Картотека ПИ с речевым сопровождением для детей с ОНР
картотека

Перевезенцева Ольга Викторовна

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением. Для детей с ОНР по лексическим темам

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

              Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

     В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

               Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:

повышают активность

  • развивают подражательность
  • формируют игровые навыки
  • совершенствуют просодические компоненты речи
  • поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.

Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.

   У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, выучить заранее текст игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

    Ниже приводится примерный перечень подвижных игр с речевым сопровождением, которые можно рекомендовать воспитателю логопедической группы.

«Что растет в саду и в поле»

«Откуда хлеб пришел»

«Урожай собирай!»

В огород сейчас пойдем

Овощей там наберем

(Дети шагают на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопают в ладоши.)

Что мы будем собирать?

(Передают друг другу мяч, называя овощи.)

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем

(Дети шагают на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопают в ладоши.)

Будем фрукты собирать.

(Передают друг другу мяч, называя фрукты.)

Белорусская народная игра «Мельница».

Закружилась мельница, крыльями вертя.

Мельница-бездельница, кружит не спеша.

Но подует суховей, заработает быстрей.

Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.

Он в сторонке постоит за другими поглядит.

(Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.)

«Лес – наше богатство»

«Школа. Школьные принадлежности»

«Деревья».

Утро. Мир проснулся.

(Потирают глаза руками.)

Небо голубое.

(Потянуться, голову и руки вверх.)

Лес стоит умытый

Чистою росою.

(Показывают очертания деревьев перед собой.)

Дуб могучий, сильный.

(«Силовой жест», согнутыми в локтях руками).

Рядом с ним рябина

(Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.)

И трясет листвою

Тонкая осина.

(Руки в стороны – потряхивающие движения рук).

Тополь пирамидкой.

(Ладонями «чертят треугольник» перед собой)

Ива – раскидалась.

(Руки развести в стороны)

Расцветает липа,

(Волнообразные движения вверх-вниз)

Пчелкам – это радость!

(Бегают по группе, изображая пчелок.)

«Перед школой».

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Имитация движений. /

«Домашние и дикие животные нашего края»

«Животный мир жарких стран»

«Звериная зарядка».

Раз – прыжок,

И два – присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят сладко потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый

Широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинайте все сначала!

/Имитация движений./

«Животные Африки».

Дилы –дилы-дилы - появились (крокодилы).

дети изображают дремлющего крокодила,

затем охотящегося крокодила.

Моты-моты-моты - появились (бегемоты).

дети показывают, как шагают бегемоты,

как широко они открывают рты.

Афы-афы-афы - жуют листики (жирафы).

дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны)

дети надувают щеки, как бы набирая воду,

затем «брызгаются».

Яны-яны-яны, по веткам скачут             (обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян

«Животный мир полярных районов Земли»

«Наш край»

«Пингвины».

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка-пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

Я, пингвин, не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

Имитация движений.

«Мы по городу шагаем».

Мы по городу шагаем,

Всё мы видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

/Имитация движений.

«Наша Родина – Россия»

«Они прославили Россию»

«Самолет».

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолёт: У-у-у.

(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево).

«Богатыри».

Дружно встали (образуют круг)

Раз, два, три!

(Руки – вверх, к плечам, в стороны.)

Мы теперь – богатыри.

(«Силовое движение» – согнутыми в локтях руками).

Мы ладонь к глазам приставим

(Ладонь правой руки ко лбу, левая рука на поясе)

Ноги крепкие расставим.

(Ноги – на ширине плеч.)

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

(Повернуть корпус вправо – взор вдаль.)

И налево надо тоже

(Ладонь левой руки ко лбу, правая рука – на поясе.)

Поглядеть из – под ладошек

(Поворачивают корпус влево – взор вдаль.)

И направо, и еще

(Ладонь правой руки ко лбу, левая рука на поясе. Поворот корпуса вправо)

Через левое плечо!

(Руки на поясе. Поворачивают голову налево - смотрят назад, через левое плечо.)

«Осень (обобщение)»

«Если хочешь быть здоров»

«Ветерок».

Ветерок, нас не пугай, 

Лучше с нами поиграй.

Тучки с неба прогони 

С земли лужи убери. 

Начался листопад, 

Листья по ветру летят.

Раз листочек, два листочек,

Покатились вдоль обочин.

Дунул раз, дунул два, 

Разлетелись кто куда. 

Имитация движений.

«Зима».

Наконец пришла зима,

(Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,

(Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,

(Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках,

(Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,

(Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки.

(Лепят и бросают снежки).

«Птицы (домашние, зимующие и перелетные птицы нашего края)»

«Скоро Новый год»

«Веселые гуси».

У одной бабуси

Жили-были гуси

Га-га-га, га-га-га

Жили были гуси.

Дети, присев на корточки, постукивают пальцем по полу (щиплют травку) и подпевают

Га-га-га

В луже у канавки

Мыли гуси лапки

Га-га-га, га-га-га

Спрятались в канавке.

Дети трут руками ноги (моют лапки) и подпевая Га-га-га, прячутся за стульчики или за специальную преграду.

Вот кричит бабуся: «Где же мои гуси?

Ой, пропали, ой, пропали,

Гуси мои, гуси!

Бабуся ищет своих гусей вокруг

Выходили гуси, кланялись бабусе.

Га-га-га, га-га-га

Кланялись бабусе.

Гуси выходят, кланяются бабусе и подпевают Га-га-га.

А Бабуся радостно гладит их по головам.

«Во дворе».

Раз, два, раз, два-

(Хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой,

(Имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой

(Вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два

(Ритмично топаем)

Вот и кончилась игра. 

«Что из чего и для чего. Раньше и теперь»

«Библиотека. Как делают книги»

«Много профессий на свете у нас!»

Много профессий на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар варит нам компот,

Самолет ведет пилот –

На посадку и на взлет.

Доктор ставит нам уколы

И охранник есть у школы.

Каменщик кладет кирпич,

А охотник ловит дичь.

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессию иметь,

Надо много знать, уметь.

Хорошо, дружок, учись!

И, конечно, не ленись!
Имитационные движения в соответствии с текстом.

«Бабушка Яга»

В темном лесу есть избушка.

(Дети шагают.)

Стоит задом наперед.

(Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка.

(Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет.

(Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком,

(Показывают пальчиком.)

Глаза большие,

(Показывают.)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая!

(Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят.

(Руки вверх.)

«Что нам стоит дом построить»

«Бабушка Яга».

«Новоселье у Зимы»

А сегодня у Зимы новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба.

А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога.

А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные:

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем:

Справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка:

- Здравствуй, зимушка! – скажи-ка.

Имитация движений

«Бабушка Яга».

В темном лесу есть избушка.

(Дети шагают.)

Стоит задом наперед.

(Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка.

(Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет.

(Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком,

(Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

«Магазины»

«Почта»

«Хочешь с нами поиграть?»

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий.

Хочешь с нами поиграть?

Нужно быстро называть!

Ну-ка, громко, раз-два-три,

Ты игрушку (сладость, мебель, одежду и т.д.) назови.

По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свой любимый предмет, а затем становится следующим водящим.

«Почтовый поезд»

Паровоз кричит:

«Ду,ду-у-у! Я иду-иду-иду!»

А колёса стучат, а колёса говорят:

«Так-так, так-так!

Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у!»

Приехали!

Имитация движений

«Зима (обобщение)»

«День защитника Отечества»

«На дворе у нас мороз».

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.

Имитация движений.

«Нашей Армии – салют!».

Наши воины идут-раз-два, раз-два,

(Ходьба на месте.)

В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та

(Имитируют игру на барабане.)

В море наши корабли: нынче здесь – завтра там!

(Руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу.)

Долго плавали в дали по морям, по волнам!

(Круговые движения руками.)

Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт?

(«Держат автомат», поворачиваясь вправо-влево.)

Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд!(«Моторчик».)

Над землёю самолёт: у-у, у-у!

(Руки в стороны.)

Разрешён ракетам взлёт: у-у-у-ух, у-у-у-ух!

(Приседают, ладошки сложены перед грудью, встают-поднимают руки вверх.)

Наши пушки точно бьют: бух, бах!

(«Бокс», выбрасывают вперёд то правую, то левую руки.)

Нашей армии – салют!

(Поднимают руки в стороны-вверх.)

Ура! Ура!

«Восьмое марта – женский день»

«Комнатные растения»

Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперёд, движения руками,

имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки.

(Потягивания – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивания – руки вверх.)

«На окне в горшочках».

На окне в горшочках

/Дети сидят на корточках лицом в круг. /

Поднялись цветочки.

/Медленно встают. /

К солнцу потянулись,

/Тянутся на носочках, подняв руки вверх. /

Солнцу улыбнулись.

/Разводят руки в стороны ладонями вверх. /

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

/Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. /

Развернут бутоны,

/Соединяют ладошки над головой. /

В солнышке утонут.

/Раскрывают ладошки-бутоны./

«Вода и воздух»

«Рыбы»

«Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

(идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Меняют направление движения.)

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей

(«летят» по кругу.)

А цветочки подрастают.

(Тянутся на носочках.)

А сугробы тают, тают,

(медленно приседают.)

«Маленькие рыбки»

На закате дремлет пруд.

(Кладут руки под щеку)

По воде круги идут.

(Рисуют большие круги руками в воздухе)

Это маленькие рыбки

(Руками имитируют «рыбку»)

Разыгрались там и тут.

(Сжимают и разжимают пальцы, кружась на месте)

«Земля – наш общий дом»

«Покорение космоса»

«Мы шагаем по планете»

По планете мы шагаем,

Руки дружно поднимаем.

Перепрыгнули лесок,

На гору забрались,

Оказались в океане –

Вместе покупались.

Пошагали в Антарктиду,

Холодно, замерзли.

На ракету все мы сели –

В космос улетели.

/Имитация движений./

«Быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Внимание, дорога!»

«Детям об огне и пожаре»

«Постовой».

Постовой стоит упрямый

(Шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо

(Руки перед собой)

Пешеход, ты погоди!

(Руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся

(Руки на пояс)

Приглашает нас идти

(Шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите

(Хлопки)

Пешеходов пропустите!

(Прыжки на месте)

«Разминка юных пожарных»

Мы юные пожарные умеем делать так,

По лестнице взбираемся мы быстро на чердак.

Мы юные пожарные умеем делать так,

Быстрее всех раскручиваем большой пожарный шланг

Мы юные пожарные быстрее всех идем

Мы юные пожарных, мы справимся с огнем!

/Имитация движений./

«Насекомые»

«День Победы»

«Пчелки»

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

/Имитация движений./

«Что такое День Победы?»

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

/Имитация движений./

«Весна (обобщение)»

«До свидания, детский сад!»

«Мы по городу гуляем»

Мы по городу гуляем,

За природой наблюдаем.

Вверх, на солнце, поглядели –

Лучи солнца нас согрели.

На полянку в парк пришли,

Там цветочки мы нашли.

На полянке пляшут птички –

Желтогрудые синички.

Над цветами, вот так вот,

Пчелы водят хоровод.

Бегут по тропке муравьи.

Их сосчитаем: раз, два, три...

А потом мы к речке быстрой,

Чистой-чистой, серебристой

Вниз по берегу спустились,

Наклонились и умылись.

/Имитация движений./

«В школу».

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

Имитация движений./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей 3-4 лет

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Участие ребёнка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательны...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением. Для детей комбинированной направленности с ОНР по лексическим темам

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением. Для детей комбинированной направленности с ОНР по лексическим темам...

Картотека тематических упражнений на фитболах с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста.

В данной картотеке для каждого упражнения имеется речевое сопровождение напрвленное на  развитие речи детей  с учетом всех логопедических  и физиоогических особенностей , а также на...

картотека физминуток с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста

физминутки  по лексичеким темам для проведения динамических пауз во время занятий...