Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
консультация (старшая группа)

Людмила Владимировна Диджбалис

консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»

Наши дети – это наше будущее и им необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни целом. Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека.

Йога – древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, способствует отличному функционированию всех органов и систем организма, повышает тонус, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, делает сильным и спокойным ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка. 

Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. 

Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то для детей младшего возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.        

Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят  асаны. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
        Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Все же, несмотря на большие различия в методах преподавания йоги для всех возрастных групп, общим принципом для них является динамичность и разнообразие. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее взрослых.

Цели программы:

  1. Сохранение и укрепление здоровья;
  2. Улучшение физического здоровья;
  3. Повышение защитных функций организма и общей работоспособности в рамках ДОУ по средствам занятий хатха-йоги

Задачи:

Образовательные:

- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- совершенствовать двигательное умение и навыки детей;

Учить детей чувствовать своё тело (во время упражнения хатха-йога)

- вырабатывать равновесие и координацию движения.

Развивающие:

- развивать морально – волевые качества, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника;

Воспитательные:

-  Воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость)

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы ЗОЖ.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Ребенок будет знать:

  1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асан, дыхательные упражнения и упражнения для глаз), самомассаж.
  2. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
  3. Правила ЗОЖ.

Ребенок будет уметь использовать:

  1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приема формирования морально- волевых качеств.
  2. Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

На начало года сформирована группа, исходя из медицинских показаний.

В группу вошли воспитанники с нарушением опорно-двигательного аппарата и плоскостопием. Занятия проходят 2 раза в неделю по 25-30 мин.

В ходе занятий ребята знакомятся с комплексами упражнений (асан), направленных на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы, благодаря которым, укрепляется здоровье детей. По текущему мониторингу было выявлено улучшение со стороны опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, укрепления мышц спины. В конце года, группа проходит повторный медицинский осмотр.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и средства, повышающие уровень физического здоровья.

Библиографический список:

  1. Иванов Т. А. Йога для детей. Парциальная программы кружковой работы для детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬ- ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015.- 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов  к инновационной деятельности....

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...