Работа с детьми ОВЗ по профилактике плоскостопия
статья (старшая группа)

Хорина Наталья Григорьевна

Из опыта работы по профилактике плоскостопия с детьми старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotaya_s_detmi.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми ОВЗ по профилактике плоскостопия

Работая с детьми, имеющими  задержки речевого развития, была выявлена проблема – движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью, которая тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. У многих детей с системным недоразвитием речи при  медицинском обследовании выявляются  нарушения ОДА, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией.

Начинаем работу с воспитания ощущения правильной осанки,которая  приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Контролируем позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Большое  значение,  имеет подбор мебели в соответствии с ростом ребенка, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой.

С этой целью включали в комплекс утренней гимнастики и в самостоятельные занятия упражнения:

- стоя у зеркала;

- в вертикальной плоскости (стена без плинтусов, дверь, фанерный или деревянный щит);

- с предметами на голове;

- на координацию движений.

Все эти упражнения способствовали развитию чувства правильной позы тела, развивали статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывалит осознанное отношение к своей осанке.

Для контроля над осанкой в группе оборудована «Стена контроля осанки». Дети имеют возможность самостоятельно подойти и зафиксировать пять точек: затылочную область, лопатки, ягодицы, голень, пятки, а затем, отойдя от стены,  несколько секунд удерживать правильную осанку.

 Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованный двигательный режим. Особое значение придаем развитию движений детей. Эффективным средством коррекции координации движений детей с общим недоразвитием речи является использование речедвигательных игр .В самостоятельной деятельности используются игры, уже хорошо знакомые детям. Тексты  заучиваем с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к ним, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация движений, что способствует профилактике ОДА.

В течение дня используем элементы логоритмики в физминутах и динамических паузах: упражнения на развитии мелкой моторики, ритмические упражнения или подвижные игры малой интенсивности ;

- динамический час («Час здоровья») – проводили во время прогулки или, при плохих погодые праздники и досуги, которые способствуют речевому и двигательному развитиюных условиях, в помещении. «Час здоровья» включал самостоятельные занятие детей на «тренажерах» для профилактики плоскостопия, подвижные игры разной интенсивности, игры-эстафеты, сюжетные двигательные задания и т.д. Важнейшим условием эффективности проведения динамического часа является отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий, игр:

- гимнастика после дневного сна – сюда включены коррекционные упражнения,  музыкальная гимнастика, профилактические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по «Тропе здоровья».

Эффективными средствами профилактики плоскостопия являются босохождение и массаж стоп. Для профилактики плоскостопия применяем палки различной  толщины, разнообразные резиновые и деревянные коврики, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от бутылок. Упражнения для  профилактики плоскостопия  включают все виды деятельности: ходьба на носочках, по ребристой дорожке, толстому шнурку, с перекатом с пятки на носок, захват и подъём пальцами мелких предметов.

 Упражнения  сопровождаются проговариванием стихов, например,:

 − Прокачу я свой каштан по стопе снизу вверх,

А потом обратно - стало мне приятно.

Ежедневно используем  дыхательные и релаксационные упражнения (”Насос”,«Тепло - Холодно», «Солдатики - Тряпичные куклы» и другие).

Наряду свыше перечисленными видами двигательной деятельности, мы большое внимание уделяем формам активного отдыха, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых принимают участие дети и родители: «Дни здоровья», «Дворовые игры»,  физкультурные досуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз)

В данной статье дана характеристика детей с нарушением ОДА. Представлены причины возникновения нарушений в осанке, также представлены формы работы с детьми по коррекции опорно-двигательного аппарата. ...

«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»

Большое значение на  здоровье детей влияет правильная осанка.  Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...

«Организация оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста по формированию осанки и профилактике плоскостопия»

Большое значение на  здоровье детей влияет правильная осанка.  Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мыше...

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...

Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье»

Работа с родителями (консультация) Тема: «Профилактика плоскостопия в условиях МАДОУ и семье» ...

Доклад из опыта работы: «Су-Джок терапия при профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста»

коррекционная работа по профилактике плоскостопия с использовонием технологии  «Су-Джок терапия» в детском саду....

ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...