ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
статья (подготовительная группа)

Лукашенко Анастасия Александровна

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyazst_23.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

А.А. Лукашенко

ГБДОУ детский сад № 82

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. В период до 7 лет ребёнок проходит огромный путь: развитие органов и становление функциональных систем организма; закладываются основные черты личности; формируется характер; отношение к себе и окружающим. Очень важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, которые я активно использую в своей работе с детьми.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагогов, родителей и врачей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

          Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- Технологии обучения ЗОЖ;

- Коррекционные технологии.

В моей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме и их культурного творчества; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся моя работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников. Особое внимание я уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, профилактике их переутомления, применяя на практике различные методы и приемы для создания здоровьесберегающей среды в своей возрастной группе, в данный момент это подготовительная к школе группа.

           Для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников мною применяются следующие технологии:

Динамические паузы провожу вовремя ООД в течение 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других гимнастик в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения.

Пальчиковая гимнастика провожу индивидуально, либо с подгруппой/всей группой детей ежедневно. Она полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами (В данной группе много таких детей). Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз провожу также ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки (после интерактивных игр, просмотра слайдов презентации), способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения.

Дыхательная гимнастика провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна провожу ежедневно в течение 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки.

Релаксация. В своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Закаливающие процедуры для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению организма детей.  Также предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

К технологии обучения здоровому образу жизни, реализуемым мной в   подготовительной группе относятся:

Утренняя гимнастика проводится мной ежедневно 10-12 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся физкультурным руководителем 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ФР (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.

Работа с родителями. Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является также работа с родителями (предлагаю участвовать в спортивных мероприятиях, подготовлены консультации «Какие добавить витамины в питание ребенка осенью», «Бережем здоровье детей вместе», «Вредно или полезно»)

Среди коррекционных технологий мною широко используются:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, которые помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Сказкотерапия – использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж я провожу в игровой форме.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья детей. Моя цель - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи. Мне важно достичь такого результата, чтобы дошкольники не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Данная работа раскрывает специфику внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьм...

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохра­нения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Задачи з...

Презентация. Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду....

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения ...