связочного аппарата стопы, ношение неправильно подобранной обуви, различные травмы нижней конечности, косолапость.

Ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе, мышцах голени, отёк стопы.

Выбор обуви для профилактики плоскостопия

Профилактика плоскостопия должна проводиться в системе с раннего возраста. На ранних этапах она заключается в укреплении мышц и связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. По мере того как ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, растет значение подбора рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи-восьми лет тоже необходима обувь с каблуком высотой до 1 см и возможностью переката. Задник может быть мягким. Старшие дети могут носить более высокий каблук (до 4 см), но в любом случае обувь должна позволять выполнить перекат. [1, с. 33]

Для профилактики плоскостопия и укрепления мышц стоп полезно использовать стельки-тренажеры, в которых область свода выложена массажными элементами. Эти стельки рекомендуется носить не более 5-6 часов в день. Удобно вкладывать подобные стельки в обувь, которую ребенок носит в детском учреждении. Время активности ребенка в дошкольном учреждении или в начальной школе примерно равно рекомендуемому времени ношения стелек. В выходные дни ребенок не посещает учебное заведение, и стопы отдыхают. Стельки-тренажеры оказывают более выраженный эффект на формирование сводов стоп, чем стельки, в которых вся поверхность выложена массажными элементами. Невзирая на то, что в последнем случае тонизирующему влиянию подвергается вся поверхность стопы, стимулов для формирования сводов не возникает. При использовании стелек-тренажеров ребенок напрягает мышцы стопы таким образом, чтобы изменить ее конфигурацию и сформировать свод. Это позволяет избежать контакта с колющими элементами стелек. [1, с. 34]

Физическая культура в профилактике плоскостопия и формировании сводов стоп

 Основным методом формирования сводов стоп у детей старшего дошкольного возраста служит физическая культура. Используются следующие  принципы проведения занятий:

  • Системность воздействия. Подбор упражнений по формированию сводов и развитию функций стопы и последовательность их применения.
  • Регулярность воздействия.Регулярное применение упражнений, обеспечивающее увеличение силы мышц, формирование сводов и развитие функций стоп.
  • Длительность применения физических упражнений.Регулярная целенаправленная работа на протяжении всего периода роста организма, особенно в возрасте моложе 9 лет.
  • Постепенное нарастание физической нагрузки по мере расширения возможностей ребенка.
  • Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются для закрепления достигнутых результатов).
  • Цикличность при выполнении физической нагрузки.
  • Всесторонность воздействия. Сочетание специальных упражнений с общеукрепляющимис целью избегания утомления, совершенствования нейрогуморальных механизмов регуляции и адаптации всего организма ребенка к физическим нагрузкам.

Очень важно, чтобы воспитанники позитивно воспринимали занятия. Поэтому необходимо предоставить им возможность выполнять упражнения, сделать занятия увлекательными, прививать любовь к движениям.

Работа с детьми включает специальные занятия физической культурой для формирования сводов и развития функций стоп.

Диагностика сформированности сводов стоп

В сентябре проводится диагностика сформированности сводов стоп у воспитанников на начало учебного года, а в мае – на конец учебного года.

В любом дошкольном образовательном учреждении наиболее доступным является метод контурной плантографии – получение отпечатков стоп. Для проведения этого метода используют плантограф – рамку с натянутой на неё непромокаемой тканью, снижней стороны смазанную тушью. Обследуемый ставит ногу на плантограф и встаёт с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Между 3-м и 4-м пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный свободен. Такой оценки достаточно, для того чтобы отобрать воспитанника в группу по профилактике плоскостопия и проследить эффективность занятий.  

C:\Users\Администратор\Desktop\планто 1.jpg

Организация занятий по профилактике плоскостопия

Занятия рассчитаны для воспитанников 5 – 7 лет. Продолжительность занятий 20 минут, проводятся три раза в неделю. Группа формируется по 12 – 15 человек. Занятия по профилактике плоскостопия начинаю проводить с октября месяца.  Дозировка упражнений зависит от подготовленности обучающихся и может составлять от 4 – 5 раз на этапе разучивания и до 8 – 10 раз на этапе закрепления.

Для профилактики плоскостопия, как правило, рекомендуют упражнения, направленные на укрепление мышц ног в сочетании с укреплением всех групп мышц.

