Программа инструктора по физической культуре «Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у дошкольников в водной среде»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа«Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у дошкольниковв водной среде»Осокина Т. И. Е. А. Тимофеева Т. Л. Богина Обучение плаванию в детском саду - Пособие для воспитателя дет. сада – М. Просвещение, 1991.Обучение плаванию в группах оздоровительной направленности ДОУ, с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий, наличие бассейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_i_korrektsiya.docx | 65.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ "Управление образования" г. Рубцовска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №56 «Ромашка» города Рубцовска
РАССМОТРЕНО: Педагогический совет Протокол №____ от «___» ________2023 год | УТВЕРЖДЕНО: приказом Заведующего МБДОУ « ЦРР –детский сад №56 «Ромашка» ____________________Е. И. Червева Приказ №_____от «____»________2023 год |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа инструктора по физической культуре «Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у дошкольников в водной среде»
(Срок реализации: 1 год, возраст (5 - 6 лет)
Автор-составитель:
Кривошеева Е.В.
инструктор по физической культуре
Рубцовск, 2023год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка. …………………………………………………………… …3
1.1. Актуальность, новизна программы…………………………………………………9
1.2.Цель, задачи программы …………………………………………………………… 10
1.3.Общепедагогические принципы…………………………………………………… 11
1.4.Возрастные особенности обучающихся……………………………………………12
1.5.Формы, методы, технологии организации занятий…………………………………11
2. Учебно - тематический план……………………………………………………………14
3.Содержание программы…………………………………………………………………17
4. Календарно - тематическое планирование……………………………………………42
5. Планируемые результаты………………………………………………………………47
6.Методическое обеспечение программы……………………………………………… 49
7. Материально- техническое обеспечение программы…………………………………49
8. Список литературы………………………………………………………………………50
9. Приложение………………………………………………………………………………51
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа оздоровительной направленности «Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у дошкольников в водной среде»» (далее – Программа) муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №56 «Ромашка» (далее – МБДОУ) является учебно-методическим документом, характеризующим систему организации дополнительной образовательной деятельности педагога, ориентируемая для обучающихся творческого объединения «Здоровячек».
Программа дополнительного образования МБДОУ разработана в соответствии:с ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»; приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); Приказ Министерства Просвещения РФ № 500 от 13.11.2020г «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам»; ФЗ от 12.01. 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями); письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. и №18.11.2015г №09 – 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы); методические рекомендации по разработке дополнительных (общеразвивающих) программ, приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от19.03.2015 №535» Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»; Уставом МБДОУ.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа«Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата у дошкольниковв водной среде»Осокина Т. И. Е. А. Тимофеева Т. Л. Богина Обучение плаванию в детском саду - Пособие для воспитателя дет. сада – М. Просвещение, 1991.Обучение плаванию в группах оздоровительной направленности ДОУ, с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий, наличие бассейна.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально – волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и образовательной, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов. В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений в водной среде перед другими оздоровительными методиками проявляется в их простоте, высокой эффективности, доступности и универсальности.Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно - суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".
В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На занятиях поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, самомассаж, упражнения лечебно- корригирующей гимнастики.
Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Рассказываем, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, с тем, что полезно и что вредно для организма. Учим элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки воспитанники закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.
Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.
Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Обучающиеся на занятиях занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.
Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья
воспитанников в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, спортивные досуги, праздники и развлечения. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже.
Анализ состояния здоровья детей 5–6 лет за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье. Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития воспитанников, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой, искривлением позвоночника – сколиоз, кифоз, лордоз.
Отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) – непременное условие хорошего функционирования и развития организма в целом. В связи с этим существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у воспитанников движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата. Особое внимание современных исследований направлено на разработку комплексных методик коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников, которые позволяют существенно повысить оздоровительный эффект занятий. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует само вытяжению позвоночника, его естественной разгрузки, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка, при одновременном укреплении всех групп мышц. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций, - это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие специальных упражнений в воде на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 5-6 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости. Такие дети предрасположены к различным заболеваниям и травмам.
«Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять должных мер для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов, в зрелом возрасте его могут ожидать куда более тяжелые последствия: межпозвоночные грыжи, остеохондроз, остеопороз и т.д.
В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым фактором создания данной программы. Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища
Огромное значение для разгрузки позвоночного столба имеет гидроневесомость. Вода, благодаря своей плотности (большей чем у воздуха), снимает нагрузку с позвоночника, способствует его само вытяжению, а симметричная тренировка мышц спины формирует мышечный «корсет», совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Правильное «техничное» плавание уже само по себе является профилактикой различного рода нарушений осанки и плоскостопий. Занятия в воде позволяют решить сразу две задачи: коррекцию при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).
Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.
Занятия в кружке дадут возможность получать оздоровительный эффект и показаны всем воспитанникам, как здоровым, так и имеющим в данный момент постоянные или временные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и здоровья в целом.
В ее основу легли следующие программы и технологии:
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Л.И. Пензулаева «Физические занятия в детском саду»
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, самомассажа и других форм физкультурно-спортивно - оздоровительной работы.
В учебном процессе оздоровительные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу ДОУ в качестве кружковой работы, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Программа реализуется в рамках физического направления развития дошкольников, содействует их разностороннему физическому развитию и является дополнением к основным формам физического развития детей в МБДОУ.
Отличительной особенностью данной Программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Данная программа адресована обучающимся в возрасте от 5 до 6 лет. Срок реализации - 1 год. Дополнительная образовательная услуга оказывается детям по запросу родителей (законных представителей). Занятия проходят 1 раза в неделю, 32 часа в год, начало занятий с 01. 10 2023 по 31. 05. 2024г. Продолжительность занятия: 4-5 лет – 25 минут, 5-6 лет – 30 мин. Количество обучающихся в группе не более 15 человек.
Программа предназначена для обучающихся с разным уровнем подготовки включая индивидуальные особенности обучающихся.
1.1.Актуальность и новизна.
В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура и спорт рассматривается как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитание патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.
Укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, как средство профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Актуальность программы: Вопросы диагностики, профилактики и коррекции нарушений состояния опорно-двигательного аппарата у воспитанников является чрезвычайно актуальными в связи с высокой распространенностью данных нарушений в детском дошкольном возрасте. Своевременная профилактика, ранняя диагностика и коррекция этих нарушений особенно актуальны в дошкольном возрасте в детских дошкольных учреждениях. Кроме того, актуальность данной программы состоит еще и в том, что обучающиеся принимаются в кружок независимо от уровня своей физической подготовки.
Новизна:
Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику и коррекцию воспитанников нашего детского сада в водной среде.
- Цели и задачи программы.
Цель: Укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, как средство профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Задачи программы:
- Оздоровительные:
- Выявить проблемы в представлениях воспитанников о правильной осанке.
-Дать воспитанникам понятие «правильной осанки», о способах ее сохранения и укрепления за счет развития системы мышечного корсета.
- Формировать правильную постановку стопы и сохранить правильную осанку у воспитанников.
2. Образовательные:
-Познакомить обучающихся с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно относиться к своему здоровью; - обогащать двигательный опыт через различные виды движений на суше и в воде.
- Обучить воспитанниковспециальным физическим упражнениям, играм и самомассажу для профилактики и коррекции плоскостопия и правильной осанки и расширять у них представления о многообразии физических упражнений в водной среде.
3. Воспитательные:
-- Приучать воспитанников к самостоятельному выполнению корригирующих физических упражнений.
- Воспитывать у воспитанников потребность в постоянной двигательной активности, регулярных занятий плаванием и ЗОЖ.
- Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности через игру и общение в повседневной жизни.
1.3.Общепедагогические принципы
Методика проведения занятий базируется на общих педагогических принципах:
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
1.4.Возрастные особенности обучающихся
Самой крепкой структурой нашего организма, казалось бы, является опорно-двигательная система, но при этом она наиболее уязвима в детском возрасте. В младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки. И если вовремя не принять надлежащие меры для устранения врожденных или появившихся у ребенка дефектов, в зрелом возрасте его могут ожидать гораздо более серьезные последствия: межпозвоночная грыжа, остеохондроз, остеопороз и т. д.
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
У ребенка четвертого года жизни кости и суставы легко подвергаются деформации под воздействием неблагоприятных условий, физиологические изгибы позвоночника неустойчивы. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. И это, в свою очередь, негативно влияет на функции кровообращения и дыхания. Дети, особенно в начале четвертого года жизни, легко совершают движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку мелкая мускулатура уступает в своем развитии крупной. Движения кисти и пальцев постепенно улучшаются в процессе творческой деятельности, в строительных и дидактических играх. Подъем рук вверх, в стороны, наклоны, повороты туловища и покачивания в то же время способствуют овладению своим телом. Источник развития детей, их естественная потребность — это движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры. Чрезмерная и избыточная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующий рост столами, может негативно повлиять на развитие опорного скелета, в том числе изменить форму позвоночника, вызвать нарушения осанки.
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
У ребенка пятого года жизни меняются пропорции тела, руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Происходит увеличение длины туловища почти в 3 раза, а конечностей – в 2,5 раза, развиваются мышцы таза и ног и мышцы рук. Костная система дошкольника богата хрящевой тканью, от этого кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому легко поддаются различным воздействиям со стороны. Зная особенности костной системы необходимо правильно подбирать физические упражнения, мебель, одежду и обувь в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно в течение всего дошкольного возраста: формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений. Изменения происходят и со стороны нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения Потапчук А.А., изучая физиологические процессы, замечает, что центральная нервная система у детей 5-6 лет способна обладать высокой пластичностью, способствующей легкому усвоению новых форм движений, однако координация движений несовершенна, и при двигательной активности легко развивается утомление. Для нервной системы характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, дети быстро утомляются из-за длительности процесса возбуждения. Необходимо учитывать эти возрастные особенности при организации занятий с дошкольниками и строго дозировать нагрузки, так как дети недостаточно понимают усталость. В этом возрасте детям особенно свойственна большая физическая активность: они неусидчивы, нуждаются в частой смене видов деятельности, индивидуальные и коллективные игры, занятия по развитию речи, счету, рисованию, лепке, конструированию, музыке, а также обязательные занятия по развитию движений необходимы для гармоничного процесса обучения. В костях и скелетных мышцах у детей 5-6 лет много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ, поэтому кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках, что способствует развитию ряда болезней опорно-двигательного аппарата. Ребёнок очень гибок, но не обладает прочным «мышечным корсетом» для сохранения нормального расположения костей. В результате этого проявляется деформация скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Понятно, что необходимо внимательно относиться к неправильно организованной позе дошкольников и дозировать физические нагрузки. Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они менее возбудимы, чем у взрослых. С интенсивным ростом мышечных волокон происходит относительное уменьшение массы скелетных мышц и к 6 годам появляется перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах, в результате чего они подвергаются большему растяжению и точнее информируют мозг о движении мышц. С 5-6 лет формируется прирост силы, увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы приводят к низкому уровню артериального давления. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в игре повышается физическая подготовленность, и совершенствуются психофизические качества. Применение физических упражнений требует от организма значительного напряжения и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития, организовывать двигательную деятельность и строго дозировать физическую нагрузку.
Подготовительный к школе дошкольный возраст (6 – 7 лет)
Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.6 -7 летний ребенок осознает себя как личность, самостоятельный субъект деятельности и поведения. Успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость,выносливость, выдержка, настойчивость, организованность(дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам; быть заботливыми и внимательными друг к другу). Дети 6 -7 лет уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление
1.5.Формы, методы, технологии организации занятий
В отличие от других видов физических упражнений плавание происходит в условиях водной среды, где на организм человека воздействуют как физические упражнения, так и пребывание в водной среде. В этом двустороннем воздействии заключаются специфические особенности плавания. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:рост, вес,является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия;
укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы,развития дыхательного аппарата и мышечной системы,содействует росту и укреплению костной ткани.
Тело человека обладает плавучестью, так как его удельный вес близок к удельному весу воды, то есть в воде тело становится как бы невесомым. Это свойство имеет практическое значение: отпадает необходимость в каких-либо движениях для сохранения положения тела в воде, что создает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий.
В лечении и профилактики сколиоза основными задачами являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки, создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, возможной коррекции начальной деформации позвоночника, улучшение координации движений, формирование мышечного корсета, нормализация физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приобретение навыков плавания, обучение правильному дыханию, коррекции плоскостопия, закаливания, в конечном итоге - стабилизация динамики патологического процесса.
Плавание, одна из многих форм водных упражнений, которые заставляют работать весь организм. Благодаря своей выталкивающей силе, вода предохраняет суставы.
Лечебно- профилактическое дозированное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов. Особое внимание придается сохранению позы коррекции при выполнении всех упражнений.
При выборе индивидуальной методики плавания при сколиозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления, степень тренированности мышечной системы, возраст.
Основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости.
Используется традиционная форма проведения занятий с применение наиболее эффективного педагогического и практического опыта с использованием широкого спектра разнообразных движений в воде (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие, имитационные, статические, плавательные и др.) в горизонтальном и вертикальном положении.
В процессе занятий используются различные формы организации детей:
- групповые;
- командные;
- индивидуальные.
Рекомендуются такие формы занятий:
- учебно-тренирующие;
- игровые;
- контрольно-учетные;
- в форме бесед (красивая осанка, красивая походка, безопасность на воде)
Формы подведения итогов реализации программы:
- показ открытых занятий и развлечений для педагогов МБДОУ;
- показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей;
- итоговые открытые занятия.
- оформление стенда с рекомендациями и консультациями для родителей;
- использование сайта детского сада.
Методы обучения:
На занятиях используются такие методы как:
Словесные методы – беседы, лекции, наставления и др. Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действии, педагог создает представление об изучаемом движении, понятии его формы, содержания. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с обучающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику занятий, все необходимые объяснения, обсуждения педагог проводит на суше — до или после занятий в воде.
Наглядный метод - метод физического упражнения: метод целостного упражнения, переменный, интервальный, повторный, непрерывный метод.
К наглядным методам относятся показ упражнений и изучение техники выполнения элементов, применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Как только учащиеся получили представление о разучиваемом элементе в целом, они должны как можно больше выполнять его. Учебные варианты техники на суше демонстрирует педагог, в воде — учащиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением педагога по отношению к группе:
1) инструктор должен видеть каждого обучающегося, чтобы исправить его ошибки;
2) обучающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется при изучении общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен при условии, что у учащихся не создастся впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении, все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники, идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение элемента в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техники элемента, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники данного элемента.
Игровой метод - активизирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние обучающихся. Обучающиеся забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.Игры обычно включают после того, как обучающиеся освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях занятия, в течение 5-10 минут. Выбор игры зависит от задач занятия, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности обучающихся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.
Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания, обучающего все же не может его выполнить. Педагог берет руки (ноги) обучающего в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения, в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом, и в имеющихся в наличии средствах обучения.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у обучающихся в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
Формой подведения итогов реализации программы является тестирование форсированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений.
Здоровье сберегающие технологии: технологии обучения ЗОЖ (самомассаж, занятия, праздники, развлечения, воздушные ванны), технологии сохранения и укрепления здоровья (динамический час в зале сухого плавания, подвижные спортивные игры на воде, релаксация, фитотерапия, тепловые процедуры в сауне, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика с использованием душа), коррекционные технологии (корригирующая гимнастика, тропа здоровья).
2. Учебно - тематический план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2023- 2024УЧ. ГОД
Старшая и подготовительная группа
Структура программы представлена разделами, содержание которых основывается на упражнениях на суше и в воде, играх в воде, специальной и технической подготовке.
Общее количество занятий в год – 36 занятий
Раздел 1 «ЗОЖ» - 10 занятий- 10ч.
Раздел 2 «Начинаем плыть» - 11 занятий - 11ч,
Раздел 3 «Я сам» - 15 занятий - 15ч
№п/п | название раздела темы | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел 1. «ЗОЖ». - «Первые шаги» - «Правильная осанка» - «Здоровая стопа» | 10 | 3 4 3 | ||
2 | Раздел 2. «Плавание для здоровья» - «Гребки руками» - «Работаем ногами» - «Плывем и лежим с доской» - «Правильное дыхание» -«Смотри на дно» - «Скользим по поверхности» - «Хоровод под водой» | 17 | 2 3 3 2 2 3 2 | Контрольные упражнения Оценка результатов | |
3 | Раздел 3. Я сам - «Лежим на воде» - «Достаем до дна» - «Как струнка» - «Морская звезда», «Медуза» - «Что мы умеем» - Открытое занятие | 9 | 2 2 2 2 1 | Контрольные упражнения Оценка результатов |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Задачи раздела и его реализация.
Раздел 1 «ЗОЖ» - 10ч.
Тема-«Первые шаги» - 3ч.
Задачи:
- Рассказать обучающимся что такое «ЗОЖ».
- Познакомить обучающихся со структурой занятия – последовательностью выполнения заданий.
- Вспомнить простейшие упражнения на суше и в воде.
Содержание:
- Беседа
- Ходьба, бег.
- ОРУ – общеразвивающие упражнения.
- Гигиенический душ.
- Спуск в воду с сопровождением.
- ОРУ в воде, ходьба в воде.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема- «Правильная осанка» - 4ч.
Задачи:
- Воспитание правильной осанки у обучающихся.
- Создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела у обучающихся.
- Увеличение силы и тонуса мышц у обучающихся.
Содержание:
1. Построение в 1 шеренгу в зале сухого плавания.
2. Принятие правильной осанки стоя на месте в шеренге и у стены.
3. Ходьба на месте под счет в среднем, быстром и медленном темпе.
4. ОРУ на осанку.
5. Вход в воду.
4. Построение вдоль поручня, держась за него двумя руками,
5. Погружение в воду до уровня плеч.
6. Принятие горизонтального положения тела у неподвижной и подвижной опоры.
7. Выход из воды.
8. Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема – «Здоровая стопа» - 3ч.
Задачи:
- Осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у обучающихся.
- Разучить разные виды ходьбы.
- Способствовать воспитанию морально волевых качеств воспитанников (смелость, настойчивость, целеустремленность, решительность).
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- Ходьба по кругу - обычная, на носках, пятках, внутренней, внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок.
- Перекатывание мяча стопой одной и двумя ногами.
- Самомассаж стоп.
- В воде – передвижения разными способами.
- Доставание игрушек, камушек со дна бассейна, стопой.
- У поручня отведение ноги вправо, влево, вперед, назад.
- Упражнение – «Цапля»
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Раздел 2. «Плавание для здоровья» - 17 ч.
Тема- «Гребки руками» - 2 ч.
Задачи:
1. Учить воспитанников выполнять гребковые движения руками.
2. Ознакомить и разучить специальные и ОРУ для верхнего плечевого пояса на суше и в воде
3. Развивать силу мышц рук и верхнего плечевого пояса с помощью специальных и ОРУ на суше и в воде.
Содержание:
- Ходьба по кругу «Великаны» - на носках, руки в верх.
- Стоя на месте – сжать и разжать кисти рук в кулак.
- Руки вытянуты вперед – с крестные движения, перед собой.
- Руки в стороны – повороты туловища вправо, влево.
- Стоя – круговые и вращательные движения руками вперед и назад.
- Держась за поручень одной рукой, делать плавательные движения другой рукой, поменять руки; пройти от одного борта к другому, слегка наклонившись вперёд и выполняя плавательные движения двумя руками.
- Одновременные и попеременные гребки руками вперед, назад, влево, вправо.
- Прокатывание мяча по поверхности воды.
- Погружение мяча под воду.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Работаем ногами» - 3ч.
Задачи:
- Развивать у воспитанников силу мышц нижних конечностей.
- Учить воспитанников активно работать ногами при выполнении специальных упражнений на суше и в воде.
- Учить обучающихся напрягать и расслаблять мышцы ног.
Содержание:
- Ходьба, бег по кругу.
- Прыжки на 2 ногах с продвижением вперед.
- Стоя отведение ноги вперед в стороны на носок.
- Сидя – махи ногами в верх, в стороны.
- Сидя – работа ног – стиль кроль, брас.
- Ходьба по бассейну в разных направлениях в быстром темпе.
- Бег до противоположного борта с высоким подниманием коленей.
- Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль», «Брасс».
- Плавание с доской в руках с работой ног –стиль «Кроль», «Брасс».
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема- «Плывем и лежим с доской» - 3 ч.
Задачи:
- Учить обучающихся принимать правильное горизонтальное положение тела у неподвижной и подвижной опоры.
- Учить обучающихся вытягивать и расслаблять своё тело в горизонтальном положении с доской или нудлсом в руках.
- Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий на суше и в воде.
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- Разные виды ходьбы и бега по кругу.
- ОРУ и специальные упражнения из разных исходных положений.
- В воде разные виды ходьбы, бега.
- Прыжки.
- Принятие горизонтального положения тела у поручня с напряжением и расслаблением.
- Принятие горизонтального положения тела с нудлсом, мячом.
- Плавание с доской в руках с работой ног –стиль «Кроль», «Брасс».
- Игра «Море волнуется раз»
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Правильное дыхание» - 2 ч.
Задачи:
- Способствоватьразвитию дыхательной мускулатуры и укреплению мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц у обучающихся.
- Воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде, потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков.
- Осваивать элементы дыхательной гимнастики на суше и в воде.
Содержание:
- Чередование ходьбы, бега, прыжков в различном темпе.
- ОРУ на верхний плечевой пояс и мышц спины.
- Дыхательные упражнения («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Остуди чай».
- Погружение лица и головы в воду.
- Выдохи в воду.
- Принятие горизонтального положения тела с нудлсом с задержкой дыхания.
- Плавание с доской или нудлсом.
- Игровая деятельность (дуй на плавающую игрушку).
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Смотри на дно» - 2 ч.
Задачи:
1. Учить воспитанников открывать в воде глаза.
2. Учить воспитанников пытаться достать со дна игрушку.
3. Развивать способность ориентироваться на поверхности воды и под водой.
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- Ходьба обычная по кругу, по диагонали, змейкой.
- Упражнения на координацию.
- Статические упражнения на удержание равновесия.
- В воде - бег на месте с активной работой рук.
