Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Мутина Мария Валентиновна

Предлагаю вам практикум по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Разработка будет интересна воспитателям, инструкторам по физическому развитию ДОУ, родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Мутина М.В.

Организация: МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»

Территория: ГО ЗАТО Комаровский

Описание материала: предлагаю вам практикум по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Разработка будет интересна воспитателям, инструкторам по физическому развитию ДОУ, родителям дошкольников.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Что такое здоровье? В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье детей – одна из актуальных проблем нашего времени, в частности, для дошкольных учреждений. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 - 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Существует много разнообразных немекаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать на базе детского сада. Поэтому и стали востребованными педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающая образовательная технология – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития).
Цель здоровьесберегающей технологии:
- обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии:
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников? Выделю основные:
-сохранять здоровье, как физическое так и психическое;
-создать в детском саду педагогически-охранительный распорядок дня, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников;
-обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию;
-создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
-поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.

Обеспечение результативности этих задач наш коллектив начал с создания условий. Ведь эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием. Всё оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества. Необычное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:

«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ» (оздоровительные мероприятия в течение дня):

УТРО
1.Утренняя зарядка
2.Пальчиковая гимнастика
3.Игровой массаж
4.Мытье рук и лица холодной водой
5. Оздоровительные игры
6.Дыхательная гимнастика
7. Музыкотерапия

ЗАНЯТИЕ
1.Перед занятием – игровой массаж; кинезиологическая гимнастика
2.Динамическая пауза, физминутки на занятии
3.Логоритмические упражнения
4.Гимнастика для глаз

ПРОГУЛКА
1.Двигательная активность (бег, игры, упражнения)
2.Подвижная игра
3.Дыхательная гимнастика

ПЕРЕД СНОМ
1. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)
2.Пальчиковая гимнастика
3.Жевательная гимнастика
4.Музыкотерапия (Во время принятия пищи)
5.Релаксация
6.Аэрофитотерапия

ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
1.Гимнастика - пробуждения (в постели)
2.Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)
3. Закаливающие мероприятия (босохождение, контрастно – воздушные ванны, вода, снег)

ПОСЛЕ ПОЛДНИКА
1.Психогимнастика (эмоциональное здоровье)
2.Осанка (профилактика сколиоза)

ВЕЧЕР
1.Пальчиковые игры
2.Музыкотерапия

Я использую в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена проблемам, значению, роли педагогической диагностики, в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности. Познание ребенка часто не успевает за его измен...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная техноло...

Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста

Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенк...

Методическая разработка: «Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вам практикум по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Разработка будет интересна воспитателям, инструкторам по физическому развитию ДОУ, родителям дошкольников....