Мастер-класс "Забытые народные подвижные игры"
проект

Морозова Инна Владимировна

К сожалению, многие народные игры забыты. И поэтому я решила напомнить, в какие интересные игры когда-то с упоением играли наши родители, бабушки и дедушки в своем детстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс «Забытые народные подвижные игры» Подготовила: Инструктор по физической культуре МБДОУ Дс № 43 Морозова И.В. .

Слайд 2

Актуальность Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры. Луначарский А.В. Запрос на здоровый образ жизни, на спорт – одна из позитивных тенденций развития современного российского общества. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Сейчас не так часто встретишь мальчишек и девчонок вечером на улице, как например 100 лет назад, которые бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Так давайте будем учиться играть в забытые русские народные игры наших предков.

Слайд 3

Цель: П овысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения русских народных подвижных игр как средства повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с некоторыми забытыми русскими народными подвижными играми. 2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр. 3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Слайд 4

Результативность Создана презентация о забытых народных подвижных играх. Повышение профессионального уровня педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа. Развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Слайд 5

Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела: 1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех. 2. Игры, отражающие отношение человека к природе .Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. 3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. 4. Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Слайд 6

Методика обучения народным подвижным играм. Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др. В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции. (отсутствие зачинов, закличек …)

Слайд 7

Особенности организации народных подвижных игр. - Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При проведении игры должны учитываться количество детей и условия проведения. - При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили. - Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя. Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

Слайд 8

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. - Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. - В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. - Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности. - Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно

Слайд 9

«Дедушка Мазай». Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют: Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были – мы не скажем, А что делали – покажем! После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу .

Слайд 10

« Чурилки ». Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод: Трынцы – брынцы бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет – Того жмурка не поймает! После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

Слайд 11

"Змея" Выбирается водящий - «Змея». Он ходит перед игроками со словами: "Я Змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу". Подходит к одному из игроков: – Хочешь быть моим хвостом? – Хочу! – Становись за мной! Идут вдвоем (сцепленные "паровозиком") : "Я Змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу". Обращается к другому игроку: – Хочешь быть моим хвостом? – Хочу! –Ползи! Игрок должен проползти между ногами «Змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. «Голова» змеи должна укусить свой «хвост», а Хвост не дается.

Слайд 12

Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно: - никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре, - использовать яркие заставки к игре ( зазывалки , загадки, потешки , игрушки), - создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка, - быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом, - не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи, участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Слайд 13

ВЫВОД : Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.

Слайд 14

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны». Александра Платоновна Усова Поэтому - играйте, творите, развлекайтесь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....