РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Козырева Евгения Викторовна
РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_zdorove.docx8.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В.Козырева

ГБДОУ детский сад№82

Фрунзенского района

г.Санкт-Петербурга

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “Здоровьесберегающая технология”. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики. Вся работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня.  Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • утренняя гимнастика; гимнастика после сна
  • непосредственно образовательная деятельность (ОД) по физической культуре;
  • обучение детей основам культуры здоровья;
  • закаливание
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз;
  • релаксация;
  • физминутки;
  • пальчиковая гимнастика;
  • прогулки;
  • совместным мероприятиям родителей с детьми,
  • фонетическая ритмика

Одной из основных задач на протяжении последнего года, над которой я работала - является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности   в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего пространства. В группе оборудован физкультурный уголок, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.                                                                                                                                        

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность.   Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. 
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.                              

По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.                                                              

Одним из новых видов коррекционной технологии в нашей группе является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи.    

Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется сказкотерапия.

Работа идет на внутреннем подсознательном уровне. Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод, после отсутствия в детском саду по болезни проходят в спальную комнату в обуви, спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Периодически пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.  

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. Также дети моей группы участвуют в районных соревнованиях, таких как: «Легкоатлетическая эстафета», «Лыжня России -16». В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают мамы и папы.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка.   Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Так же я провожу консультации для родителей.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья участников педагогического процесса: детей педагогов-родителей. Здоровьесберегающие технологии, непосредственно перекликаются с целями и задачами работы по всем направлениям развития ребенка, в итоге формируют у него стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии нужно включать как в образовательную работу, так и в домашнюю, родители являются примером подражания для своих детей. Очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей.

Совет 1: Активно участвуйте в охране здоровья ребенка и в оздоровлении его организма.

Совет 2: Покажите ребенку как нужно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка.

Совет 3: Ознакомьте ребенка как правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой.

Совет 4: Организуйте для ребенка правильное питание, ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 5: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе.

Таким образом, необходимо с ранних лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Здоровье ребёнка в ваших руках!

Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада. Родители помогают организовывать спортивные развлечения для детей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, умелые». Совместное участие в мероприятиях укрепляет отношения детей и родителей, сплачивает взрослых, соединяя в команду людей неравнодушных к воспитанию здорового, любознательного, активного ребёнка.

Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога образовательного учреждения для детей дошкольного возраста, для этого существуют десять золотых правил:

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста

Краткое описание здоровьесберегающих технологий, применияемых в ДОУ....

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Всем известно, что здоровье человека начинается с самого рождения. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства....

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»

Мой личный опыт о применениях здоровьесберегающих технологий....

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игрыДошкольная педагогика рассматривает игру как одно из средств всестороннего развития детей. Нельзя го...

Тема; «Роль здоровьесберегающих технологий в воспитании детей дошкольного возраста».

В данной статье рассматривается вопрос о роли здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников. Задачи здоровьесберегающих технологий: закладывание фундамента хорошего физического здоровья; пр...

Игровые и здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста

Игровые и здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста...