Консультация для педагогов по ЗОЖ
консультация

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_zozh.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 71»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413105, Саратовская обл., г. Энгельс, 2 Микрорайон, д.34 А, тел.: 8(8453) 56 – 26 - 88, e-mаil: mdoy.71@mail.ru

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 71»    

Энгельсского муниципального района

Саратовской  области  

_____________ С.А. Игнатова

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий   МДОУ «Детский сад № 71»    

Энгельсского муниципального района

Саратовской  области  

_____________ Д.А.  Симакова


Консультация

для педагогов на тему: 

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада»







Подготовила: Игнатова С.А.

инструктор по физической культуре

высшей категории

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.

Поэтому   главными  задачами  по формированию  здорового образа жизни дошкольников:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • Развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • Вырабатывать навыки правильной осанки;
  • Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • Развивать художественный интерес

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой
  • Прогулки.
  • Рациональное питание (Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний).
  • Соблюдение правил личной гигиены:
  • Закаливание,
  • Создание условий для полноценного сна

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

1.Утренняя гимнастика (ежедневно);

-комплексы коррегирующей гимнастики;

-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;

-упражнения с использованием разнообразных модулей;

-упражнения с простейшими тренажёрами;

-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;

-работа по контролю за осанкой

2.Физкультурные занятия (3 раза в неделю);

-двигательная деятельность тренировочного типа;

-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;

-ритмическая гимнастика;

-диагностика проверочных умений и навыков;

-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

3.Музыкально - ритмические занятия (2 раза в неделю);

4.Прогулки с включением подвижных игр;

-игры низкой и средней интенсивности,

-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;

-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;

-спортивные упражнения;

-игры с элементами спорта;

-народные игры;

5.Оздоровительный бег (ежедневно);

6.Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

7.Зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

8.Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

-разминка в постели;

-гимнастика сюжетно-игрового характера;

-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;

-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;

-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

9.Физкультминутки и паузы (Двигательная разминка во время перерыва между ООД, на малоподвижных занятиях, ежедневно);

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;

-ритмические движения;

-коррегирующие упражнения;

-упражнения для развития мелкой моторики;

-игровые упражнения коррекционной направленности.

10.Эмоциональные разрядки, релаксация;

11.Ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

12.Спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

13. Индивидуальная работа по развитию движений

-упражнения со специальным оборудованием;

-коррекция нарушений ОДА.

14. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;

-ходьба босиком;

-облегчённая одежда;

-умывание прохладной водой.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

  • Постепенность;
  • Систематичность;
  • Комплексность;
  • Учет индивидуальных особенностей.

Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем:

  • Его здоровье
  • Дружелюбное отношение друг к другу,
  • Развитие умения слушать и говорить,
  • Умения отличать ложь от правды
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание,
  • Своевременное посещение врача,
  • Выполнение различных рекомендаций
  • Формирование понятия "не вреди себе сам"

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература

1. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». М.: Просвещение, 2017.

2. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. М.: 2020.

3. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2019.

4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ// Н.Н. Лазарева, А.А. Асташкина. Тольятти, 2016.

5. Яковлева Т.С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М.:  Школьная Пресса, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....