Инновационные подходы в организации закаливающих мероприятий в дошкольном возрасте
материал

Петрова Ирина Валерьевна

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность последнего определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Специалисты давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению дошкольников. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки, приобретаются базовые физические качества. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, следует ежедневно включать в воспитательно-оздоровительный процесс закаливающие мероприятия. Закаливание – это прекрасное и доступное средство укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsioonye_podhody.docx45.22 КБ
PDF icon innovatsioonye_podhody.pdf1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Заседание региональной инновационной площадки

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

Тема: «Инновационные подходы в организации закаливающих мероприятий в дошкольном возрасте.»

     

Разработал:

воспитатель

Петрова И.В..

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность последнего определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Специалисты давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению дошкольников. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки, приобретаются базовые физические качества. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, следует ежедневно включать в воспитательно-оздоровительный процесс закаливающие мероприятия. Закаливание – это прекрасное и доступное средство укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям.

 Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

3слайд

В СанПине 2.4.0259-21.21 в пункте12.6 прописано: закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и   индивидуального подхода:

  • Утренняя гимнастика;
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после приема пищи;
  • Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;
  • Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения;
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: утренняя, дневная, вечерняя;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Босохождение
  • Контрастное обливание ног
  • Корригирующая гимнастика
  • Точечный массаж

В  своей работе я использую следующие методики:

  • Контрастное обливание ног   по методике Юрия Филипповича Змановского;
  • Дыхательную гимнастику по методике Бориса Сергеевича Толкачева;
  • Точечный массаж по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской;
  • Методика босохождение в помещении по  «Дорожкам  Здоровья»  по методике Коваленка Владимира Сергеевича.  и Похис Карины Абдуллаевны;
  • Гимнастика пробуждения после дневного сна по методическим рекомендациям Николая Николаевича  Ефименко

Остановлюсь более подробно, какие виды закаливания  я использую с детьми своей группы.

4слайд

Утренняя гимнастика.

Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

5 слайд

Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе в соответствии с погодными условиями. Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц.

6 слайд

Полоскание полости рта после приёма пищи

Благодаря данной процедуре мы бережем зубы и развиваем челюстные мышцы и мышцы языка и мимику.  Надо приучить детей полоскать полость  рта после приема пищи, так как эта процедура будет эффективной для профилактики кариеса зубов.

Немного остановлюсь на методике полоскания полости рта:

Для полоскания рта детям даются небольшие стаканчики с кипяченной водой комнатной температуры в объеме 50-60 мл.
Алгоритм полоскания полости рта.
- Набрать в рот глоток воды.
- Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
- Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
- Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.
Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

Следующий не мало важной процедурой , для здоровья ребенка  является конечно же чистка зубов.

7 слайд

Чистка зубов

Обучение индивидуальной гигиене полости рта является основным компонентом в профилактике стоматологических заболеваний. Сохранять здоровье с детских лет- это первостепенная задача.

    За гигиеной ротовой полости нужно следить с самого раннего возраста. В домашней обстановке привычку регулярно чистить зубы прививают родители. В детском саду воспитатель и помощник воспитателя также напоминают о необходимости чистить зубы после завтрака и полоскать их после каждого приема пищи.

8 слайд

     С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей ДОУ (детского сада) воспитанников знакомлю в форме беседы с использованием наглядного материала.

Метод, который я используем для чистки зубов, называется «От красного к белому» (красное – это десна, а белое – это зубки).  Соответственно, движения щётки должны быть в направлении от десны к зубам.

При чистки зубов использую разнообразные стихотворные рекомендации, например:

Зубки наши мы полощем,

 Щёточку водичкой смочим,

 Пасту выдавим горошком,

 Зубки мы потрём немножко.

Сзади, впереди и слева,

 Справа, сверху чистим смело.

Ротик пополощем снова – Зубки чистые! Готово!

Так же мы выделяем  не мало времени  для физминуток, которые мы проводим ежедневно.

9 слайд

Физкультминутки для дошкольников

 Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Проведение  физкультминуток –положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.

10 слайд

В своей работе использую физкультминутки как в стихах, так и интерактивные физкультминутки которые разрабатываю сама.

    Дети могут повторять движения сказочных героев, животных на экране. Движения, звук, мультипликация - надолго привлекают внимание детей и способствует повышению у них интереса и выражения эмоций  радости.

Предлагаю вашему вниманию интерактивную физкультминутку «Пингвины»

ВИДЕО

11 слайд

Прогулка

Прогулка – одна из традиционных форм оздоровления в детском саду. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Во время прогулок детский организм приобретает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, так же прогулка способствует умственному развитию. В детском саду прогулки проводятся ежедневно до -15гр.,  в соответствии с режимными моментами. В летний период дети максимально находятся на свежем воздухе.

