Фольклорная терапия, как оздоровительный лечебный эффект.
статья
Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорная терапия, как оздоровительный лечебный эффект.
Одной из функций системы образования, помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. Под термином здоровьесбережение обычно понимается укрепление психологического и физического здоровья человека. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения [13].
Цель статьи – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре. Данная область крайне мало исследована в науке.
Здоровье взрослых и детей – не единственная проблема; психическое здоровье также вызывает беспокойство. Неврозы связаны с кризисом и нестабильностью современной ситуации, разрушением традиций, изменением ценностных ориентаций, негативным воздействием различных явлений современной постмодернистской культуры и «массовой культуры», активно проникающих в сознание личности через медиасистему. Этнокретокультурное разнообразие является обратной стороной универсального универсализма в условиях информационной и техногенной глобализации, способствующей повсеместной унификации всех сфер жизни. Возможность ее не потерять ограничивается контекстом интеграции этнокультурного образования в систему общего образования и дополнительного образования и его взаимодействия с семьей.
Сделаем вывод, а именно, что в упомянутом исследовании и на заседании Госсовета, обсуждающем этот вопрос [1], физическое воспитание является единственным фактором, связанным с улучшением здоровья детей. Арт-терапия и занятия искусством могут оказать положительное психологическое и духовное воздействие на человека, а также повлиять на его психическое здоровье. На этот результат направлена арт-терапия, которая составляет основу лечения.
Арт-терапия уже давно используется и осмысливается как медико-педагогическая дисциплина. Арт-терапия, используемая в исследованиях, представляет собой медицинское лечение, которое предполагает лечение художественного творчества в рамках научного направления исследований. Арт-терапия – педагогический подход, включающий в себя разнообразные методики, в том числе профилактику, коррекцию эмоционального и функционального состояния, развитие ребенка, художественную коммуникацию.
Психодиагностический процесс использования цветового моделирования эмоциональных состояний активно использовался при внесении изменений в набор цветов теста Люшера и выборе цветовых предпочтений, а также создании собственной цветовой модели как с одним цветом, так и с сочетанием цветов. Более подробно психодиагностические методики психотерапии описаны в психологической литературе [например, 4, 10, 14].
Арт-терапия может использоваться в различных формах, включая игровую терапию, музыкальную терапию, танцевальную терапию, вокальную терапию, эстетическую терапию, драматическую терапию и терапию изобразительными искусствами. Другие недавние разработки включают библиотерапию, ландшафтную терапию, музыкальную ароматерапию и сказкотерапию.
На рубеже XX-XXI вв. Автор данной статьи ввел понятие «фольклортерапия», которая представляет собой форму арт-терапии, в которой занятия фольклором используются для облегчения психотерапии и гармонизации эмоционального состояния человека. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, так как состоит из различных видов искусства, а именно фольклора, который представляет собой комплекс видов народного творчества.
Этнокультура имеет три функции, которые тесно связаны друг с другом и имеют решающее значение для нашего понимания рассматриваемой проблемы. Этнокультура играет решающую роль в жизни этнических групп и отдельных лиц, представляющих свою уникальную культуру. Психологическая функция способствует поддержанию психического равновесия личности, столкнувшейся с точкой опоры этнокультурных ценностей, обретению силы, спокойствия и устойчивости. Социальная функция. Объединяет различные социальные классы вокруг этнокультурных ценностей, которые восходят к векам и до сих пор укоренились в обществе. Вообще говоря, этнокультурные связи часто приводят к эмоциональному равновесию человека с миром, что, в свою очередь, связано с оздоровительным воздействием, обеспечением чувства равновесия.
Передача традиций в урбанизированной России нарушена фрагментарностью этнокультуры – процессом, нарушающим естественный путь передачи. Влияние этнокультурных традиций на семью не является универсальным; родители часто имеют ограниченные знания о культуре своих предков, что приводит к тому, что система образования становится более важной в передаче культурных ценностей. В современном обществе традициям сложно распространяться за пределы союза семьи и образовательного учреждения из-за передачи современных ценностей, навязываемых людям за пределами их традиционных ролей. Важно установить прочную связь с семьей и школой и поддерживать здоровый уровень взаимной поддержки между ними, поскольку это может потребовать тесного взаимодействия и некоторой степени взаимной поддержки со стороны школы и семьи. Установление этой связи крайне важно на каждом этапе жизни ребенка, и наиболее гибко она применяется в среде начальной школы - ведь широко известно, что дети и родители рассматривают учительницу начальных классов как вторую мать, и эта точка зрения не разделяется старшими детьми и родителями.
Занятия по этнокультуре должны предполагать взаимодействие с семьей: - написание родословной (генеалогического древа), - совместную работу над различными фольклорными произведениями (сказками, колыбельными, загадками, песнопениями, потешками, частушками) и - совместную работу над совместным написанием вариантов фольклора. работает. – изготовление костюмов и природных образцов материальной культуры, – чествование народных праздников, – коллективная работа, – традиционная кухня.
Спокойный, веселый язык и дух товарищества, способствующие мирному и сотрудничеству между детьми и родителями в традиционном творчестве, в свою очередь, оказывают положительное влияние на ребенка.
В школьных занятиях по этнокультуре особое внимание уделяется различным видам художественного народного творчества: словесному, инструментальному, ритмическому, художественному, учебному, игровому, драматическому, декоративному и практическому искусству. Считается, что фольклор оказывает положительное влияние на моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей, что отмечают многие [т.е. 8]. Книга М.Н. содержит информацию об авторе и его творчестве. Подход музыкальной терапии, описанный в «Фольклорной терапии» Зыковой, включает в себя ряд техник, которые можно использовать для обработки фольклорного материала. Несмотря на скудность сведений о психофизиологическом воздействии народной музыки, сообщается, что она часто опирается на литературное творчество Л.Д. В книгу Назаровой «Народная арт-терапия» [7], по словам Ж.К., включено ее очерк на эту тему. Ярем (2015): Влияние песенного фольклора на здоровье учащихся [15].
Наука еще не создала методов диагностики, подтверждающих положительное психофизиологическое влияние фольклора, несмотря на то, что фольклор может оказывать положительное влияние на психические состояния людей. В связи с этим была выбрана последовательность психодиагностических методик исследования психофункционального состояния детей в этнокультурной среде с акцентом на изучение их психофункционального состояния в ходе этнокультурных практик.
Автор разработал «Основы этнокультуры» (1998) и провел серию занятий этнокультурного содержания в основных классах 470-й гимназии Санкт-Петербурга, используя комплексную методику понимания этнокультуры как системы. Ряд занятий дополняли измерения функционального воздействия различных видов фольклора на детей[1], изучая различные формы фольклора в своих классах.
На занятиях дети в музыкально-игровой форме занимались пением и освоением традиционных детских фольклорных произведений, разучивали рождественские песни, танцевали в кружках, играли в традиционные игры, знакомились с этнографией русской деревни, культурой других народов. России (из сказок и из экспозиции Этнографического музея). На детском и усвоенном материале был построен ход театрально-обрядового представления «Святочный вечер», который впоследствии был переоформлен как новогодний праздник. Родителей также пригласили прийти и помочь в изготовлении костюмов и традиционных блюд.
Отмечено более позитивное эмоциональное и физическое развитие детей, когда наблюдатели посредством наблюдения знакомились с этнокультурными традициями и знакомились с ними. Певцы могут испытывать терапевтический эффект, такой как индукция звука во время пения, что может улучшить физиологическое состояние и дыхательную систему в контексте голосовой терапии. Физическое развитие и здоровье получают большую пользу, когда дети играют в игры, хороводы или выполняют ритуальные фрагменты, а длительное сидение может привести к гиподинамии, что необычно в современном мире. Психофизиологическое состояние детей, положительное эмоциональное воздействие и последствия занятий в целом были сбалансированными.
Метод наблюдения не всегда надежен. Методом диагностики психических состояний САН (Благополучие – Активность – Настроение) были проведены измерения на трех занятиях на основе детского фольклора, видов хороводов и праздничного вечера. Детей попросили ответить на 3 вопроса до и после урока, и им обоим предложили сконцентрироваться на том, чтобы слушать себя. Здоровье (благополучие) 2. Готовы ли вы действовать прямо сейчас? Следующим шагом будет активация (Активность) 3. Как вы воспринимаете свои эмоции в этот момент? Ответы отражались на отдельных карточках по 5-бальной шкале (в баллах) и взвешивались.
