"Картотека игр–экспериментов по формированию навыков личной гигиены"
картотека

Белоус Ирина Александровна

В данном разделе представлена картотека игр-экспериментов, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-eksperimentov.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр–экспериментов

по формированию навыков личной гигиены

Картотека игр–экспериментов

 по формированию навыков личной гигиены

Оглавление

Ранний дошкольный возраст:

  1. «Пенка на ладошках!»
  2. «Мокрые рукава и полотенце»
  3. «Чистящая вода»
  4. «Разложи пену по формочкам»
  5. «Госпожа Зубная Щетка»
  6. «Нарисуем свой портрет»
  7. «Фонтанчики»
  8. «Делаем  мыльные пузыри» 
  9. «Наши помощники»

Младший дошкольный возраст

1.   «Микробы боятся мыла»

2.   «Тёплая и холодная вода»

3.   «Что я вижу одним глазом?»

4.   «Делаем прическу»

5.   «Почистим зубки»

6.   «Носики-курносики»

7.   «Какой формы мыло?»

8.   «Микробы невидимы, но существуют»

9.   «Слушай во все уши!»

Ранний дошкольный возраст

Название игры

Цель

Оборудование

Ход проведения

«Пенка на ладошках!»

 учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»

мыло, вода

Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная).
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

«Мокрые рукава и полотенце»

показать необходимость засучивать рукава (т.к. они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо, сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем посредством экспериментирования

полотенце, широкая миска с водой

 Предложить ребятам взять полотенце и положить в миску.

-Как вы думаете, что будет с кусочком? (Намокнет, станет мокрым).

Попробовать с рукавом одежды. Объяснить, что рукава одежды тоже могут намокнуть. Подумать, удобно и полезно ли ходить с намоченными рукавами рубашки. Почему это не безопасно. Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым), которая есть на руках.

«Чистящая вода»

—закрепить представления о том, что вода смачивает и очищает, сформировать умение (навык) мыть руки водой через экспериментирование с водой

широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная, безопасная краска для нанесения на детские ладони

Предложить детям взять бумажную чистую салфетку и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Объяснить, что вода намочила салфетку. Аналогично поступить с грязной салфеткой. Объяснить, что вода растворила грязь. Рассмотреть вместе с детьми, как вода оказывается грязной. Затем нанести на детские ладошки краску и попросить детей растворить ее в воде, опустив туда руку. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

«Разложи пену по формочкам»

 — развивать тактильные ощущения, осязательные чувства посредством экспериментирования

совочки, стаканчики и разные ёмкости

Взбив пену, расставляю на столе стаканчики, мыльницы и другие ёмкости. Показываю ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.

Разложим пенку по формочкам.

«Госпожа Зубная Щетка»

—познакомить со свойствами зубной щетки (состоит из маленьких ворсинок, хорошо трет, чистит); закрепить культурно-гигиенический навык в ситуации практикования

зубные щетки по числу детей, тазик с водой, зубная паста

- Чем мы чистим зубы? - Почему мы чистим зубной щеткой? Воспитатель предлагает рассмотреть зубную щетку, потереть ею руку.

- Что вы чувствуете? Зубная щетка хорошо трет, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит, здоровыми.

-Откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы совсем или чистить их неправильно?  Поэкспериментировать с зубной щеткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по-разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щеткой, сравнить результаты. Нанести на зубную щетку пасту, растворить ее в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

«Нарисуем свой портрет»

познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей

маркеры, губки, зеркала (одно большое, и маленькие), салфетки, кисти, клей

Взрослый предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.

«Фонтан-

чики»

— учить детей полоскать рот через практикование и экспериментирование с водой

стакан

Взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

 Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

«Делаем

мыльные пузыри»

—познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла (может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет)

жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы

Мыльные пузыри, изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, и добавим воды, смешиваем. - Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. 

- Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет).

- А сейчас берём другой стакан смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем.Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.

«Наши помощники»

познакомить с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык - определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхностей), с охраной органов чувств

 «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром,  непрозрачный чайник с водой

Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.

Младший дошкольный возраст

Название игры

Цель

Оборудование

Ход проведения

«Микробы боятся мыла»

 развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность

контейнер с водой, ватная палочка, жидкое мыло

Детям предлагается контейнеры с водой, на поверхности которой насыпан молотый черный перец. Вода выглядит «грязной». Дети опускают ватную палочку в жидкое мыло и притрагиваются ей к поверхности воды. И обнаруживают, что «грязь» боится мыла, расплываясь от ватной палочки в разные стороны.

б). Детям предлагаются другие контейнеры, в которых на поверхности воды плавают силуэты микробов из фоамирана. Дети вновь проводят опят с ватной палочкой и мылом.  И обнаруживают, что микробы тоже избегают мыла. (…)

6.Формулирование выводов.

Руки необходимо тщательно намыливать, перед тем, как смывать грязь водой.

Детям предлагаются контейнеры с водой, которая выглядит «грязной». Дети опускают ватную палочку в жидкое мыло и притрагиваются ей к поверхности воды. И обнаруживают, что «грязь» боится мыла, расплываясь от ватной палочки в разные стороны.

 Вывод: руки необходимо тщательно намыливать, перед тем, как смывать грязь.

«Тёплая и холодная

 вода»

—уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и 

горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь

мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка

Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

«Что я вижу одним глазом?»

—показать с помощью опытов, что глаз имеет не одну, а несколько функций

круг картона диаметром 6 см

Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.

Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.

«Делаем прическу»

—учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз посредством экспериментирования

 зеркало, расческа, нарядная кукла

Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

«Почистим зубки»

—учить ребенка чистить зубы, формировать представления детей о предметах гигиены и их назначении посредством экспериментирования

зубные щетки, стакан с водой, зеркало

Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить, показывает как правильно это нужно делать,  при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

«Носики-курносики»

—учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком посредством экспериментирования

индивидуальные носовые платки

Взрослый проговаривает потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке,

Будем нос им вытирать. Чтобы носик, наш курносик,

Снова чистым был опять.

Взрослый просит каждого ребенка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

«Какой формы мыло?»

—получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах; сформировать и закрепить умение мыть руки с мылом   посредством экспериментирования

кусочки мыла разной формы, тазик с водой

Рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратив внимание, что такими их изготовили на фабрике. Но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Затем обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Потом предлагает детям повторить действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыло. Обращается внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, они хорошо пахнут.

«Микробы невидимы,

но они существуют»

—формировать культурно-гигиенические навыки посредством экспериментирования

Белый одноразовый полотенец, контейнер с водой

Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность.

б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми.

Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность.

б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми.

Детям предлагается исследовать нарисованные ладошки, к поверхности которых прикреплены силуэты микробов из фоамирана. Дети пытаются избавиться от микробов: стряхивая их (неудача), сдувая их (неудача), смывая их. Когда дети погружают ладошки в контейнеры с теплой водой, «микробы» отклеиваются и всплывают на поверхность.

б). Дети вспоминают, что фрукты-овощи перед едой необходимо мыть. И исследуют, как силуэты микробов из фоамирана в воде отклеиваются от фруктов, фрукты становятся чистыми.

Детям предлагается рассмотреть нарисованные на  одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся,  в воде на ладошках вдруг появляются «микробы».

.Формулирование выводов.

Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми.

Детям предлагается рассмотреть нарисованные на  одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся,  в воде на ладошках вдруг появляются «микробы».

.Формулирование выводов.

Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми.

Детям предлагается рассмотреть нарисованные на  одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся,  в воде на ладошках вдруг появляются «микробы».

.Формулирование выводов.

Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми.

Детям предлагается рассмотреть нарисованные на одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся, в воде на ладошках вдруг появляются «микробы».

Вывод: Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми

«Слушай во все уши!»

дать знания об органах слуха человека, при помощи опыта

показать как возникает звук

гитара (игрушка), лист бумаги

Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко отпускает. Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим так ли это. Возьмите лист бумаги (фольги)

приложите к губам и

подуйте вдоль неё, так чтобы получился звук. Что происходит? Дети

выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит и заставляет дрожать и воздух, поэтому

возникает звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Участие родителей в формировании навыков личной гигиены у детей раннего возраста"

Недостаточное внимание родителей к теме индивидуальной гигиены собственных детей иногда доходит до абсурда. Очень хотелось бы эту тему развить и привлечь к ней внимание....

Конспект НОД по формированию навыков личной гигиены в 1 младшей группе "Чистота - залог здоровья"

Формирование у детей навыков личной гигиеныОбучать детей приемам здорового образа жизниВоспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыкиРазвивать память,...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...

Методический материал для формирования навыков личной гигиены в различных возрастных группах ДОУ

Метадическая разработка Конспект режимного момента (умывание) в младшей группе и средней группе....

«Формирование навыков личной гигиены дошкольников посредством экспериментальной деятельности» (фрагмент ООД «В поисках предметов личной гигиены»)

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового ...