Проект "За здоровьем в детский сад"
проект (средняя группа)

Амирова Зухра Анатольевна

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья.  Приобщение детей к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zuhra.docx321.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 2»

городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

Проект на тему:

 "За здоровьем в детский сад"

C:\КАРТИНКИ\doc-bay.jpg

                                        Подготовила воспитатель: Амирова З. А.

                                        Дата проведения:  сентябрь-июнь 2022/23г.

                                        г.о. Нальчик 2022г.                                                                        

"Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В.А.Сухомлинский

Описание проекта

Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Возраст детей: дети 3-5 лет

Участники проекта: воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.

Сроки проведения: сентябрь - июнь.

Форма проведения: дневная (в рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни).

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья.  Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • формировать представление о здоровом образе жизни;
  • обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;
  • Обеспечить максимально высокий уровень здоровья;
  • продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, наносящих вред здоровью;
  • воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни.

Информация о проекте                             

Актуальность проекта        

       В национальном докладе о здоровье детского населения России 2017 г. отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Я решила сделать упор на решение именно этой задачи в проекте «За здоровьем в детский сад». Проблема укрепления здоровья дошкольников актуальна в настоящее время. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно,  возникает необходимость интеграции оздоровительной деятельности в образовательную, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка,  формированию привычки здорового образа жизни.

         Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, спортивная, досуговая и т.д.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями.

Ожидаемый результат:

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • повышение профессионального мастерства  педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
  • создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями;
  • оформление выставки детских работ
  • создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников».
  • создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ»

Для решения поставленных задач в  группе  созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.  Физкультурный  уголок, оснащен  нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей ( нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия,  массажные дорожки, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе. Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДО, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно- образовательного процесса в режиме здоровьесбережения. Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:

Профилактическое: 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя); 2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду); 3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек «Здоровья», фитонциды-лук на окне, чеснок и т.д.). 4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей

Организационное: 1. Организация здоровьесберегающей среды в ДО; 2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики; 3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника 4. Обеспечение психологического комфорта. Кроме этого, разработан алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя: - Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати; - Элементы оздоровительного самомассажа; - Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);

                          Этапы реализации проекта

1 этап

подготовительный (сентябрь)

Цель: - накопление информации, наблюдения за детьми, анализ проблемы;    

           - планирование мероприятий,  методов и приемов работы с детьми и родителями направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни.                

  • анкетирование родителей;          
  • беседы с детьми;                          
  • заполнение антропометрических данных;
  • анализ посещаемости и заболеваемости детей  группы за предыдущий год;                                      
  • наблюдения.                                                                              

2 этап 

основной (октябрь-май)

Цель: - реализация на практике мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни;

Направления работы

                      Работа с детьми                                                         Работа с родителями

- образовательная деятельность                                                        - беседы;

в виде игровых ситуаций;                                                                 - консультации;

- дидактические игры;                                                                       - памятки;

- сюжетно-ролевые игры;                                                                  - досуги, развлечения.

- беседы; загадки

- досуги, развлечения;

- различные виды гимнастик;

- физ.минутки;

- закаливающие процедуры;

- чтение худ.лит-ры.

3 этап (июнь)

заключительный

Цель: - проведение анализа организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формирования у них представлений о здоровом образе жизни.

Презентация . Итоги проекта.   

Проект проходит под девизом: "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

План реализации проекта(основная часть)

Мероприятие

Сроки проведения

Октябрь-Ноябрь

Тема: "Для здоровья без забот - витамины круглый год"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Работа с детьми:

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Витамины укрепляют организм".

Презентация на тему "Витамины - каждый день необходимы!"

Дидактическая игра "Витамины - это таблетки, которые растут на ветке".

Загадки о фруктах, овощах, ягодах.

Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин".

Дидактические карточки: фрукты, овощи, ягоды.

Лепка из пластилина на тему «Фрукты. Овощи»

 Продуктивная деятельность "Фруктовый салат".

Оформление и пополнение уголка физической культуры к началу учебного года.

Работа с родителями:

Памятки «Вкусно и полезно!»

октябрь

октябрь

октябрь

октябрь - ноябрь

октябрь -ноябрь

октябрь - ноябрь

октябрь

октябрь

октябрь -ноябрь

октябрь

 Декабрь -Январь

                               Тема: "Наши умные помощники"

1

2

3

4

5

6

8

9

10

Работа с детьми:

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Слушай во все уши".

Беседа "Зимние виды спорта!"

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации  "Смотри во все глаза!"

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Секрет здоровый улыбки".

Беседа "Зачем мы дышим".

Чтение: Э. Мошковская "Уши", "Мой замечательный нос".

В.Бианки "Чей нос лучше?" (рассказ)

С.Маршак "Одна дана нам голова", "Шепчет ротик", "Настя в гостях у зубной щетки".

Самомассаж рук, ушных раковин.

Работа с родителями:

Консультация для родителей "Как правильно чистить зубы".

Праздник «Зимняя Олимпиада» с детьми

декабрь

декабрь -январь

декабрь

в течение месяца

 

в течение месяца

в течение месяца

декабрь-январь

декабрь

в течение месяца

январь

                                                       Февраль

                                     Тема: "Спорт - это здоровье!"

1

2

3

4

5

6

Работа с детьми:

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Спорт - это здоровье!"

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Осанка - красивая спина".

Беседа "На зарядку - становись!" , "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!"

Веселые старты.

Викторина "Азбука здоровья".

Анкетирование родителей «О здоровье детей»

в течение месяца

в течение месяца

в течение месяца

в течение месяца

декабрь

декабрь

Март -Апрель

Тема: "Вот я какой"

1

2

3

4

5

6

7

Работа с детьми:

Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Я среди людей".

Беседа "Кто с закалкой дружит, никогда не тужит".

Дидактические игры: "Назови предметы", "Делаем зарядку", "Назови части тела"; Загадки о частях тела.

Рисование на тему "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

Чтение и обсуждение произведения Л.Л. Яхнина "Очень правдивая история".

Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Работа с родителями:

Анкета «Физическое развитие в семье»

март

март

в течение месяца

апрель

апрель

в течение месяца

в течение месяца

апрель

Мероприятие

Сроки проведения

Май – Июнь

Тема "Чтобы быть здоровым"

1

2

3

4

5

6

7

Работа с детьми:

Образовательная деятельность в форме игровой ситуации " Сохрани свое здоровье сам".

Беседа "Лето красное - для здоровья время прекрасное!"

Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз.

Чтение и обсуждение произведения "Царь и рубашка".

Закаливание (солнечные ванны, ежедневные прогулки на свежем воздухе, водные процедуры).

Работа с родителями:

Оформление стенда: «Мы за здоровый образ жизни»

Создание медиа-коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе.

май

в течение месяца

май -июнь

июнь

июнь

июнь

отчетный период

Главным результатом проведенной работы - это уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление и ускорения развития, пока еще полностью несформированного детского организма.

    Родители воспитанников полностью проинформированы о методах здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологиях и навыках самооздоровления. Оказана помощь семьям в воспитании и оздоровлении дошкольников.

    Воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, виден ощутимый прирост физических качеств, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления, закреплены навыками с использованием здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, я способствую сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работу в данном направлении необходими непрерывно продолжать , расширять  и углублять, так как она дает положительные результаты.

Список используемых источников.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.10.2013 № 309 – ФЗ

2. Конвенция по правам ребёнка.

3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

4. Литвинова О .М . Система физического воспитания в Д О У . Методические материалы , разработки занятий и спортивны е игры . –Волгоград.: Учитель, 2007

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

6. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003-304 с

7. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

8. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

10. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Итоги проекта

          В нашем детском саду созданы все условия для осуществления данного проекта: оборудованы спортивный зал для проведения физкультурной работы с детьми, развлечений; в группе имеется спортивный уголок, для выполнения физических упражнений и игр, мной подобрана картотека пособий и дидактических игр по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

         В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.

         По итогам проекта у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, повысилась выносливость, развились физические качества,  дети стали более активными, подвижными,  строгими в соблюдении правил гигиены. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На консультациях с родителями учили оценивать здоровье ребенка, советовали литературу, брошюры. Для  родителей был оформлен уголок «Мы за здоровый образ жизни». Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей в рамках проекта дала положительные результаты.  

         Таким образом,  я пришла к выводу, что если:  правильно организовать развивающую среду, учитывать  возрастные особенности детей, привлекать к сотрудничеству  родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.    

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года

Вашему вниманию предлагаю проект:  Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...

«Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья»

Все мы знаем - для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. Купить здоровье невозможно. Его необходимо беречь и укреплять....

Беседа о здоровье. Укрепление детского здоровья.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, сохранять и укреплять физическое здоровье детей, воспитывать желание заботится о своем здоровьеПредварительная работа: рассматр...

Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"

Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....

«За здоровьем в детский сад». Сценарий Дня здоровья

laquo;За здоровьем в детский сад».Сценарий  Дня здоровья...

День здоровья в детском саду 7 апреля, ежегодно празднуется как Всемирный день здоровья. Этот праздник учрежден для привлечения внимания людей к проблемам здоровья и здравоохранения. Празднование организовано по принципу «новый год — новая тема». В 2019 г

В России в этот день проходит акция "Быть здоровым"направленная на пропоганду здорового образа жизни.В рамках празника проходят Дни здоровья в дошкольных учреждения и в нашем городе.В нашем ...