Программа по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Щеголева Оксана Валерьевна

 

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Данная программа направлена на сбережение здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»

665740, Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская 17

Программа по здоровьесбережению детей

старшего дошкольного возраста

«Здоровье в наших руках»

на 2020 – 2022 учебный год

«Согласовано»

Старшим воспитателем

МКДОУ д/с «Ёлочка» Листопад Е.В.

__________________ Е.В. Листопад

«____» ___________2020 г.

                                   «Утверждаю»

Заведующий МКДОУ д/с «Ёлочка»

_____________А.Ю. Сливинская

                 «____»______________2020 г.

Составитель:

воспитатель

Шеголева Оксана Валерьевна

с. Покосное, 2020 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи Программы.

  1. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.

  1. Организация двигательного режима.

  1. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.

  1. Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста.

  1. Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

  1. Литература.

Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

  • настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,

развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

  • настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом

Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Создавать комфортный микроклимат в детском коллективе, в ДОУ в целом;

  • Внедрять современные здоровьесберегающие технологии в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

  • Повышать физкультурно-оздоровительную грамотность педагогов и родителей;

  • Обучать навыкам здоровьесберегающих технологий: формировать у детей знания, умения и навыки сохранения здоровья и ответственности за него;

  • Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующуюся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственность за здоровье детей.

Ожидаемый результат:

  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
  3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
  4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах, соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям, гарантия безопасности занятий.
  5. Снижение уровня заболеваемости детей.
  6. Сформированные у детей культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании, умения в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастика и т.д.)
  7. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей, использование в работе диагностических данных о ребенке, создание условий для полноценного развития физического, психического и социально- личностного развития ребенка, систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

  1. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.

          Принцип активности и сознательности определяется через участие всего               коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и    целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической        культуры        дошкольников,        постепенное усложнение содержания  и  приемов  работы  с  детьми  на  разных  этапах  педагогической технологии,        сквозную        связь        предлагаемого        содержания, форм, средств и методов работы.

«Не навреди». Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Принцип доступности и индивидуализации. Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип системного подхода. Оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Принцип оздоровительной направленности  нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

  1. Организация двигательного режима детей.

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы

мероприятие

Варианты содержания

Сроки исполнения

Ответственный

1

Утренняя гимнастика

Традиционная гимнастика

Ежедневно

утром

Инструктор по ФИЗО

2

Физкультурные занятия

- традиционные занятия

- игровые и сюжетные занятия

- тематические занятия

- занятия на воздухе

Два занятия в неделю в зале, одно на улице.

Длительность 25-30 мин.

Инструктор по ФИЗО

3

Физкультминутки

Музыкальные

минутки

Упражнение для снятия

общего и локального

утомления

Упражнения для кистей

рук

Гимнастика для глаз

Гимнастика для

улучшения слуха

Дыхательная гимнастика

Упражнения для

профилактики

плоскостопия

Ежедневно проводятся

во время занятий по

развитию речи, ИЗО,

формированию

математических

представлений.

Длительность 3-5 мин.

Воспитатели

4

Корригирующая гимнастика после

сна

Разминка в постели –

корригирующие

упражнения и

самомассаж.

Оздоровительная ходьба

по массажным и

ребристым дорожкам.

Развитие мелкой

моторики

Ежедневно, при

открытых фрамугах в группе.

Длительность 7-10 мин.

Воспитатели

5

Подвижные игры

и физические

упражнения

на прогулке

Подвижные игры средней и низкой интенсивности.

Народные игры

Эстафеты

Спортивные упражнения

Катание на санках

Игры с элементами спорта (футбол,

бадминтон, хоккей)

Ежедневно, на

утренней прогулке.

Длительность 20-25

мин.

Инструктор по ФИЗО, воспитатели

6

«Недели здоровья»

Занятия по валеологии.

Самостоятельная

двигательная

деятельность.

Спортивные игры и

Упражнения.

Совместная трудовая

деятельность детей,

педагогов и родителей.

Развлечения.

4 раза в год

(в октябре,

январе, марте, мае)

Инструктор по ФИЗО,  воспитатели, родители.

7

Спортивные праздники и

физкультурные

досуги

Игровые

Соревновательные

Сюжетные

Творческие

Комбинированные

Формирующие здоровый образ жизни

Праздники проводятся

 2 раза в год.

Длительность не более часа.

Досуги - один раз в квартал.

Длительность не более 30 мин.

Инструктор по ФИЗО,

музыкальный руководитель, воспитатели.

8

Самостоятельная

двигательная

деятельность

Самостоятельный выбор

движений с пособиями, с использованием

самодельного или

приспособленного

инвентаря.

Ежедневно, во время

прогулки, под

руководством

воспитателя.

Продолжительность

зависит от

индивидуальных

особенностей.

Воспитатели.

9

Участие родителей в

физкультурно-

оздоровительных,

массовых

мероприятиях,

занятиях

Подготовка и

проведение

физкультурных

досугов, праздников,

дней здоровья.

Воспитатели, родители.

10

Закаливающие мероприятия:

-босохождение;

- ходьба по массажным дорожкам;

- облегченная одежда в помещении

- пребывание на воздухе;

На зарядке,

На занятиях, после сна.

Ежедневно,

В течение года

В соответствии с    сезоном.

Инструктор по ФИЗО, воспитатели.

     Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день.

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Оздоровительные занятия проводятся регулярно.

Музыкальные занятия

В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамическая пауза, заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, изодеятельности.

Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкультминутка состоит из 3 - 4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память. Был о установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять внимание развитию движений пальцев рук.

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Массаж -  способ лечения и предупреждения болезней. Суть его заключается в механическом воздействии специальными приемами на поверхность тела или какого-либо органа.

Самомассаж – способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна.

Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и идут по массажным коврикам («дорожкам здоровья»), далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

 

  1. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. Медико-профuлактические

2.Физкультурно – оздоровительные;

3.Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка; 4.Здоровьесберегающие образовательные технологии.

5.Технологии валеологического просвещения родителей.

6.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.

Рассмотрим каждую из них.

Составляющие элементы медико-профилактической технологии:

• организация мониторинга здоровья дошкольников

• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

• физического развития дошкольников,

• закаливания;

• организация профилактических мероприятий в детском саду;

• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

• развитие физических качеств, двигательной активности

• становление физической культуры дошкольников,

• дыхательная гимнастика,

• массаж и самомассаж,

• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Составляющие Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка:

  • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка,
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей,
  • подвижные игры,
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная),
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки,
  • физические упражнения после дневного сна,
  • физкультурные прогулки,
  • физкультурные досуги,
  • спортивные праздники,
  • оздоровительные процедуры в водной среде (летом).

Технологии валеологического просвещения родителей:

• папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:

• технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

  1. Планирование работы по профилактике заболеваемости и

оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

 1

Утренняя гимнастика с использованием

корригирующих и дыхательных упражнений                

ежедневно

воспитатели

2

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

ежедневно

воспитатели

3

Физкультурные занятия

Три раза в неделю

Инструктор по ФИЗО

4

Спортивные развлечения и праздники

Один раз в месяц

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатели.

5

Специальные гимнастические

упражнения для профилактики

плоскостопия, нарушения осанки.

ежедневно

воспитатели

6

Гимнастика после дневного сна

ежедневно

воспитатели

7

Прогулки на воздухе с включением

подвижных игр и игровых упражнений

ежедневно

воспитатели

8

Организация самостоятельной

двигательной активности детей

ежедневно

воспитатели

9

Гимнастика для глаз

ежедневно

воспитатели

10

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

воспитатели

11

Дыхательная гимнастика в игровой форме

ежедневно

воспитатели

12

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

ежедневно

воспитатели

13

Обширное умывание

ежедневно

воспитатели

14

Игры с водой

в теплое время года

воспитатели

15

Воздушные ванны (облегченная одежда

соответствует сезону года)

ежедневно

воспитатели

16

Хождение босиком на траве

В теплое время года

воспитатели

  1. Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления

здоровья детей

Задачи

Мероприятия

Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей.

1.Папки-передвижки, родительские собрания, информационные уголки, индивидуальные и групповые консультации:

«Осенние прогулки с ребенком».  

«Жизнь ребенка в семье в период адаптации в детском саду».

«Укрепим здоровье ребенка».

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

«Витаминный календарь».

«В здоровом теле, здоровый дух».

«Как одевать ребенка дома и на улице»

«Внимание! Инфекционные заболевания. Как их предупредить». «Аптека на окне».

«О правилах личной гигиены ребенка».

«О пользе прогулок для получения новых знаний и впечатлений».

«Правила поведения на прогулке зимой».

«Зимние травмы и как их избежать».

«Чтоб ребенок был здоров».

«Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке».

«Как организовать летний отдых детей».

2.Рекомендации, памятки:

«Одеваем ребенка в соответствии с погодой».

Рекомендации действий взрослых при обморожениях детей.                                                                                                                                                            

«Организация прогулки с ребенком в праздничные дни».

«Одежда детей ранней весной».

«Советы родителям по питанию»

3.Участие родителей в спортивном празднике.

4.Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу.

8.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ю. Ф. Змановский  Программа «Воспитываем детей здоровыми»
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  3.  Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет)
  4. Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  5. Алямовская, В.Г. «Как воспитать здорового ребенка».
  6. Береснева, З.И. «Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ» под ред. З.И. Бересневой
  7. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье»
  8. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.

  1. Крылова И.И. «.Здоровьесберегающее пространство дошкольного    образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »    Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...

Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста

Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...

Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста

Программа направлена на обеспечение своевременного физического развития детей, охрану, сохранение и укрепление их здоровья; способствует снижению заболеваемости путем комплексного использования всех и...

Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста "Неболейка"

Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса....

Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста

Цели и задачи программы Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.  Задач...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...