- Прыжки на двух ногах, руки на поясе на месте и с продвижением вперёд.
- Погружение под воду – (рассмотри свои пальчики)
- Игра в парах – «Сосчитай» (партнер показывает определенное количество пальцев на кисти руки.
- Доставание со дна бассейна игрушки определенного цвета.
- Прохождение в вертикально стоящий обруч под водой.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Скользим по поверхности» - 3 ч.
Задачи:
- Учить воспитанников смело ложиться на воду и лежать на поверхности воды.
- Учить воспитанников скользить по воде на дальность.
- Воспитывать дисциплинированность и старательность на занятиях плаванием.
Содержание:
- Разные виды ходьбы по кругу.
- Бег, подскоки.
- Специальные упражнения на осанку и силовые упражнения.
- В воде – передвижения.
- Гребки руками.
- Опускание и удержание головы в воде.
- Выдохи в воду
- Скольжение по поверхности воды в парах.
- Скольжение с нудлсом на дальность.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема -- «Хоровод под водой» - 2 ч.
Задачи:
- Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания.
- Совершенствовать умение обучающихся скользить по поверхности воды.
- Воспитывать решительность, упорство в достижении цели.
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- Ходьба в хороводе в разных направлениях.
- Стоя в кругу, держась за руки специальные упражнения (поднимание и опускание рук, приседания, равновесия – «Цапля», «Ласточка».
- В воде ходьба «Цепочкой», «Хоровод в различных направлениях.
- Игра «Карусели»
- В кругу погружение под воду.
- По кругу скольжение, с максимально вытянутым телом с нудлсом в руках.
- Доставание игрушек со дна бассейна.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Раздел 3. «Я сам» - 9 ч.
Тема --«Лежим на воде» - 2 ч.
Задачи:
- Упражнять воспитанников в лежании на поверхности воды на груди.
- Учить воспитанников лежать на поверхности воды на спине.
- Разучить повороты направо, налево, вокруг себя в горизонтальном положении на воде.
Содержание:
- Разные виды ходьбы, сохраняя правильную осанку по кругу.
- ОРУ на осанку.
- Специальные упражнения на укрепление свода стопы.
- В воде - держась вытянутыми руками за поручень, активно работать прямыми ногами.
- Ходьба по бассейну, загребая воду руками, на носках, высоко поднимая бедро.
- Ходьба в «тоннель» из 3 обручей – подныривая в каждый обруч, лежавший на поверхности воды.
- Принятие горизонтального положения на груди и спине, с поворотами в стороны и вокруг себя.
- Плавание на груди и спине.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Достаем до дна» - 2 ч.
Задачи:
- Упражнять воспитанников в погружении под воду.
- Учить воспитанников доставать игрушки с дна бассейна, руками и пальцами стопы.
- Добиваться правильного и старательного выполнения заданий.
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- ОРУ с гимнастической палкой.
- Бег по бассейну в разных направлениях, загребая воду руками.
- В глубоком приседе - «Пузыри» - у кого больше.
- Держась руками за поручень, активно работать ногами – стиль «Кроль» и «Брасс».
- Держась руками за поручень, принятие горизонтального положения тела на спине.
- Опустить доску на дно и встать на неё, удерживая равновесие.
- Игра «Водолазы» - доставание игрушек со дна бассейна.
- Свободное плавание.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Как струнка» - 2 ч.
Задачи:
- Учить обучающихся скользить по воде на груди, держа в руках плавательную доску и без неё, с максимально вытянутым телом.
- Учить обучающихся максимально вытягивать свое тело, лежа на спине.
- Учить воспитанников напрягать и расслаблять своё тело, лежа на поверхности воды на груди и спине.
Содержание:
- Стойка у стены, сделать шаг вперед и удержать правильную осанку.
- Ходьба с мешочком на голове.
- Упражнение на потягивание.
- Упражнение лежа на спине и животе.
- Вис на гимнастической лестнице.
- В воде – удержание горизонтального положение тела на груди с задержкой дыхания, с вдохом и выдохом в воду.
- В воде – удержание горизонтального положение тела на спине.
- Скольжение на груди на дальность.
- Свободная игровая деятельность.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Морская звезда», «Медуза» - 2 ч.
Задачи:
- Обучать ложиться на воду, раскинув руки и ноги, расслабив тело – на груди и на спине.
- Упражнять воспитанников в плавании на груди и спине произвольными способами.
- Прививать желание к ЗОЖ и регулярным занятиям плавания.
Содержание:
1.Разные виды ходьбы по кругу.
2. Бег, подскоки, галоп.
