подвижные игры для детей
картотека (старшая группа)

Полтева Татьяна Сергеевна

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Подвижные игры- наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними. Не стоит стесняться бегать и прыгать вместе со своими детьми, ведь никакие взрослые условности и собственные комплексы не заменят улыбки здорового малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pi1.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры в старшей группе

Ходьба и бег

 

«Охота на зайцев»

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки проводятся две черты, за чертой – 2 «леса», между ними – «охотничья поляна».  Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пёс» на поляне. По сигналу зайчата перебегают через поляну  из одного леса в другой, а пёс старается  их догнать и запятнать.

Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны.

 

 «Горелки с платочком»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту реакции

Ход игры: все играющие встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит платочек. Играющие говорят хором: «гори, гори  масло, гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят!». После слов игроки последней пары бегут вперёд, и кто первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «Горит».

«Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся. Пастух: Гуси, гуси!  Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?  Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите. Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой! Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. 
 

 

 «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание игры: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Педагог говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Педагог  говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их на луг. Дети меняются ролями

 

«Птички и клетка»

Цель: упражнять в  беге , развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность.

Ход игры: Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.

 

 

 

 

«Два мороза»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.
Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие  - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст
Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"
После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

 

 «Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону.

 

«Бездомный заяц»

 Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту.

Ход  игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – сидят  в своих «домиках»,  обручах. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями.

 

 

«Мы весёлые ребята».

 Цель: упражнять в беге, развивать быстроту ловкость, внимательность.

Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать,

 Ну, попробуй нас догнать.  Раз, два, три—лови!

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит.

 

«Хитрая лиса»

Цель: упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле, развивать у детей выдержку и наблюдательность.

Ход  игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг и дотрагивается до одного из играющих, который становиться «хитрой лисой». Дети открывают глаза. Играющие три раза спрашивают хором сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» Хитрая лиса выходит на середины круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» их ловит.

 

 

«Выше ноги от земли»

Цель: упрпажнять в беге, воспитывать быстроту и ловкость

Ход игры: На одной стороне площадки стоит водящий, игроки бегают по площадке в разных направлениях.  По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка). Игроков, не успевших  «спрятаться», водящий пятнает.

Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

 

 

«Невод»

Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость,  внимательность, умение действовать в коллективе.

Ход игры:  С помощью считалочки выбирается двое водящих, которые берутся за руки, образуют «невод», и по сигналу воспитателя: «Начали! » ловят остальных игроков. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они ловят остальных. Каждый новый пойманный игрок становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники. 

 

 

«Заря»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать быстроту реакции, внимательность

Ход игры:  дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
«Заря - зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые-за водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, ко остаётся без места, становится зарёй.

 

 

 

«Быстро возьми»

Цель: упражнять в ходьбе, беге друг за другом, развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность.

Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один или два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.

 

 

 

«Ловишки»

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве

Ход игры: Дети находятся на площадке, «ловишка»  становится на середине. По сигналу «раз, два, три… лови» все играющие разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать кого – нибудь из детей и коснуться его рукой, запятнать. Тот, кого водящий коснулся рукой, считается пойманным.

Указания. Можно использовать другие варианты игры: «Ловишки – перебежки», «Ловишки в кругу»

 

«Фигуры»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, воображение, желание играть в подвижные игры.

Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по площадке (залу). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.

 

«Не оставайся на полу»

 Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, внимательность, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Выбирается водящий  —  ловишка, который бегает вместе с детьми по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнесет: «Лови!» — все убегают от ловишки и стараются забраться на какое-либо возвышение (скамейку, куб, пенек и т.д.). Ловищка старается осалить убегающих до того, как они успеют встать на возвышение. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных игроков.

«Али-баба»

Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, выносливость, смелость.

 Ход игры: Дети делятся на две команды, которые встают в две шеренги напротив друг друга (расстояние между командами — 5-7 м). Участники каждой команды держатся между собой за руки, образуя цепь. Из каждой команды по очереди начинают звать игроков.

 — Али-баба! — зовет первая команда, — О чем слуга? — отвечает им вторая команда. - Пятого, десятого подайте (после чего называют имя игрока, например «Сашу нам сюда! »).  Названный выходит из шеренги и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образуемую цепь. Если ему это удалось, он уводит одного игрока в свою команду, если нет, то сам остается в команде соперников.

«Беги из круга»

Цель: упражнять в метании в движущуюся цель, в беге с увертыванием, развивать ловкость, быстроту  реакции.

Ход игры: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий). У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют. По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется.

 

«Пятнашки» 

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, внимательность, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Выбирается водящий, который получает цветную повязку, и встает в центр площадки. После сигнала: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих и коснуться рукой. Если ему это удается, ребенок, которого он коснулся, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!»,  и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных водящим.  Игра повторяется с новым водящим.

«Стадо и волк»

Цель: упражнять в ходьбе и быстром беге, развивать умение выполнять движения по сигналу.

Ход игры:  На одной стороне площадки лежат обручи. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть - «луг». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» . Педагог назначает одного из играющих «пастухом»,  другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе. По знаку воспитателя «пастух» по очереди «выпускает животных». Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным  щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит педагог,  все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит .

«Переправа на плотах»

Цель: развивать ловкость, внимательность, умение играть в коллективе.

Ход игры: Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой.

 

«Платочек»

Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность

Ход игры:  Дети образуют круг. Водящий за кругом с платочком в руке. По сигналу воспитателя он пробегает за стоящими в кругу детьми, кладет кому-нибудь из них платок на плечо и продолжает бежать. Тот, у кого оказался платок, бежит навстречу водящему. Водящий и ребенок с платком должны отыскать  пустое место и встать на него.

Правила:вставший на место остается в кругу, а опоздавший становится водящим.

 «Сети»
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
Ход игры: Одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие  - «рыбки» - снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты:
1. Щука гоняется за рыбками.
2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться
3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться. Ведется подсчет улова.        

«Краски»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, внимательность.

Ход игры: С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупателя». Остальные игроки - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», который приглашает «покупателя». «Покупатель» подходит к играющим, и говорит:

-         Тук, тук!Кто там? Покупатель.За чем пришел?

-         За краской. За какой?За синей.

  Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает: «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси!» Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» он выкупает у хозяина (хлопки по ладошке), а краска тем временем убегает до определенного ориентира. Если же покупатель краску поймал, он её забирает себе. Если нет, возвращает хозяину.

«Гори, гори ясно!»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

 

«Третий лишний»

Цель: упражнять в беге, развивать ловкость, быстроту реакции, желание играть в подвижные игры.

Ход игры: Дети делятся на пары, вставая  в затылок друг за другом, образуя  при  этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде воспитателя: «Беги!» один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать впереди, какой-нибудь пары, а третий  этой пары  убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями

« Русалка»

Цель: развивать бег, ловкость.

Ход игры:  Очертить круг- это река. Выбрать ведущего-русалку. Играющие бегают вокруг реки и повторяют слова: «Русалка, русалка, попробуй нас поймай-ка!»

Русалка бегает по кругу (реке) и ловит тех, кто подходит близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу.

Русалка ловит не выходя за линию круга. Помощниками русалки становятся те, которых поймали.

 

 

  «Воевода»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: Играющие стоят в кругу и передают мяч по кругу со словами: «Катится мяч в круг хоровода, кто его взял, тот воевода». Ребенок у которого оказался мяч говорит: «я сегодня воевода, убегу из хоровода». Бежит за кругом, кладёт мяч на пол за спину одного из игроков. И говорит: Раз, два, не воронь и беги как огонь!».

 Дети бегут в противоположные стороны, обегая круг. Прибежавший первым берет мяч и становится водящим.

«Догони свою пару»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: дети стоят в колонне по два. Воспитатель говорит : «Раз, два, три – беги!» Дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги их догоняют. При повторении роли меняются. Можно усложнить  и определить дистанцию (10м) Тогда догоняющие должны догнать свою пару и коснуться рукой прежде, чем те пересекут условную линию.

«Воробьи и вороны»

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Ход игры: Играющие становятся в две шеренги посредине площадки. Расстояние между ними – 2-3 м. Первая шеренга – «воробьи», вторая – «вороны». Когда воспитатель произносит: «Воробьи» – играющие в этой шеренге разбегаются, пытаясь скрыться за линией «дома», расположенной в конце площадки. Ученики из второй шеренги их ловят. Затем воспитатель произносит «Вороны» – и учащиеся меняются ролями. Воспитатель одну и ту же шеренгу может назвать 2 раза подряд. Побеждает команда, которая поймает большее количество игроков противоположной команды.

«Успей выбежать»

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Ход игры: участвуют две группы, которые строятся  в 2 круга – внутренний и наружный. Во внутреннем круге находится треть детей. Игроки,  образовавшие  наружный круг, берутся за руки, идут  вправо или влево, по сигналу бегут. Игроки, стоящие в центре, ритмично хлопают. По команде «Стой!» дети  в наружном кругу останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трёх. За это время игроки, стоящие в центре, должны выбежать из круга. После счета «Три!» дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими

 

 

 

 

 

«Заря – заряница»

Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова: 
Заря-заряница, 
Красная девица, 
По полю ходила, 
Ключи обронила. 
Ключи золотые, 
Ленты голубые, 
За водой пошла 
И ребят нашла. 
На слова "и ребят нашла" водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится "зарёй". 

Правила
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. на определенные слова водящий останавливается и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 2-3 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения ...

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 3-4 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...

Играем вместе с родителями «Подвижные игры для детей 2-3 лет»

Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координа...

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...