Что может вызвать тревогу
консультация

Астафьева Светлана Михайловна
Что может вызвать тревогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_mozhet_vyzvat_trevogu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ТРЕВОГУ

Консультацию подготовила:

 Астафьева Светлана Михайловна

музыкальный руководитель

Для того чтобы обеспечить профилактику наркотизма, взрослый должен иметь представление о тех факторах, которые способны подтолкнуть малыша к знакомству с дурманом. Риск приобщения к одурманивающим веществам неодинаков для различных групп детей.

Специалисты традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные. Попробуем рассмотреть их поподробнее.

Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к использованию наркогенных веществ. Да, действительно, в семьях алкоголиков и наркоманов ребята гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но гены ли здесь виноваты, или это результат домашнего воспитания?

Дети страдающих наркогенной зависимостью, как правило, имеют различные нарушения здоровья, порождающие у организма ощущения физиологического дискомфорта (который может даже до конца не осознаваться малышом). Наркотизация при этом выступаем как один из способов избавления от неприятных ощущений. Поэтому для сыновей или дочерей поклонников дурмана наркотизация оказывается весьма привлекательной, они раньше знакомятся с наркогенными веществами, быстрее втягиваются в их использование. Но не следует считать, что судьба ребенка из такой семьи предрешена. Внимание и любовь взрослых, озабоченных его будущим, способны защитить его от сетей дурмана.

Нарушения физического развития могут быть вызваны не только наркотизацией родителей, но и различными инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, травмами, болезнями матери во время беременности и т.д. Все это также порождает ощущение нездоровья, а значит, может быть отнесено к факторам риска ранней наркотизации.

К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные реакции детей на окружающее. Прежде всего здесь следует упомянуть о реакции имитации. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека или образ, практически все. Ребенок может подражать походке, манере одеваться, голосу своего кумира. Однако при этом малыш не способен критически относиться к копируемому образу и усваивает не только положительные характеристики. В полной мере это относится и к наркотизации. Стремясь стать таким, как мама или папа, близкий друг, малыш может очень рано перенять у них и отрицательные привычки.

Определенную роль в приобщении к наркотизации играет и реакция оппозиции. Дошкольник знает, что алкоголь и сигареты опасны, вредны. Однако использует их «назло» — для того, чтобы привлечь к себе внимание, «наказать» кого- j то из членов семьи за грубость, несправедливость по отношению к себе. Обычно такое приобщение к одурманиванию происходит в семьях, где дети оказываются заброшенными, родителям на них просто не хватает времени, к проблемам малышей папы и мамы относятся невнимательно, пренебрежительно. В такой ситуации ребенок нередко начинает руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» — «пусть мне будет плохо, зато они (взрослые) будут за меня переживать!»

Для многих старших дошкольников (главным образом, мальчиков) факторы внешнего мира, обладающие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. При этом поведение ребенка может просто пугать взрослого: отчаянный сорвиголова перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, бесстрашно взбирается на высокие деревья и т. д. Таким образом малыш проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что способно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментировать с одурманивающими веществами, пытаясь испытать новые ощущения. И опасение за собственное здоровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию.

Реакции, перечисленные выше, являются приметой определенного возраста. Но у ребенка могут проявляться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к наркогенному соблазну.

Так, например, дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей требуют неусидчивые дети, которым трудно сосредоточиться на выполнении даже не очень

сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая непоседливость не столь уж и безобидна. Жажда легких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами занять себя такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, получении новых ощущений, в гом числе и за счет одурманивания.

Высок риск ранней наркотизации и для детей с завышенной самооценкой. Они подвижны, решительны, любят привлекать к себе внимание. При общении со взрослыми им не всегда удается соблюдать дистанцию, отсюда нередко возникают конфликты. Такие дети плохо переносят од_-нообразие обстановки, монотонность работы,- изоляцию от сверстников. Такой ребенок быстро адаптируется в «плохих» компаниях, легко соглашается на предложение попробовать наркогенное вещество.

Дети с истероидными чертами характера стремятся постоянно быть в центре событий, чрезвычайно контактны, эмоционально неустойчивы. Поведение их сплошь и рядом демонстративно, они очень внушаемы и Склонны к фантазированию. В группе редко занимают роль лидера, чаще всего их устраивает роль «шута». Наркотизация для исте-роидного ребенка служит одним из способов привлечения к себе внимания.

Среди социальных факторов возникновения наркотизации самый главный — нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше попадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами. Отсутствие отца или матери вовсе не обрекает ребенка на наркотизацию, точно так же, как и полная семья не гарантирует защиту от наркогенного соблазна.

Подвержены ранней наркотизации дети из деформированных, распадающихся семей. Здесь ребенок оказывается свидетелем постоянных ссор между родителями, нередко выполняя роль переходящего приза, которым взрослые шантажируют друг друга. Сами родители зачастую искренне считают, что сохраняют' семью ради интересов ребенка, не осознавая, что постоянное пребывание «на поле боя» оказывается тяжелейшей психологической травмой для их сына или дочери.

Определенную роль в развитии наркотизации может сьи-рать и семейное воспитание по тину гипоиротекции и ги-

псрпротекщш. Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам. Однако не менее опасна и повышенная опека, когда ребенка с малых лет постоянно балуют, контролируют, восхищаются действительными и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей и необходимости самому чего-либо добиваться. В этом случае дети привыкают к шму, что все желаемое им будет преподноситься на блюдечке с голубой каемочкой. Но в реальной жизни им приходится испытывать разочарование: окружающие их люди ведут себя иначе, чем родители. Поэтому дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.

Задачи:     Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...

Как вызвать у ребёнка желание читать книги

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ- ВРЕМЯ АКТИВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ В РЕБЁНКЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ВНИМАНИЯ И КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ....

Викторина «Игралочка» Для детей старшего дошкольного возраста. Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо-ционально и выразительно общаться; развивать диалогическую речь, по

Викторина «Игралочка»Для детей старшего дошкольного возраста.Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо­...

«Как вызвать полицию»

Цель: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).Материал: цветные карандаши, картинки с цифрами «02».1.     Беседа о ра...

Как вызвать интерес к музею у дошкольника?

Музей - хранитель памяти. С глубокой древности музей является одним из средств получения информации.Знаете ли Вы, что дети предпочитают узнавать новое через мир предметов?...

Как вызвать интерес к чтению у дошкольников

Воспитание и поддержание интереса к чтению у детей во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. При этом отсутствие собственно читательской мот...