ПРОЕКТ «Здоровая семья- здоровый ребенок»
методическая разработка (старшая группа)

Цель: создание условий для детей и их  семей в совместной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022-_2023.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт

«Быдсяма челядьӧс 8 № - а видзанiн» школаӧдз велӧдан Выльгорт сиктса муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

ТЕМА ПРОЕКТА

«Здоровая семья- здоровый ребенок»

Составитель:

воспитатель

Титова Светлана

 Васильевна

с. Выльгорт

Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что семья — первая ступенька к здоровью. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.

Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольного учреждения и семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Что такое здоровая семья? Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура.

Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, актуальные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте».

Аннотация проекта 

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Паспорт проекта.

Вид: познавательно- игровой, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.

Участники проекта: дети старшей  логопедической группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, физрук, медсестра, повар, библиотекарь.

Цель проекта: создание условий  для  детей  и их семей в  совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания и использования здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи (для педагога):

  1. Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях. 
  2. Оказание помощи родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
  3. Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам закаливания и оздоровления детей.
  4. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
  5. Разработка интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране укреплению здоровья детей.
  6. Способствование созданию оптимального режима дня обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие в семьях.

Задачи (для воспитанников): 

образовательные: 

  • формирование представлений о здоровом образе жизни.
  • расширение и закрепление знаний и навыков по вопросам гигиенической культуры.

развивающие:

  • развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников; 
  • развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей.

воспитательные: 

  • воспитание культурно-гигиенических навыков, привычки и потребности в здоровом образе жизни
  • формирование представлений о правилах личной гигиены.

патриотическое направление: 

  • воспитывать интерес к отечественным традициям, социокультурным ценностям и к спортивным достижениям нашей страны.
  • воспитывать любовь к чувству гражданственности и патриотизма.

 социальное направление: укрепить связи между детским садом и семьёй, способствовать изменению позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. 

познавательное направление:

  • воспитывать любознательность, интерес к  гигиенической культуре; соматическому здоровью;
  • расширять представления детей знаний о ЗОЖ.
  • активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.

этико-эстетическое: формировать 

трудовое: формировать трудовые навыки при организованной продуктивной деятельности в рамках темы проекта;

физическое и оздоровительное: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. Вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям.

Предполагаемые результаты: 

Полученный результат реализации проекта:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия; Сформированность гигиенической культуры; Улучшение соматических показателей здоровья.

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

 2. Сформированность гигиенической культуры;

3. Улучшение соматических показателей здоровья; снижение уровня заболеваемости

     4. Желание придерживаться здорового образа жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

Родители имеют представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. Осознанно выбирают здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей.

Испытывают потребность в постоянной совместной двигательной деятельности с детьми.

Проявляют интерес к жизни детского сада и физкультурно-оздоровительной грамотности.

Получают необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей:

- через оформление различных стендов;

- организацию специальной передвижной выставки;

и в устной форме:

- через индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

Для педагогов:

Разработан план мероприятий по проекту «Здоровый ребёнок- здоровая семья»

Создана предметно – развивающая среда по данной проблеме в группе;

Подобран наглядный информационный материал;

Используются оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Реализация проекта

В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, развития двигательных навыков.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей.

Функции родителей в организации физического воспитания детей:

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:

  • создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
  • контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
  • непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.

Принципы реализации проекта:

  • принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
  • принцип активности и сознательности (участие всех родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей);
  • принцип комплексности и интегративности (решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса всех видов деятельности);
  • принцип результативности и гарантированности (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей);
  • принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
  • принцип индивидуальности (обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки);
  • принцип цикличности и систематичности (постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности);
  • принцип оздоровительный (обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности);
  • принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка).

Организация среды:

  • комплектация физкультурного оборудования в группе и прогулочной площадке: гимнастическая стенка, гимнастический уголок, гимнастические скамейки и доски, кубы, навесные лестницы и канаты, дуги разной высоты.
  • пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, набивные мячи, кегли, кольца, мячи резиновые (разных размеров), мячи массажные, обручи (разного диаметра).

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Продукт проектной деятельности:

Продукт проектной деятельности: Тематический план недели здоровья; Подборка дидактических игр;

Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Наше здоровье- в наших руках»;

 Информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок»;

Презентация проекта

Полученный результат реализации проекта: Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия; Сформированность гигиенической культуры; Улучшение соматических показателей здоровья;

План реализации проекта:

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

- подбор материала, иллюстраций;

- наглядная информация для родителей;

- сбор информации о ЗОЖ из разных источников;

- подбор методической и художественной литературы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- составление тематического планирования.

Основной этап. 

Работа с детьми:

Рассматривание  атрибутов в физическом уголке группы

Беседы

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Просмотр презентации

выставка , конструирование

Подвижные игры

Рисование

 Рассматривание иллюстраций аппликация

Лепка

Игра-инсценировка

 Сюжетно-ролевая игра

 Театрализованная игра

Игра – хоровод

Работа с родителями.

 Информационная   папка

Консультация

Мастер – класс

Завершающий этап:

 Мини – музей

 Развлечение

Отчёт о выполнении работы по проекту:

Месяц сентябрь

Работа с детьми:

Дидактическая игра «Здоровый ребенок»

Беседа «Как устроено тело человека»

 Чтение: В. Суслов «Про Юру и физкультуру»

 Б. Заходер «Гимнастика для головастика»

А. Павлова «Весёлая зарядка»

А. Бах «Надо спортом заниматься»

А. Барто «Девочка чумазая»

Рассматривание  атрибутов в физическом уголке группы

Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Работа с родителями:

 Родительское собрание «Мы рады приветствовать вас в нашей группе»

Задачи обучения и воспитания на 2022-2023г», знакомство родителей с темой проекта.

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни вашего ребенка»

Информационная папка «Здоровый образ жизни ваших детей»

Месяц октябрь:

Работа с детьми:

Просмотр презентации «Здоровый образ жизни» инструктор по физической культуре Булышева А. С., воспитатель Титова С. В.

Беседа на тему: «Режим дня»

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Чтение: В. Коростылёв «Королева Зубная щётка»

Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Работа с родителями: 

Информационная папка «Режим дня дошкольника»

Информационная папка «Здоровое питание для дошкольников»

Спортивная эстафета «Папа, мама, я- спортивная семья»

Месяц ноябрь:

Работа с детьми:

Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто;

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Дидактическая игра «Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Подвижная игра «Передай – встань»

НОД по продуктивной деятельности «…».

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

А. Кузнецова «Кто умеет?»

Н. Найдёнова «Наши полотенца»

М. Аким «Мыло»

Продуктивная деятельность:

Открытое мероприятие по здроровьезбережению на прогулках  «Мы не просто так гуляем, мы здоровье укрепляем»

Работа с родителями: 

Информационная папка «Здоровый образ жизни в семье»

Квест игра для детей и родителей «В поисках здоровьесберегающей игрушки»

логопед Казаринова А. Л,  воспитатель Титова С.В.

Месяц декабрь:

Работа с детьми:

Разучивание стихов, загадок, потешек.

Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»

 Беседа «Виды спорта»

Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

Чтение: Э.Мошковская «Песенка моих часов» 

Т. Варламова «Мой день»

С. Олексяк «Распорядок дня»

Э. Успенский «Зарядка»

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Спортивный досуг «Наше здоровье- в наших руках»

Рассматривание презентации «Зимние виды спорта»

Продуктивная деятельность: Изготовление альбома о различных видах спорта

Работа с родителями: 

 Информационная папка «Зачем ребенку физкультура»

Мастер -класс «Логоритмические игры» музыкальный руководитель  Бутарина Е. М., воспитатель Титова С. В. (перенесли на январь месяц)

Месяц январь:

Работа с детьми: 

Беседа «Личная гигиена»

Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Подвижная игра «Два мороза»

Чтение: Загадки о спорте

С.Михалков «Прививка», «Грипп», «Ангина», «Тридцать шесть и пять».

Г. Лебедева «Скороя помощь»

К. Авдеенко «Дятел – стоматолог»

Л. Огурцова «Я простужен»

Н. Пинкулева «Бабка Ёжка врачу позвонила»

Е. Успенский «Детский врач»

Участие детей в малых олимпийских играх в нашем детском саду

Работа с родителями: 

Информационная папка «Нужна ли утренняя гимнастика детям»

Прогулка с родителями на свежем воздухе стадион Раисы Сметаниной (катание на ватрушках)

Снежные постройки  на площадке детского сада (дети и родители)

 

Месяц февраль:

Работа с детьми: 

Рассматривание иллюстраций «Олимпийские чемпионы»

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Чтение: В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»

 Встреча с библиотекарем  Лилией Сергеевной центральной детской библиотеки им. Михалкова, рассказ о спортсменах РК и их достижениях, о зимних и летних  видах спорта, эстафета «Мы спортсмены»

Работа с родителями: 

«Сильным, смелым я расту, быть как папа я хочу!»

Квест игра для детей и родителей «Где найти здоровье?» логопед Казаринова А. Л,  воспитатель Титова С.В.

Памятка «Игры для укрепления здоровья детей»

Консультация «Закаливание»

Информационная папка «Формирование ценностного отношения к своему здоровью»

Месяц март: 

Работа с детьми:

Беседа «Чистота — залог здоровья»

Дидактическая игра «Азбука здоровья»

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

З. Александрова «Большая ложка»

А. Кардашова «За ужином»

Н. Носов «Мишкина каша»

Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»

Встреча с шеф-поваром нашего детского сада Еленой Леонтьевной (рассказ о полезных и вредных продуктах.

Работа с родителями: 

Информационная папка ««Дыхательная гимнастика – залог здорового ребёнка»

Месяц апрель: 

Работа с детьми:

 Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «…»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Чтение: С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять»

Дидактическая игра «Если кто-то заболел»

Дидактическая игра «Скорая помощь»

Подвижная игра «Свободное место»

Рассматривание альбома «Летние виды спорта»

Встреча с медсестрой Еленой Григорьевной ( рассказ о микробах, симптомах заболеваний и что необходимо делать, чтобы быть здоровым)

Работа с родителями: 

Информационная папка «

Месяц май:

Работа с детьми:

Беседа «Витамины нам нужны и для всех они важны»

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Чтение: С. Михалков «Не спать», «Грипп»

Рассматривание картин, иллюстраций рассказов, сказок, фотографий, связанных с

Рисование «…»

Запоминалочка

«Чтобы нам не заболеть»

Работа с родителями: 

Подведение итогов проекта на итоговом собрании.

 Рекомендации: 10 советов по укреплению физического здоровья детей. 

Совет 1. Старайтесь активно учувствовать в оздоровлении своего ребенка, не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

 Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

 Совет 3. Приучите ребенка строить свой день, чередуя отдух и труд. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезни.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнение физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.)

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначение врача. Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

 Совет 10. Читайте научно популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том как научить его укреплять свое здоровье. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенок с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не проснулся. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастает. Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр. Особенна, велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, и о других людях. «Как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету» - все это имеет для ребенка большое значение. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Список литературных и интернет источников:

1.  Арнаутова Е. П.  Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994,

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.с.

3.Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М.: 2004.

4.  Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

5.  Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М.: 2008.

7.   Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ.   В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»

Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....