Рефлексивно-ролевая игра для воспитателей «Как сохранить и укрепить здоровье детей»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Касимова Лариса Рафаэловна

Поддержания здоровья детей в детском саду – это одна из главных обязанностей воспитателей и родителей. Не забывайте, что дети – это маленькие личности, на психологическое и физическое здоровье которых влияют многие внешние и внутренние факторы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Малоязовский детский сад №1  «Солнышко»

Рефлексивно-ролевая игра

для воспитателей 

«Как сохранить и укрепить здоровье детей»

С. Малояз

2023

Цель: определить актуальность проблемы «здоровья» в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем дошкольном учреждении, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья детей в МБДОУ.

Для справки:

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (таких как деловые игры или ролевые игры), рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. В то же время ходом рефлексивной игры можно управлять, используя индивидуальные личностные характеристики участников, конфигурацию их деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов.

В рефлексивной игре преимущества получает тот, кто более осредствлен инструментами управления людьми и социальными процессами, тот, кто более искушен в анализе и просчете ситуаций социального взаимодействия. Из всех существующих вариантов рефлексивных игр наиболее известны ОДИ (организационно-деятельностные игры), впервые использованные для решения социальных задач Г. П. Щедровицким. Однако, существуют и другие разновидности рефлексивных игр, разработанных учениками, последователями и даже ярыми оппонентами Г. П. Щедровицкого.

Рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. В то же время ходом рефлексивной игры можно управлять, используя индивидуальные личностные характеристики участников, конфигурацию их деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов.

Ход игры:

Мы условно разделили педагогический коллектив на 2 группы:

1. Воспитатели (старшего дошкольного возраста)

2. Воспитатели (младшего дошкольного возраста)

Выбор названия команды и лидера.

Разминка

  1. Передвижение себя самого? (Ходьба)
  2. В здоровом теле здоровый …? (Глаз, нос, дух)
  3. Пешком ходить – долго…? Продолжите (Идти, жить, ждать)
  4. Трус не играет в…? (Волейбол, хоккей, бадминтон)

1 задание. «Эрудиты».

У каждого из вас на столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

 

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.

Так как мы сегодня обсуждаем проблемы здоровья, то нам необходимо вспомнить, что же это такое. Дать определение этому понятию.

Вопрос № 1. Что такое здоровье? (мнение представителей разных блоков)

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, «здоровье» - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Ожегов в своём словаре даёт следующее определение понятию здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

2 вопрос: Какие глобальные факторы оказывают негативное влияние на «здоровье» ребенка?

Ответ:1. Экологическая неблагоприятная ситуация в городе.

2. Высокий уровень родовых травм, наследственной предрасположенности.

3. Негативное влияние образования на здоровье детей.

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребенка в образовательных учреждениях, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные (экологию и наследственность).

3 вопрос: Какие причины, с вашей точки зрения, мешают ребенку, посещающему наше образовательное учреждение быть здоровым?

А теперь мы предлагаем ответить на этот вопрос всем командам:

Воспитатели:

1. Любая работа без обратной связи непрофессиональная.

2. Педагогам нужно научиться заботиться о своем здоровье. Принцип «Начни с себя» очень важен в деятельности любого педагога.

3. В работе с детьми недостаточно используются здоровьесберегающие технологии. Воспитателям надо повышать свою квалификацию по этому вопросу.

4. Не все приемы, используемые в педагогической работе, оказывают положительное влияние на здоровье детей.

5. Организация работы с родителями на недостаточном уровне.

6. Температурный режим в группах превышает нормы температуры по СанПиН.

7.Чтобы дети имели возможность больше двигаться, необходимо приобретать многофункциональное модульное оборудование

8. Большая наполняемость групп.

Мнение родителей:

1. Родители заняты добыванием денег на хлеб насущный. Живут по принципу: «Будут деньги - займемся здоровьем».

2. У больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей.

3. Оценка результатов обучения детей является стресс - фактором для родителей.

4. Необходимо проводить работу с родителями, направленную на формировании в семье ЗОЖ, на профилактику вредных привычек.

Администрация:

1. Необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников.

2. Отмечается недостаток витаминов в питании детей дома и неправильно организованный режим дня.

3. Уменьшение двигательной активности приводит к гиподинамии и нарушению осанки.

4. Педагоги не умеют организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, найти подход к детям с учетом их психологических, физических особенностей и состояния здоровья.

5. Повышение педагогической грамотности родителей по организации ЗОЖ.

6. Работу по здоровьесбережению нужно проводить не от случая к случаю, а каждый день, на каждом занятии. Причем обязательно учитывать то, что уже было сделано ранее.