Основные виды упражнений:

  • подошвенные сгибания (оттягивание носков вниз);
  • супинирование стоп (поворот вовнутрь);
  • упражнения, сближающие первую плюсневую и пяточную кости;
  • прыжковые и беговые упражнения, которые являются прекрасным средством укрепления мышечно – связочного аппарата стопы и голени. [4, с. 120]

В результате изучения методической литературы выделяю основные правила включения упражнений по профилактике плоскостопия в занятия физической культуры:

  • упражнения должны быть динамического характера, а статическое напряжение, при выполнении упражнения, должно быть минимально;
  • исходные положения могут быть любые (стоя, сидя, лёжа), но главными являются упражнения, направленные на активное сгибание стопы с преодолением веса собственного тела. Упражнения, гда стопа находится на весу, являются дополнительными;
  • упражнения для укрепления и растяжения мышц стопы должны использоваться до или после основной нагрузки. Упражнения для расслабления мышц стопы выполняются после основных упражнений;
  • выбор упражнений должен быть таким, чтобы они не требовали длительной подготовки к их выполнению;
  • упражнения следует выполнять на относительно мягкой поверхности (матах);
  • при выполнении упражнений желательно снять обувь;
  • при выполнении упражнений для профилактики плоскостопия необходимо следить за сохранением правильной осанки.

Перспективный план занятий по корригирующей гимнастике

ОКТЯБРЬ

1,2 неделя

1. Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы.

2. Ходьба спиной вперёд с перекатом с носка на пятку.

3. Упражнение с предметами: захватывание и перекладывание их с места на место.

4. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

5. Ходьба по сенсорной дорожке, по резиновой дорожке.

3,4 неделя

1. Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы.

2. Ходьба спиной вперёд с перекатом с носка на пятку.

3. Ходьба по гимнастической лестнице приставным шагом.

4. Ходьба по ребристой дорожке.

5. Игровой комплекс упражнений – «Разминка балерины», «Игра в шарики и кольца», «Вяжем ногами», «Танец на канате» .

НОЯБРЬ

1 неделя

1. Ходьба перекатом с пятки на носок.

2. Ходьба в полуприседе.

3. Прыжки на месте.

4. Упражнения сидя на полу – «Утята».

5. Ходьба по массажным дорожкам.

6. Самомассаж стоп.

2 неделя

1. Ходьба перекатом с пятки на носок.

2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

3. Поднимание внутренних сводов стопы, опираясь на наружные края стоп.

4. Упражнения сидя на полу – «Утята».

5. Ходьба по массажным дорожкам.

6. Самомассаж стоп.

3 неделя

1. Лёгкий бег на носках.

2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

3. Ходьба по канату прямо и боком.

4. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.

5. Сведение и разведение пяток.

6. Переступание по резиновому коврику.

7. Массаж стоп резиновым мячиком с шипами.

4 неделя

1. Лёгкий бег на носках.

2. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

3. Упражнение с обручем – «Перехвати обруч».

4. Ползающие движения стоп вперёд и назад с помощью пальцев.

5. Ходьба в сухом бассейне.

6. Переступание по резиновому коврику.

7. Массаж стоп резиновым мячиком с шипами.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

1. Ходьба на носках в среднем темпе, с переходом на бег.

2. Ходьба на наружном своде стопы.

3. Ходьба по гимнастической палке.

4. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт».

5. Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

6. Ходьба в сухом бассейне.

2 неделя

1. Ходьба на носках в среднем темпе, с переходом на бег.

2. Ходьба на наружном своде стопы.

3. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы».

4. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт».

5. Ходьба в сухом бассейне.

6. Самомассаж стоп.

3 неделя

1. Ходьба перекатом с пятки на носок.

2. Упражнения, сидя на полу – «Кораблик», «Рисуем круги», «Поклон».

3. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы».

4. Ходьба с мячом, зажатым между ногами.

5. Ходьба по сенсорной дорожке – «Ракушки».

6. Упражнения с массажёрами.

4 неделя

1. Ходьба перекатом с пятки на носок.

2. Упражнения, сидя на полу – «Кораблик», «Рисуем круги», «Поклон».

3. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперёд на носках.

4. Ходьба с мячом, зажатым между ногами.

5. Ходьба по сенсорной дорожке – «Ракушки».

