Фольклорная терапия, как оздоровительный лечебный эффект.
статья

Анна Александровна Чушкина

Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornaya_terapiya.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорная терапия, как оздоровительный лечебный эффект.

Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. Под термином здоровьесбережение обычно понимается укрепление психологического и физического здоровья человека. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения [13].

Цель статьи – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре. Данная область крайне мало исследована в науке.

Здоровье взрослых и детей – не единственная проблема; психическое здоровье также вызывает беспокойство. Неврозы связаны с кризисом и нестабильностью современной ситуации, разрушением традиций, изменением ценностных ориентаций, негативным воздействием различных явлений современной постмодернистской культуры и «массовой культуры», активно проникающих в сознание личности через медиасистему. Этнокретокультурное разнообразие является обратной стороной универсального универсализма в условиях информационной и техногенной глобализации, способствующей повсеместной унификации всех сфер жизни. Возможность ее не потерять ограничивается контекстом интеграции этнокультурного образования в систему общего образования и дополнительного образования и его взаимодействия с семьей.

Сделаем вывод, а именно, что в упомянутом исследовании и на заседании Госсовета, обсуждающем этот вопрос [1], физическое воспитание является единственным фактором, связанным с улучшением здоровья детей. Арт-терапия и занятия искусством могут оказать положительное психологическое и духовное воздействие на человека, а также повлиять на его психическое здоровье. На этот результат направлена ​​арт-терапия, которая составляет основу лечения.

Арт-терапия уже давно используется и осмысливается как медико-педагогическая дисциплина. Арт-терапия, используемая в исследованиях, представляет собой медицинское лечение, которое предполагает лечение художественного творчества в рамках научного направления исследований. Арт-терапия – педагогический подход, включающий в себя разнообразные методики, в том числе профилактику, коррекцию эмоционального и функционального состояния, развитие ребенка, художественную коммуникацию.

Психодиагностический процесс использования цветового моделирования эмоциональных состояний активно использовался при внесении изменений в набор цветов теста Люшера и выборе цветовых предпочтений, а также создании собственной цветовой модели как с одним цветом, так и с сочетанием цветов. Более подробно психодиагностические методики психотерапии описаны в психологической литературе [например, 4, 10, 14].

Арт-терапия может использоваться в различных формах, включая игровую терапию, музыкальную терапию, танцевальную терапию, вокальную терапию, эстетическую терапию, драматическую терапию и терапию изобразительными искусствами. Другие недавние разработки включают библиотерапию, ландшафтную терапию, музыкальную ароматерапию и сказкотерапию.

На рубеже XX-XXI вв. Автор данной статьи ввел понятие «фольклортерапия», которая представляет собой форму арт-терапии, в которой занятия фольклором используются для облегчения психотерапии и гармонизации эмоционального состояния человека. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, так как состоит из различных видов искусства, а именно фольклора, который представляет собой комплекс видов народного творчества.

Этнокультура имеет три функции, которые тесно связаны друг с другом и имеют решающее значение для нашего понимания рассматриваемой проблемы. Этнокультура играет решающую роль в жизни этнических групп и отдельных лиц, представляющих свою уникальную культуру. Психологическая функция способствует поддержанию психического равновесия личности, столкнувшейся с точкой опоры этнокультурных ценностей, обретению силы, спокойствия и устойчивости. Социальная функция. Объединяет различные социальные классы вокруг этнокультурных ценностей, которые восходят к векам и до сих пор укоренились в обществе. Вообще говоря, этнокультурные связи часто приводят к эмоциональному равновесию человека с миром, что, в свою очередь, связано с оздоровительным воздействием, обеспечением чувства равновесия.