2 дистанция. «Физкультурный творческий калейдоскоп».

Необходимо дать ответ, кто быстрей и правильней справиться, тот получает заветный балл здоровья. Удачи!

  1. Максимально допустимый температурный режим в группах по СанПиН.

2) Чем знаменательна дата 7 апреля? (день здоровья).

3) Наука о правилах лечения травами (фитотерапия)

4) Умение согласовывать движения различных частей тела (координация).

Задание на активизацию ваших творческих способностей:

 - сочините стих по опорным словам: здоровье, зарядка, спорт, победа, физкультура, площадка.

Внимание, время, отведенное на задание 2 минуты.

Решение проблемных ситуаций.

  1. Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сон. часа не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как нам выйти из этой ситуации.
  2. На педагогическом совете было принято решение систематически использовать здоровьесберегающие технологии. Но по итогам оперативного контроля было выявлено, что не все педагоги выполняют это решение и не используют здоровьесберегающие технологии. Какие пути решения выхода из данной ситуации вы можете предложить.
  3. Ребёнку исполнилось 3 года. При осмотре врача у ребёнка выявляется ранняя стадия сколиоза и плоскостопия. В чём причина развития болезни и как избежать этого при воспитании других детей.
  4. Ребёнок в течение года переболел более 4-х раз ОРЗ и ОРВИ. Можно ли такого ребёнка считать часто и длительно болеющим? Какую работу необходимо проводить с таким ребёнком воспитателям, родителям, мед. персоналу.

Закончи пословицу:

Заключение.

Причины, мешающие ребенку быть здоровым!!!

  1. Подготовка детей к дошкольному учреждению на недостаточном уровне, родители не знают и не соблюдают режим дня дошкольных учреждений.
  2. Нерегулярное проведение профилактических мероприятий с детьми.
  3. Несоблюдение температурного и питьевого режима в группах.
  4. На недостаточном уровне проводится работа с родителями.
  5. Маленькая двигательная активность детей в группах и на улице.
  6. Большая наполняемость групп.
  7. Незнание педагогами методики проведения здоровьесберегающих технологий.
  8. Недостаточная забота о здоровье педагогов.
  9. Нет тесного сотрудничества между воспитателями, родителями, медицинским персоналом.

Задача образовательного учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

Поэтому необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы обучения, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.

Проблемная ситуация № 1

Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сон. часа не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как нам выйти из этой ситуации.

___________________________________________________________

Проблемная ситуация № 2

На педагогическом совете было принято решение систематически использовать здоровьесберегающие технологии. Но по итогам оперативного контроля было выявлено, что не все педагоги выполняют это решение и не используют здоровьесберегающие технологии. Какие пути решения выхода из данной ситуации вы можете предложить.

___________________________________________________________

Проблемная ситуация № 3

Ребёнку исполнилось 3 года. При осмотре врача у ребёнка выявляется ранняя стадия сколиоза и плоскостопия. В чём причина развития болезни и как избежать этого при воспитании других детей.

___________________________________________________________

Проблемная ситуация № 4

Ребёнок в течение года переболел более 4-х раз ОРЗ и ОРВИ. Можно ли такого ребёнка считать часто и длительно болеющим? Какую работу необходимо проводить с таким ребёнком воспитателям, родителям, мед. персоналу.

Сочините стих по опорным словам:

здоровье, зарядка, спорт,

победа, физкультура, площадка

Сочините стих по опорным словам:

здоровье, зарядка, спорт,

победа, физкультура, площадка

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.

__________________________________________________________________________________

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время.

  • «Здоровый человек - самое ценное произведение природы». Т. Карлейль.

  • «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

  • «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л.Н. Толстой

  • «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». В.В. Гориневский.

  • «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье». Ф.А. Абрамов.

  • «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.

  • «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сохранить и укрепить здоровье детей"

Статья "Сохранить и укрепить здоровье детей"...

Конспект родительского собрания Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей в условиях ДОУ»

(с применением фасилитативного метода «Саммит позитивных перемен»)...

Конспект родительского собрания Тема: «Как сохранить и укрепить здоровье детей»

Данный материал представлен в помощь педагогам, для проведения родительского собрания в форме круглого стола....

Родительское собрание "Как сохранить и укрепить здоровье детей".

Родительское собрание "Как сохранить и укрепить здоровье детей"....

Родительское собрание в старшей группе «Как сохранить и укрепить здоровье детей»

Здоровье человека зависит не только от наследственности, но во многом и от его образа жизни, привычек, питания, условий труда....