6. Упражнения с массажёрами.

ЯНВАРЬ

1 неделя

1. Ходьба и бег на носках.

2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

4.Комплекс упражнений «Радуга».

5. Ходьба по рейкам гимнастической лестницы, положенной на пол.

6. Ходьба по наклонной плоскости.

7. Ходьба в сухом бассейне.

2 неделя

1. Ходьба и бег на носках.

2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

4. Комплекс упражнений «Радуга».

5. Круговые вращения стопы вправо, влево.

6. Ходьба по наклонной плоскости.

7. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

3 неделя

1. Ходьба и бег на носках.

2. Ходьба по намеченной линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

3. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

4. Захват,  приподнимание и удерживание пальцами одной ноги лёгкого предмета.

5. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

6. Ходьба по сенсорным дорожкам.

4 неделя

1. Ходьба и бег на носках.

2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

3. Захват,  приподнимание и удерживание пальцами одной ноги лёгкого предмета.

4. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

5. Ходьба по сенсорным дорожкам.

6. Самомассаж.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

1. Ходьба на наружном своде стопы.

2. Ходьба на носках по наклонной доске вверх.

3. Игровые упражнения  - «Матрёшки».

4. Игра «Кто быстрее» - скомкать бумагу, допрыгать до намеченной линии.

5. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей».

6. Массаж стоп роликовым массажером.

2 неделя

1. Ходьба на наружном своде стопы.

2. Ходьба на носках по наклонной доске вверх.

3. Игровые упражнения  - «Матрёшки».

4. Игра «Кто быстрее» - скомкать бумагу, допрыгать до намеченной линии.

5. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей».

6. Массаж стоп роликовым массажером.

3 неделя

1. Ходьба на наружном своде стопы.

2. Ходьба по ребристой доске.

3. Игровые упражнения  - «Матрёшки».

4. Ходьба по сенсорным дорожкам – «Через море и ручей».

5. Игра «Тик - так»

6. Массаж стоп роликовым массажером.

4 неделя

1. Ходьба на наружном своде стопы.

2. Лёгкий бег на носках.

3. Упражнения – «Балерина», «Весёлые прыжки», «Носильщик», «Шалаш».

4. Игра «Пройди не ошибись».

5. Игра «Тик - так»

6. Самомассаж.

МАРТ

1 неделя

1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе.

2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

3. Ходьба по канату боком приставным шагом.

4. Лёгкий бег на носочках.

5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами.

6. Упражнение на балансирах.

7. Подвижная игра «Быстро возьми».

8. Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю стопу.

2 неделя

1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе.

2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

3. Ходьба по канату боком приставным шагом.

4. Лёгкий бег на носочках.

5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами.

6. Упражнение на балансирах.

7. Подвижная игра «Быстро возьми».

8. Ходьба крадучись с постановкой ноги с носка на всю стопу.

3 неделя

1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе.

2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

3. Лёгкий бег на носочках.

4. Переступание на резиновом коврике.

5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами.

6. Балансирование на набивном мяче.

7. Подвижная игра «Быстро возьми».

8. Ходьба в сухом бассейне.

4 неделя

1. Ходьба на носках, пятках в среднем темпе.

2. Ходьба на наружном своде стопы в среднем темпе.

3. Лёгкий бег на носочках.

4. Переступание на резиновом коврике.

5. Упражнения с мячом, гимнастической палкой, мелкими предметами.

6. Балансирование на набивном мяче.

7. Подвижная игра «Быстро возьми».Ходьба в сухом бассейне.

АПРЕЛЬ

1,2 неделя

1. Ходьба на носках, на наружном своде стопы, с перекатом с пятки на носок.

2. Ходьба по гимнастической палке прямо и боком.

3. Лёгкий бег на носках.

4. Игровые упражнения: поднимание предметов пальцами ног, сбор коврика в складки.

5. Упражнение на равновесие на балансирах.

6. Приседания на носочках.

7. Самомассаж.

3,4 неделя

1. Ходьба на носках, на наружном своде стопы.

2. Ходьба по гимнастической палке прямо и боком.

3. Лёгкий бег на носках.

4. Игровые упражнения – «Птицы».

5. Игровое упражнение «Кто быстрее» - прыжки со скомканной бумагой между ног.