Также было предложено, чтобы оценка основывалась на том, понравился вам урок или нет (Насколько вы удовлетворены уроком? Будьте добры, оцените. В психологии «коэффициент удовлетворения» называется «коэффициентом радости» или «удовлетворением» и именно так было инициировано его открытие.
При статистической обработке данных установлено положительное влияние этнокультурных занятий на психофункциональное состояние детей, которое коррелировало с психокомпетентным статусом детей. Во всех классах улучшились показатели самочувствия и настроения детей. После занятия некоторые люди испытывали легкое ощущение усталости, что приводило к падению уровня их активности. Детский фольклор имеет высокий уровень удовлетворенности - 4,5; хороводные формы - 4,6, а во время праздника - 5,3 (из-за праздников). Оценка 5 плюс 5 рассчитывалась по 5,5-бальной системе.
Модификации цветовых предпочтений осуществлялись с помощью психодиагностической методики цветового моделирования эмоциональных состояний, которая заключалась либо в выборе из предложенных цветовых предпочтений, либо в создании собственной цветовой модели (с одним цветом или сочетанием цветов) на основе предложенных результатов эксперимента. Тест Люшера. Психоаналитическая литература [акцент, атака, психотерапия, консультирование, консультирование, консультирование и т. д. более сложна и детальна, чем любой из этих психодиагностических методов, описанных в психологической литературе [электронная почта защищена, 4,10,14]. Фольклорные занятия, проводимые до и после занятий, неизменно отражали этот прием, целью которого было подчеркнуть или активизировать основные цветовые особенности своего состояния. По мнению Люшера, у ребенка, пришедшего на урок, есть два варианта: серый, когда он приходит, и желтый после того же урока, что отражает его эмоциональную незаинтересованность в этот момент; и оптимизм, основанный на понятии «интеллектуального» мира. В отдельных случаях цветовое моделирование иногда сочеталось с фигуративным моделированием (переводом восприятия музыкального образа в художественное выражение живописного образа).
Была проведена экспериментальная работа с учащимися различных школ Санкт-Петербурга и области по проведению подобной диагностики, а также аналогичных видов диагностики. Различные методы обучения, формы и материалы применялись посредством тестов и оценок. Сравнение способов слухового восприятия, мастерства пения и деятельностных хороводов, а также способов обсуждения календарных праздников и их общего роста, а также использования традиционных или интегративных занятий, игр, виртуальных путешествий, моделирования аутентичные ситуации использовались для оценки эффективности и психологического воздействия различных методов. Ее фольклорное целебное влияние было обнаружено во время их встреч.
В серии экспериментов сравнивалось влияние музыки, исполняемой на русских народных инструментах, на оркестровый тембр симфонии. В селе, от которого происходит название, в школе русских народных инструментов при общеобразовательной школе можно было исполнять произведения на русских музыкальных инструментах, которые были гораздо важнее, чем симфоническая музыка, трудная для понимания многими детьми и имевшая минимальное и минимальное содержание. негативное влияние на диагностику САН. Свердлова Всеволожского района Ленинградской области.
Народная музыка и симфоническая музыка оказали явное влияние на детей, обучающихся в художественной студии, музыкальной школе и непосредственно в ансамбле русских народных инструментов.
Следующие тенденции были выявлены в следующих категориях после постановки диагноза.
На эмоциональное и психологическое развитие детей положительно влияет эмоционально-психологическая польза специально подобранной классической и народной музыки, поскольку она помогает им развивать свои эмоциональные и перцептивные способности.
Дети с большей вероятностью узнают о классической музыке, чем о русской народной музыке, поскольку они чаще ее слушают, что оказывает положительное влияние. Все дети, независимо от уровня эстетического и музыкального развития, глубоко обязаны положительному влиянию русской народной музыки.
Дети, имеющие опыт исполнения музыки и игры на музыкальных инструментах, как правило, находят музыку более привлекательной благодаря начальному музыкальному образованию. Всплеск активности и позитивный настрой наблюдался у участников ансамблей народных инструментов при прослушивании произведений, которые исполняли сами дети (показатели САН увеличились с 3,8 до 5). Согласно тезису Ю.Н., знакомая музыка и овладение собственным творческим процессом оказывают положительное влияние на знакомую музыку и творческий опыт (в данном случае основанный на влиянии фортепиано на творческий процесс). Александрова.
Ниже приведены выводы многочисленных локальных экспериментов, проведенных автором в школах Санкт-Петербурга, а также Ленинградской области, в сравнении с результатами единичного исследования. Хотя занятия, включающие этнокультурное содержание, оказывали положительное влияние на психоэмоциональное и физиологическое состояние детей, более интенсивный эффект наблюдался в художественной деятельности, движении, общении, театрализации для развития этнокультуры, на которую воздействовала комплексная методика. Включение в содержание урока мелодий, соответствующих народным инструментам, и использование в ходе урока «динамических пауз» показали отличные результаты.
Фольклор является составной частью его способности оказывать целостное воздействие, потенциально сохраняя занятиям свое здоровье и долголетие. Приобщение ребенка к этнокультуре, сложной синкретической системе, способствует развитию многосторонности, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сфер, а также формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. В экспериментальном исследовании изучена составляющая влияния этнокультурных элементов на занятия для выявления здоровьесберегающих способностей. Положительное психокоррекционное влияние этнокультурного материала было продемонстрировано с помощью методов наблюдения и психодиагностических приемов. Благодаря комплексной методологии обучение становится более радостным и увлекательным благодаря ее разработке, которая оптимизирует методологию и совершенствует процесс. В образовательных и жилых условиях поощряется интеграция эмоционального, творческого, этнокультурного опыта, способствующая переходу детей от негативных переживаний к позитивным чувствам, мыслям, действиям, формированию позитивного образа мира, благоприятного для их психологического и психофункционального состояния.
Занятия этнокракультурой оказывают положительное влияние на здоровье ребенка и создание здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего эмоционально-поведенческое, вербальное и культурное подпространства. Здоровьесберегающая педагогика – новое направление исследований, предполагающее использование здоровьесберегающих технологий в образовании и создание здоровьесберегающей среды, позволяющей учащимся участвовать в инновационном образовательном процессе [5, 9, 11, 12]. Через мир искусства и народного творчества изменяется экология детской души, или экология детства.
Список использованной литературы
- Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Традиции, перспективы, поиски/ Вып.3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2000. – С. 139-145.
- Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: Теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
- Построение здоровьесберегающей образовательной среды в школах Санкт-Петербурга – http://www.k-obr.spb.ru/page/6/news/455/
- Психотерапевтическая энциклопедия./ Ред. Карвасарский Б.Д. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.
- Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии а дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2011.- 124с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Степанова М. Инновации в образовании: Размышления гигиениста //Народное образование. – 2006. – №1. – С.29-33.
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения(Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) – http://www.med-prof.ru/vm212.html
- Элькин В.М. Целительная магия музыки: Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб. Респекс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
"Игровая терапия в оздоровительной работе с детьми (Песочная терапия)"
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического,психического развития детей,эмоционального благополучия,повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровле...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/06/picture-1307828-1672983116.jpg)
Консультация для воспитателей «Оздоровительный(терапевтический) эффект поз хатка йоги .
Здоровье ребёнка — одна из самых главных ценностей для родителей. Йога для детей сейчас становится все более популярной, прежде всего потому, что йога не является спортом. Ребенок не может травм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-317150-1383987746.jpg)
Нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников Оздоровительный (терапевтический) эффект статических поз хатка йоги
Цель моего выступления:Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.Арабская пословица утверждает:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-1309177-1611747109.jpg)
"Забавы с лечебным эффектом"
Литотерапия переживает второе рождение. Самое привлекательное в ней – что можно лечиться играя. Предложенные игры как нельзя лучше подойдут для детей раннего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060316-1537472694.jpg)
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/10/picture-1495045-1699615881.jpg)
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....