12 слайд

Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, дает  возможность  уделить большое внимание индивидуальной работе с детьми  по основным направлениям, одним из которых является речевое развитие.

При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности

13 слайд

Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.

Я   подбираю упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

14 слайд

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
  3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. специально подобранные комплексы играют очень важную роль в профилактике правильной осанки.

На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения ваши дети не находились, алгоритм один:

- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)

- начинаю  будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и представить ( что дети лежат ,на теплом песке,лучи солнца согревает их тело)… (релаксация)

- комплекс гимнастики от положения лёжа к положению стоя, но без ходьбы, бега и прыжков, использую знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т.п.

15 слайд

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика  - это  тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике Бориса Сергеевича Толкачева.  Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Бориса Толкачева рекомендуется также и часто болеющим детям.  

16 слайд

С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений. 

 Приведу пример дыхательной гимнастики

ВЕТЕРОК. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

 Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

17 слайд

Точечный массаж

Акупрессура или точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Данный метод был известен в китайской традиционной медицине еще более 5 тысяч лет назад, передаваясь устно из поколения в поколение.

 Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской.

Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух, а для сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции энергетических каналов.

18 слайд
При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины  и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. Рекомендую проводить точечный массаж всем, особенно с целью профилактики, если вы часто болеете гриппом или простудой.

Оптимально  сочетать этот массаж с закаливающими процедурами.

19 слайд

Методика босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» 

Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии ребенка, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.

Так как   на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя их, ребенок стимулирует кровообращение, снимает усталость и боль в ногах. Это полезно как для взрослых, так и для малышей. Кроме того, ходьба на массажном коврике - это успешная профилактика плоскостопия!

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние воспитанника.

20 слайд

При ходьбе я использую  игровой текст (рассказ, сказка, стихами (логоритмическая гимнастика):

Идут наши ножки по лесной дорожке

По иголкам из хвои, по колючкам из земли,

По песочку, по следам, по канавкам и буграм,

По болотным кочкам, травке и цветочкам.

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Утка с боку на бок переваливается

Ей ходить так очень нравится.

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Тут горка, там овраг - короче делай шаг.

После хождения по массажным дорожкам проводиться контрастное обливание ног.

21 слайд

Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.  Я использую контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. 

22 слайд

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна, пока ноги не охладились.

Фитонциды

О том, что лук и чеснок обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребёнок из сказок, рассказов. Особенно подробно мы рассказываем о чудодейственных овощах, обладающих антивирусными, противомикробными, обезболивающими, ранозаживляющими свойствами

В качестве профилактики блюдца с чесноком и луком мы расставляем в местах, где находятся наши воспитанники, включая спальное и приёмное помещение. Дети вдыхают фитонциды – целительные ароматические вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии.

23 слайд 

Работа с родителями

Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

24 слайд

Поэтому я старалась сделать так, чтобы родители были моими помощниками. Для этого на родительских собраниях я рассказывала родителям о пользе закаливающих процедур, познакомила с методиками закаливания которые использую в работе, подготавливала для них наглядно-демонстрационный материал (папки-передвижки, консультации, мини баннеры, видеоматериалы).

25 слайд 

В рамках оздоровительных мероприятий в детском саду провела мастер-класс с родителями по  изготовлению фитоподушки для сна. Родители очень активно подбирают травы из рецептов и готовят красивые фитоподушки для детей. Дети с удовольствием спят на таких подушках, а утром бодрые идут в детский сад. Ведь недаром говорят здоровый сон - это здоровая семья.

     Таким образом, использование разнообразных методов закаливания приводит к достаточно эффективным результатам:

  • Индекс здоровья повысился на 4%,  повысилась посещаемость детей;
  •  Дети с желанием посещают детский сад, что является показателем прежде всего их психического благополучия;
  •  Легче переносится период адаптации;
  • Выстроился режим сна – продолжительность, психомоторная функция;
  • Дети овладели навыками самомассажа;
  • Проводимая работа с семьями воспитанников оказалась востребованной, что подтверждается не только положительными отзывами, но и их желанием применять закаливающие мероприятия дома. Отмечено желание родителей обмениваться семейным опытом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала ...

"Инновационные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста остается актуальной....

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»

Мастер – класс «Инновационные подходы в обучении связанной речи детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования»...

Инновационные подходы в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Хочу поделиться опытом работы по использованию инновационных методов в исследовательской, познавательной деятельности детей дошкольного возраста: метеостанция, зелёная аптека, песочная терапия, сказко...

Из опыта работы. "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании" (Публикация в сборнике)

Выступление на конференции по теме : "Инновационный подход к организации здоровьесберегающей среды в дошкольном воспитании"...

Инновационные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очеви...