6. Ходьба по массажным дорожкам.

7. Массаж стоп на резиновых ковриках.

МАЙ

1,2 неделя

1. Лёгкий бег на носках.

2. Ходьба по сенсорным дорожкам.

3. Игровые упражнения для стоп: «Переложи предмет», «Я - рисую», «Круги стопой», «Прогулка по лианам».

4. Игра «Если бы ноги стали руками».

5. Ходьба в сухом бассейне.

3,4 неделя

1. Комплекс упражнений – «Матрёшки».

2. Игровой комплекс упражнений – «Путешествие в страну обезьян».

Так же упражнения, направленные на формирование сводов стоп, включаются и в другие формы занятий физической культурой (утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурное занятие, динамический час, малые формы физической активности, гимнастика после сна). Важно создать детям возможность самостоятельно выполнять упражнения, направленные на формирование сводов и развитие функций стоп во время свободной игровой деятельности. Для этого в группах оборудуют физкультурные уголки со специальными ковриками, лестницами, обручами, палками и прочими атрибутами (приложение 3).

Работа с родителями не ограничивается участием специалиста по физической культуре в родительских собраниях. Большую значимость имеют проведение индивидуальных консультаций, мастер - классов, проведение совместных занятий для родителей с воспитанниками. Определенную роль играет и наглядная агитация.

Наибольший успех на занятиях физкультурой достигается при комплексном подходе, поэтому важно работу с детьми дополнить работой с родителями, учителями начальной школы, воспитателями группы, другими сотрудниками дошкольного учреждения, непосредственно работающими с детьми.

План работы с родителями

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Декабрь, январь, февраль

Март, апрель, май

Родительское собрание: «Физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками ДОУ»

Круглый стол: «Проблемы физического воспитания дошкольников»

Наглядная информация: «Развитие игровой деятельности ребёнка в семье»

Индивидуальные беседы: «Диагностика свода стоп у воспитанников»

Консультация: «Здоровый ребёнок – счастье семьи» (игровые упражнения)

Индивидуальные беседы: «Диагностика свода стоп у воспитанников»

Наглядная информация: «Причины нарушения свода стоп»

Совместное занятие родителей и воспитанников с использованием упражнений для профилактики плоскостопия

День открытых дверей: открытые занятия; участие родителей в совместных мероприятиях; мастер-класс: «Изготовление нетрадиционного оборудования»

Консультация: «Профилактика плоскостопия у воспитанников ДОУ в домашних условиях »

Наглядная информация: «Как быть здоровым »

Родительское собрание: «Подведение итогов за год»

Работа с родителями (законными представителями) идёт успешнее, когда инструктор по физической культуре учитывает их знания, опыт, интересы. Для этого проводится анкетирование в начале учебного года (приложение 4). Полученная информация позволяет улучшить взаимопонимание и корректировать программу работы по профилактике плоскостопия.

Оборудование для занятий по формированию сводов стоп

Для профилактики плоскостопия используют различное оборудование – от специальных тренажеров до подручных средств и самодельных ковриков (приложение 5). Так же на занятиях используются ребристые доски, гимнастические стенки, канаты и верёвочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, мелкие предметы для захвата стопами и пальцами, массажеры. Очень популярно в настоящее время такое оборудование как степ – платформы и фитбол мячи.С таким инвентарём занятия проходят в современной форме, с использованием фитнеса.

Примерное содержание упражнений и комплексов

для профилактики плоскостопия

1. Разминка балерины. Сядьте на скамью и упритесь пальцами ног в пол. Начните разминку с маленьких шажков. Идите вперед «на пуантах» до тех пор, пока ступни не коснутся пола, затем вернитесь назад. Следите за тем, чтобы колени поворачивались внутрь, а пятки находились недалеко друг от друга.

2. Вяжем ногами. Сядьте на пол, согните ноги в коленях, колени раздвиньте в стороны, а ступни приблизьте одна к другой. Пальцами ног возьмите по прутику (это могут быть также и большие вязальные спицы, и карандаши). На один прутик на­бросьте колечко с другого прутика, как петлю при вязании. Затем на нижите на прутик несколько колец и «сплотите» несколько колец или же наденьте все кольца сразу.

3. Кораблик. Сидя на полу, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

4. Танец на канате. Начертите на полу мелом линию и попробуйте пройти по этой линии, удержав равновесие:  разведите руки в стороны и делайте вид, что танцуете на проволоке. Ставьте одну ступню в плотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в  коем случае не ставьте ногу рядом с линией, а то «упадете»!

5. Игра в шарики и кольца.Сидя на полу, разложите перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Опускайте шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом беретекольца и опускает их на шарики.

6. Комплекс упражнений «Утята».

1. «Утята шагают к реке». И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку». И.п. – то же

1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4 – и.п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу». И.п. – то же.

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. «Утка крякает». И.п. – то же

1-2 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны(«клюв открылся»), произнести «кря-кря», 3-4 – и.п.

5. «Утята учатся плавать». И.п. – сидя руки в упоре сзади, носки натянуть.

1 – согнутую правую стопу – вперед; 2 – разгибая правую стопу, согнутую левую стопу – вперед.

7. Комплекс упражнений "Матрёшки"

1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки" И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс. 1 - правую вперед на пятку. 2-3 - покачать носком вправо-влево. 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

2. "Красные сапожки, резвые ножки" И.п. - то же. 1 - правую вперед-в сторону на пятку. 2 - правую на носок, 3 - правую на пятку. 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой.

3. "Танец каблучков" И.п. - то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. "Гармошка" И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо. 2- опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь. 3- слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо. 4- опуская носок правой и пятку левой на пол, и.и. 5-8 - то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево

5. "Елочка" И.п. - то же. 1- слепка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол. 2- слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол, 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо, 1-8-то же влево.  

6. "Присядка" И.п. - то же 1- присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх. 2-и.п. 3- правую в сторону на пятку. 4-приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги.

8. Комплекс упражнений «Ковер-самолёт».

1. Сжимать пальцы ног в кулак, захватывая ткань, выпрямлять пальцы, отпуская ткань

2. По очереди сгибать и разгибать стопы с захватом ткани.

3. Собирать ткань пальцами и перемещать в сторону.

4. Поднимать ткань, разворачивая стопы внутрь и растягивать ткань.

5. Поднимать ткань, разворачивая стопы наружу и растягивать ткань.

9. Комплекс упражнений «Радуга».

Сидя на гимнастической скамейке:

1. Между пальцами ног зажать цветные палочки. Слегка постучать нижними концами палочек.

2. Тыльное и подошвенное сгибание одновременно обеих стоп.

3. Сведение и разведение передних отделов стоп.

Стоя:

4. Подъём на пятки и удерживание в этом положении.

5. Ходьба на пятках, удерживая палочки между пальцев.

10. Занятие с элементами корригирующей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну обезьян».

Организация

Содержание

1 этап: организационно-мотивационный

Дети под музыку входят в зал, строятся в шеренгу.

Весёлая музыка

Ходьба в колонне по одному; между предметами

Ходьба на носках, руки вверх (по полю с высокой травой)

Ходьба с высоким подниманием колена (перешагивание брёвен)

Боковой галоп, левая рука на поясе, правая рука вытянута в сторону.

Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в страну обезьян, где вы не только встретитесь с  обезьянками, но и научитесь проходить по поляне с высокой травой, преодолевать  зыбучие пески и ручей, ходить по бревну, и как обезьяны, забираться на высокое дерево. Ну что, вы хотите побывать в этой стране?

Дети: Да!

Инструктор: А как вы думаете, в какой стране обитают эти животные? Правильно! Туда мы и отправимся! Готовы?

Инструктор: Ну что, за мной становись, не сутулься и не гнись!

Инструктор: Вот, ребята, мы и пришли. Смотрите, какая высокая трава.

Инструктор: Какие большие брёвна.

Инструктор: Давайте попрыгаем как обезьянки. Спину держим прямо.

2 этап: Основной

Разминка под музыкальное сопровождение.

Ходьба приставным шагом по гимнастическим палкам серединой стопы

Ходьба по корригирующим (массажным) дорожкам

Ходьба по наклонной доске на шведскую стенку, переход с пролёта на пролёт

Упражнение с киндер-игрушками

Самомассаж ног

Инструктор: А сейчас, друзья, нам нужно размяться, прежде чем идти в джунгли.

- и.п. – стойка ноги на ширине плеч. Наклоны вправо – влево.

- и.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы сжаты. Руки вверх - вправо, пальцы разжать, и. п. То же влево.

- и.п. - 3 шага вперёд, хлопок, 3 шага назад.

- и.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы раскрыты. Правое колено к левому локтю, и.п., левое колено к правому локтю, и.п.

- и.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, упор сзади. Поднимать стопу на носок.

Инструктор: Вот мы и готовы к самому трудному испытанию. Давайте преодолеем вот этот ручей, да так чтоб не намочить ноги.

Инструктор: Но, смотрите, ребята, здесь ещё и зыбучие пески. Как вы думаете, сможем мы его преодолеть? Нужно пройти ровно, не упасть.

Дети: Да!

Инструктор: Какие молодцы! Идём дальше. Вот и наклонное бревно, которое ведёт к высокому дереву. Давайте поднимемся по этому бревну и будем перебираться с одного дерева на другое по веткам, как обезьянки.

Инструктор: Ребята, обезьянки предлагают нам поиграть. Ну что, мы принимаем их предложение?

Дети: Да!

Дети встают в обруч, в котором лежат игрушки изКиндер сюрприза.

( захватывая пальцами ног игрушки, правой ногой выкладывают их из обруча, а левой ногой складывают в обруч).

Инструктор: После такой дороги нужно отдохнуть. Давайте сделаем массаж для усталых ног.

На занятиях по профилактике плоскостопия актуально использовать степ – платформы, фибол – мячи и батут.

1. Подъем и спуск на степ – платформе.

2. Различные шаги и повороты на степ – платформе.

3. Упражнения с фитболом в положении «Стойка на коленях»:

ИП – стойка на левом колене, правая нога прямая, грудь на фитболе, руки в стороны, ладони на полу;1 – поднять правую ногу (вдох);2 – и.п. (выдох).Повторить то же, но для левой ноги.

ИП - стойка на левом колене, правая нога прямая, поднята, грудь на фитболе, руки в

стороны, ладони на полу;

1 – согнуть правую ногу (вдох);2 – и.п. (выдох).Повторить то же, но для левой ноги.

4. Упражнения в положении «Сидя на фитболе»:

ИП – сидя на фитболе руки на пояс;1 – поднять пятки (вдох);2 – и.п. (выдох).

ИП –сидя на фитболе руки на пояс;1 – поднять пятки;2 – перекатить стопы с носка напятку влево;3 – перекатить стопы с пятки на носок влево;4 – перекатить стопы с носка на пятку вправо;5 – перекатить стопы с пятки на носок вправо;6 – и.п.Повторить то же в правую сторону.

ИП –сидя на фитболе руки на пояс;1 – выпрямить левую ногу, стопа на полу;2 –выпрямить правую ногу, стопа на полу;3 – согнуть левую ногу;4 – согнуть правую ногу, и.п.

5. Прыжки на батуте могут быть произвольными и четко определёнными (ноги вместе, ноги в стороны врозь, с подниманием колен, с захлёстом голени).

Закаливание

Эффективность работы по формированию сводов стоп и оздоровлению воспитанников будет ещё выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить кровообращение, но и оздоровить организм в целом.

Наиболее распространено обливание ног, так как оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. В начале курса закаливания берут воду, температура которой 30°С, постепенно снижают на 1° в день и доводят до 14-16°.

Так же полезно и контрастное обливание стоп. Здоровый ребёнок – первая группа – получает обливание по схеме 38°-18°-38°-18°. Дети второй группы получают более щадящий режим - 38°-28°-38°. Иногда для закаливания используют босохождение по водяной дорожке.

Список используемой литературы

1. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно – ролевой основе / авт.-сост. Н.Г.Коновалова.- Волгоград: Учитель.

2. Популярная медицинская энциклопедия / под ред. В.И. Покровского.- 3-е изд.- М: Сов. Энциклопедия, 1991.

3. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Страковская.- М: Новая школа, 1994.

4. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ № 9/2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"

В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....

Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста

Коррекционная работа проводимая в МБДОУ Жирновском д/с "Росинка"  по профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста....

«Использование гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях профилактики нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»

Презентация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ. В ней представлены рекомендации по использованию гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях про...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

Упражнения для профилактики нарушений свода стопы.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста....