Консультация для педагогов " Формирования навыков самообслуживания у детей средней группы"
консультация (средняя группа)

Зкреплять у детей навыки и умения самообслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_samoobsluzhivanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:











Консультация для педагогов

" Формирования навыков самообслуживания у детей

 средней группы"

                                                                                                   

                                                                              Воспитатель:

                                                                            Феоктистова В.Е.


               
Формирование навыков самообслуживания у

                                детей средней группы.


В средней группе (дети пятого года жизни), понимают закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главным.

В практике встречается немало пятилетних детей, которые благодаря систематическому упражнению приучены к личной гигиене, к опрятности и порядку.

Вот типичное поведение пятилетнего ребенка при умывании к концу пребывания его в средней группе. Толя быстро подошел к умывальнику, энергично завернул рукава рубашки, смочил руки водой. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо он их вымыл, сделал энергичные круговые движения руками, " послушав, " скрипят ли", затем вымыл лицо  и пошел  вытираться полотенцем.

Поскольку дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача окончания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, в чем дети могли обслуживать себя сами, делать за них считается предусмотрительным.


Интересы в этом отношении наблюдения за поведением детей. Виталику долго не удавалось застегнуть пуговицы на пальто, он старательно это делал, но пуговицы каждый раз вырывались из рук в тот момент, когда краем  попадали в петлю.


Некоторые дети после сапог (весной)  затрудняются зашнуровать и завязать ботинки, надевать и застегивать их. Для многих детей это новый навык, который надо освоить.

Воспитатели должны терпеливо учить их, как надо это делать, добиваться, чтобы они сами справлялись с этой задачей.
Как показывают наблюдения, девочки быстрее осваивают этот навык.

Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мелкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.
Роль воспитателя - руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки завязывать шнурки, учили дети, которые уже умеют это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются,  стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Формирование умения оказывать помощь сверстникам осуществляется в результате активного взаимодействия  детей друг с другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет  этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому .
Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками  одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача  первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: " Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво".
Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.
К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются " научить " опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения.
При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих.
Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности.

Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: "Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем".
Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя.
Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.
Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его.
По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания»

quot;Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания"...

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков самообслуживания в старшей группе».

В старшей группе в задачи воспитания входит совершенствование у детей навыков самообслуживания. Их значение заключается в том, что постоянное выполнение обязанностей приучает детей к систематическому ...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эт...

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста"

В настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у младших дошкольников"

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, ...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у младших дошкольников"

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, ...