3. ОРУ на координацию движений.
- Передвижения в воде, разными способами.
- «Морская звезда» - самостоятельно, в парах, в кругу.
- «Медуза» - самостоятельно.
- Свободное плавание.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
Тема - «Что мы умеем» - 1 ч.
Задачи:
- Укреплять полученные навыки в сохранении правильной осанки, постановке стопы, в правильности выполнения заданий.
- Упражнять воспитанников в плавании на груди и спине.
- Упражнять воспитанников в погружении под воду с бортика.
Содержание:
- Ходьба по контрастной дорожке.
- Разные виды ходьбы и бега.
- ОРУ.
- Ходьба, бег, преодолевая сопротивление воды.
- Погружение под воду.
- Принятие горизонтального положения тела с опорой и без неё.
- Упражнение «Винт»
- «Дельфины» -ныряние в обручи.
- Броски мячами в цель.
- Плавание на груди и спине.
- Выход из воды.
- Душ, обтирание, сауна, фито чай.
4. Календарно - тематическое планирование
2023 - 20224 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | Раздел 1. «ЗОЖ». - «Первые шаги» - 3ч. «Правильная осанка» - 2ч. | 1.Рассказать обучающимся что такое «ЗОЖ». 2.Познакомить обучающихся со структурой занятия – последовательностью выполнения заданий. 3.Вспомнить простейшие упражнения на суше и в воде 1.Воспитание правильной осанки у обучающихся. |
Ноябрь | «Правильная осанка» - 2ч. «Здоровая стопа» - 3ч. | 2.Создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела у обучающихся. 3.Увеличение силы и тонуса мышц у обучающихся. 1.Осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у обучающихся. 2.Разучить разные виды ходьбы. 3.Способствовать воспитанию морально волевых качеств воспитанников (смелость, настойчивость, целеустремленность, решительность). |
Декабрь | Раздел 2. «Плавание для здоровья» - «Гребки руками» - 2ч. «Работаем ногами» - 2ч. | 1. Учить воспитанников выполнять гребковые движения руками. 2. Ознакомить и разучить специальные и ОРУ для верхнего плечевого пояса на суше и в воде 3. Развивать силу мышц рук и верхнего плечевого пояса с помощью специальных и ОРУ на суше и в воде. 1. Развивать у воспитанников силу мышц нижних конечностей. 2. Учить воспитанников активно работать ногами при выполнении специальных упражнений на суше и в воде. |
Январь | «Работаем ногами» - 1ч. «Плывем и лежим с доской» - 2ч. | 3.Учить обучающихся напрягать и расслаблять мышцы ног. 1.Учить обучающихся принимать правильное горизонтальное положение тела у неподвижной и подвижной опоры. 2.Учить обучающихся вытягивать и расслаблять своё тело в горизонтальном положении с доской или нудлсом в руках. |
Февраль | «Плывем и лежим с доской» - 1ч. «Правильное дыхание» - 2ч. «Смотри на дно» - 2ч. | 3.Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий на суше и в воде. 1.Способствоватьразвитию дыхательной мускулатуры и укреплению мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц у обучающихся. 2.Воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде, потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков. 3.Осваивать элементы дыхательной гимнастики на суше и в воде. 1. Учить воспитанников открывать в воде глаза. 2. Учить воспитанников пытаться достать со дна игрушку. 3. Развивать способность ориентироваться на поверхности воды и под водой. |
Март | «Скользим по поверхности» - 3ч. «Хоровод под водой» -2ч. | 1.Учить воспитанников смело ложиться на воду и лежать на поверхности воды. 2.Учить воспитанников скользить по воде на дальность. 3.Воспитывать дисциплинированность и старательность на занятиях плаванием. 1.Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания. 2.Совершенствовать умение обучающихся скользить по поверхности воды. 3.Воспитывать решительность, упорство в достижении цели. |
Апрель | - «Лежим на воде» - 2ч. «Достаем до дна» - 2ч. «Как струнка» - 1ч. | 1.Упражнять воспитанников в лежании на поверхности воды на груди. 2.Учить воспитанников лежать на поверхности воды на спине. 3.Разучить повороты направо, налево, вокруг себя в горизонтальном положении на воде. 1.Упражнять воспитанников в погружении под воду. 2.Учить воспитанников доставать игрушки с дна бассейна, руками и пальцами стопы. 3.Добиваться правильного и старательного выполнения заданий. 1. Учить обучающихся скользить по воде на груди, держа в руках плавательную доску и без неё, с максимально вытянутым телом. 2. Учить обучающихся максимально вытягивать свое тело, лежа на спин |
Май | «Как струнка» - 1ч. «Морская звезда», «Медуза» - 2 ч. Что мы умеем» - 1 ч. |
1.Обучать ложиться на воду, раскинув руки и ноги, расслабив тело – на груди и на спине. 2.Упражнять воспитанников в плавании на груди и спине произвольными способами. 3.Прививать желание к ЗОЖ и регулярным занятиям плавания. 1.Укреплять полученные навыки в сохранении правильной осанки, постановке стопы, в правильности выполнения заданий. 2.Упражнять воспитанников в плавании на груди и спине. 3.Упражнять воспитанников в погружении под воду с бортика. |
Планируемые результаты
К концу года обучающие должны знать и уметь:
- правила поведения на занятиях плавания
- следить за правильной осанкой и походкой
- ежедневно выполнять ОРУ и рекомендации по ЗОЖ
- безбоязненно погружаться в воду
- ориентироваться и открывать глаза под водой
- доставать со дна игрушки
- подныривать в обручи, проходить тоннель
- выполнять серии выдохов в воду
- скользить га груди и спине
- выполнять упражнение «Морская звезда», «Медуза», «Винт»
- плавать на груди и спине с нудлсом и без него
Обучение нацелено на умение пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях. Выбрать привычку к навыкам здорового образа жизни, продолжать усвоение и совершенствования плавательных навыков.
Система мониторинга достижения обучающихся планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценки итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижения воспитанников.
В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий.
Фамилия имя ребёнка | Выполнение основных упражнений на осанку, на свод стопы, укрепление мышц туловища | «Морская звезда», «Медуза», «Винт» с задержкой дыхания | Плавание произвольным способом |
- Методическое обеспечение программы
Методическое пособие | Наименование издания | Издательство |
Автор | Название | Издательство |
Е. Ю Аронова К. А. Хашабова | «Здоровый образ жизни/ Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома». | Москва, Школьная пресса, 2007 г |
Н. Г. Соколова | «Плавание и здоровье малыша». Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г. | Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г. |
С. В. Белиц- Гейман Т. Рыбьякова | Мы учимся плавать «Плавание. Уроки профессионала» | Москва Просвещение 1987 ПИТЕР 2016г. |
Е.Н. Карпенко Т. П. Коротнова Е. Н Кошкодан | Плавание: игровой метод обучения Москва 2009. | Москва Олимпия Пресс 2009. |
7. Материально- техническое обеспечение программы
В МБДОУ имеются условия для реализации программы. Материально-техническая база позволяет в системе проводить работу с обучающимися старших и подготовительных групп на занятиях по обучению плавания.
В МБДОУ имеется бассейн. К бассейну примыкают Зал сухого плавания, раздевалка и душ, оборудованный душевыми кабинами, сауна.
Вид помещения | Оснащение |
Зал сухого плавания | Контрастная дорожка, ковровое покрытие, шведская стенка, мягкие модули. |
Раздевалка | Стульчики, кабинки для раздевания. |
Душ | Душевые кабинки. |
Бассейн | Мячи, обручи, пенопластовые доски, нарукавники. Мелкие киндер игрушки, – тонущие и плавающие, большие, надувные игрушки, нудлс. |
Сауна | Индивидуальные шапочки, доски. |
1.Плакат «Правила поведения на воде»
2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
3. Картинки с изображением морских животных.
4. Картинки, схемы, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
5. Подборка стихов, потешет, загадок о воде, плавании.
8. Список литературы
- Осокина Т. И. Е. А. Тимофеева Т. Л. Богина Обучение плаванию в детском саду - Пособие для воспитателя дет. сада – М. Просвещение, 1991.
- В.С. Каюрова З.И. Кузнецова – Физическая культура Москва Физическая культура и спорт 1981
- В. Герман Т. Коршунова О. Кузнецова Всё о здоровом образе жизни издательский дом Ридерз Дайджест 1998
- ХалемскийГ.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
В результате освоения программы дошкольник:
Будет знать: правила поведения на занятиях в спортивном кружке, что такое оздоровительная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка.
Будет уметь: Обучающиеся будут уметь выполнять упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; уметь демонстрировать общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками; дыхательные упражнения.
т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации инструктора по физической культуре "Профилактика плоскостопия у детей."
С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ход...
Рабочая программа инструктора по физической культуре в ДОУ ( образовательная область "Физическое развитие")
Рабочая программа инструктора по физкультуре в соответствии с ФГОС...
СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"
СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ"...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Профилактика плоскостопия в условиях ДОУ и семьи"
плоскостипие...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...