Передача традиций в урбанизированной России нарушена фрагментарностью этнокультуры – процессом, нарушающим естественный путь передачи. Влияние этнокультурных традиций на семью не является универсальным; родители часто имеют ограниченные знания о культуре своих предков, что приводит к тому, что система образования становится более важной в передаче культурных ценностей. В современном обществе традициям сложно распространяться за пределы союза семьи и образовательного учреждения из-за передачи современных ценностей, навязываемых людям за пределами их традиционных ролей. Важно установить прочную связь с семьей и школой и поддерживать здоровый уровень взаимной поддержки между ними, поскольку это может потребовать тесного взаимодействия и некоторой степени взаимной поддержки со стороны школы и семьи. Установление этой связи крайне важно на каждом этапе жизни ребенка, и наиболее гибко она применяется в среде начальной школы - ведь широко известно, что дети и родители рассматривают учительницу начальных классов как вторую мать, и эта точка зрения не разделяется старшими детьми и родителями.

Занятия по этнокультуре должны предполагать взаимодействие с семьей: - написание родословной (генеалогического древа), - совместную работу над различными фольклорными произведениями (сказками, колыбельными, загадками, песнопениями, потешками, частушками) и - совместную работу над совместным написанием вариантов фольклора. работает. – изготовление костюмов и природных образцов материальной культуры, – чествование народных праздников, – коллективная работа, – традиционная кухня.

Спокойный, веселый язык и дух товарищества, способствующие мирному и сотрудничеству между детьми и родителями в традиционном творчестве, в свою очередь, оказывают положительное влияние на ребенка.
В школьных занятиях по этнокультуре особое внимание уделяется различным видам художественного народного творчества: словесному, инструментальному, ритмическому, художественному, учебному, игровому, драматическому, декоративному и практическому искусству. Считается, что фольклор оказывает положительное влияние на моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей, что отмечают многие [т.е. 8]. Книга М.Н. содержит информацию об авторе и его творчестве. Подход музыкальной терапии, описанный в «Фольклорной терапии» Зыковой, включает в себя ряд техник, которые можно использовать для обработки фольклорного материала. Несмотря на скудность сведений о психофизиологическом воздействии народной музыки, сообщается, что она часто опирается на литературное творчество Л.Д. В книгу Назаровой «Народная арт-терапия» [7], по словам Ж.К., включено ее очерк на эту тему. Ярем (2015): Влияние песенного фольклора на здоровье учащихся [15].

Наука еще не создала методов диагностики, подтверждающих положительное психофизиологическое влияние фольклора, несмотря на то, что фольклор может оказывать положительное влияние на психические состояния людей. В связи с этим была выбрана последовательность психодиагностических методик исследования психофункционального состояния детей в этнокультурной среде с акцентом на изучение их психофункционального состояния в ходе этнокультурных практик.

Автор разработал «Основы этнокультуры» (1998) и провел серию занятий этнокультурного содержания в основных классах 470-й гимназии Санкт-Петербурга, используя комплексную методику понимания этнокультуры как системы. Ряд занятий дополняли измерения функционального воздействия различных видов фольклора на детей[1], изучая различные формы фольклора в своих классах.
На занятиях дети в музыкально-игровой форме занимались пением и освоением традиционных детских фольклорных произведений, разучивали рождественские песни, танцевали в кружках, играли в традиционные игры, знакомились с этнографией русской деревни, культурой других народов. России (из сказок и из экспозиции Этнографического музея). На детском и усвоенном материале был построен ход театрально-обрядового представления «Святочный вечер», который впоследствии был переоформлен как новогодний праздник. Родителей также пригласили прийти и помочь в изготовлении костюмов и традиционных блюд.

Отмечено более позитивное эмоциональное и физическое развитие детей, когда наблюдатели посредством наблюдения знакомились с этнокультурными традициями и знакомились с ними. Певцы могут испытывать терапевтический эффект, такой как индукция звука во время пения, что может улучшить физиологическое состояние и дыхательную систему в контексте голосовой терапии. Физическое развитие и здоровье получают большую пользу, когда дети играют в игры, хороводы или выполняют ритуальные фрагменты, а длительное сидение может привести к гиподинамии, что необычно в современном мире. Психофизиологическое состояние детей, положительное эмоциональное воздействие и последствия занятий в целом были сбалансированными.

Метод наблюдения не всегда надежен. Методом диагностики психических состояний САН (Благополучие – Активность – Настроение) были проведены измерения на трех занятиях на основе детского фольклора, видов хороводов и праздничного вечера. Детей попросили ответить на 3 вопроса до и после урока, и им обоим предложили сконцентрироваться на том, чтобы слушать себя. Здоровье (благополучие) 2. Готовы ли вы действовать прямо сейчас? Следующим шагом будет активация (Активность) 3. Как вы воспринимаете свои эмоции в этот момент? Ответы отражались на отдельных карточках по 5-бальной шкале (в баллах) и взвешивались.

Также было предложено, чтобы оценка основывалась на том, понравился вам урок или нет (Насколько вы удовлетворены уроком? Будьте добры, оцените. В психологии «коэффициент удовлетворения» называется «коэффициентом радости» или «удовлетворением» и именно так было инициировано его открытие.
При статистической обработке данных установлено положительное влияние этнокультурных занятий на психофункциональное состояние детей, которое коррелировало с психокомпетентным статусом детей. Во всех классах улучшились показатели самочувствия и настроения детей. После занятия некоторые люди испытывали легкое ощущение усталости, что приводило к падению уровня их активности. Детский фольклор имеет высокий уровень удовлетворенности - 4,5; хороводные формы - 4,6, а во время праздника - 5,3 (из-за праздников). Оценка 5 плюс 5 рассчитывалась по 5,5-бальной системе.

Модификации цветовых предпочтений осуществлялись с помощью психодиагностической методики цветового моделирования эмоциональных состояний, которая заключалась либо в выборе из предложенных цветовых предпочтений, либо в создании собственной цветовой модели (с одним цветом или сочетанием цветов) на основе предложенных результатов эксперимента. Тест Люшера. Психоаналитическая литература [акцент, атака, психотерапия, консультирование, консультирование, консультирование и т. д. более сложна и детальна, чем любой из этих психодиагностических методов, описанных в психологической литературе [электронная почта защищена, 4,10,14]. Фольклорные занятия, проводимые до и после занятий, неизменно отражали этот прием, целью которого было подчеркнуть или активизировать основные цветовые особенности своего состояния. По мнению Люшера, у ребенка, пришедшего на урок, есть два варианта: серый, когда он приходит, и желтый после того же урока, что отражает его эмоциональную незаинтересованность в этот момент; и оптимизм, основанный на понятии «интеллектуального» мира. В отдельных случаях цветовое моделирование иногда сочеталось с фигуративным моделированием (переводом восприятия музыкального образа в художественное выражение живописного образа).

Была проведена экспериментальная работа с учащимися различных школ Санкт-Петербурга и области по проведению подобной диагностики, а также аналогичных видов диагностики. Различные методы обучения, формы и материалы применялись посредством тестов и оценок. Сравнение способов слухового восприятия, мастерства пения и деятельностных хороводов, а также способов обсуждения календарных праздников и их общего роста, а также использования традиционных или интегративных занятий, игр, виртуальных путешествий, моделирования аутентичные ситуации использовались для оценки эффективности и психологического воздействия различных методов. Ее фольклорное целебное влияние было обнаружено во время их встреч.

В серии экспериментов сравнивалось влияние музыки, исполняемой на русских народных инструментах, на оркестровый тембр симфонии. В селе, от которого происходит название, в школе русских народных инструментов при общеобразовательной школе можно было исполнять произведения на русских музыкальных инструментах, которые были гораздо важнее, чем симфоническая музыка, трудная для понимания многими детьми и имевшая минимальное и минимальное содержание. негативное влияние на диагностику САН. Свердлова Всеволожского района Ленинградской области.

Народная музыка и симфоническая музыка оказали явное влияние на детей, обучающихся в художественной студии, музыкальной школе и непосредственно в ансамбле русских народных инструментов.
Следующие тенденции были выявлены в следующих категориях после постановки диагноза.
На эмоциональное и психологическое развитие детей положительно влияет эмоционально-психологическая польза специально подобранной классической и народной музыки, поскольку она помогает им развивать свои эмоциональные и перцептивные способности.
Дети с большей вероятностью узнают о классической музыке, чем о русской народной музыке, поскольку они чаще ее слушают, что оказывает положительное влияние. Все дети, независимо от уровня эстетического и музыкального развития, глубоко обязаны положительному влиянию русской народной музыки.
Дети, имеющие опыт исполнения музыки и игры на музыкальных инструментах, как правило, находят музыку более привлекательной благодаря начальному музыкальному образованию. Всплеск активности и позитивный настрой наблюдался у участников ансамблей народных инструментов при прослушивании произведений, которые исполняли сами дети (показатели САН увеличились с 3,8 до 5). Согласно тезису Ю.Н., знакомая музыка и овладение собственным творческим процессом оказывают положительное влияние на знакомую музыку и творческий опыт (в данном случае основанный на влиянии фортепиано на творческий процесс). Александрова.

Ниже приведены выводы многочисленных локальных экспериментов, проведенных автором в школах Санкт-Петербурга, а также Ленинградской области, в сравнении с результатами единичного исследования. Хотя занятия, включающие этнокультурное содержание, оказывали положительное влияние на психоэмоциональное и физиологическое состояние детей, более интенсивный эффект наблюдался в художественной деятельности, движении, общении, театрализации для развития этнокультуры, на которую воздействовала комплексная методика. Включение в содержание урока мелодий, соответствующих народным инструментам, и использование в ходе урока «динамических пауз» показали отличные результаты.

Фольклор является составной частью его способности оказывать целостное воздействие, потенциально сохраняя занятиям свое здоровье и долголетие. Приобщение ребенка к этнокультуре, сложной синкретической системе, способствует развитию многосторонности, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сфер, а также формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. В экспериментальном исследовании изучена составляющая влияния этнокультурных элементов на занятия для выявления здоровьесберегающих способностей. Положительное психокоррекционное влияние этнокультурного материала было продемонстрировано с помощью методов наблюдения и психодиагностических приемов. Благодаря комплексной методологии обучение становится более радостным и увлекательным благодаря ее разработке, которая оптимизирует методологию и совершенствует процесс. В образовательных и жилых условиях поощряется интеграция эмоционального, творческого, этнокультурного опыта, способствующая переходу детей от негативных переживаний к позитивным чувствам, мыслям, действиям, формированию позитивного образа мира, благоприятного для их психологического и психофункционального состояния.

Занятия этнокракультурой оказывают положительное влияние на здоровье ребенка и создание здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего эмоционально-поведенческое, вербальное и культурное подпространства. Здоровьесберегающая педагогика – новое направление исследований, предполагающее использование здоровьесберегающих технологий в образовании и создание здоровьесберегающей среды, позволяющей учащимся участвовать в инновационном образовательном процессе [5, 9, 11, 12]. Через мир искусства и народного творчества изменяется экология детской души, или экология детства. 

Список использованной литературы

  1. Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Традиции, перспективы, поиски/ Вып.3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2000. – С. 139-145.
  2.  Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: Теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
  3.  Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности.  – СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
  4. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
  5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  7. Построение здоровьесберегающей образовательной среды в школах Санкт-Петербурга – http://www.k-obr.spb.ru/page/6/news/455/
  8. Психотерапевтическая энциклопедия./ Ред. Карвасарский Б.Д. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.
  9. Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии а дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2011.- 124с.
  10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  11. Степанова М. Инновации в образовании: Размышления гигиениста //Народное образование. – 2006. – №1. – С.29-33.
  12. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения(Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) – http://www.med-prof.ru/vm212.html
  13. Элькин В.М. Целительная магия музыки: Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб. Респекс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"

Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...

Консультация для воспитателей «Оздоровительный(терапевтический) эффект поз хатка йоги .

Здоровье ребёнка — одна из самых главных ценностей для родителей. Йога для детей сейчас становится все более популярной, прежде всего потому, что йога не является спортом. Ребенок не может травм...

Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников Оздоровительный (терапевтический) эффект статических поз хатка йоги

Цель моего выступления:Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.Арабская пословица утверждает:...

"Забавы с лечебным эффектом"

Литотерапия переживает второе рождение. Самое привлекательное в ней – что можно лечиться играя. Предложенные игры как нельзя лучше подойдут для детей раннего дошкольного возраста....

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....