Консультация для педагогов «Подвижные игры на улице - развитие двигательной активности воспитанников»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Хлопотова Ольга Юрьевна

    Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Подвижные игры на улице - развитие двигательной активности воспитанников»

    Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

    По определению современных педагогов: Л.В. Былеев, Е.М. Геллер, И.М.        М.Н. Жуков -«подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

    Таким образом для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Её основная задача — улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

    При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.

    В системе физического воспитания в детском саду необходимо использовать следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

— физкультурные занятия;

— утреннюю гимнастику, физкультминутки;

— подвижные игры и физические упражнения на улице;

— спортивные упражнения.

    Оправдывают себя такие формы двигательной активности, как физкультурные досуги, праздники, занятия ЛФК, ритмикой, самостоятельная двигательная деятельность с использованием тренажеров, «дни здоровья», физкультурные паузы.

    При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.   

       Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее к силам играющих.      

    Самые активные и интересные для детей подвижные игры малоподвижные игры проводятся   на прогулке.

    При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

    Как в организованных, так и в самостоятельных играх, необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

    В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

    Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижные игры, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений

    Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений, требующих высокой координации движений.

2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям.

3. Применение разных способов организации дошкольников.

4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей.

6. Активизацию детской самостоятельности.

7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

    Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр, освоенных ранее.

    Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера.

    Кроме подвижных игр, на прогулке мы используем разнообразные упражнения в основных видах движения, в том числе те, которые предлагаются педагогом по физическому воспитанию на занятиях. При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится различным видам ходьбы, бега, прыжков и подскоков. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости.

    На прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Можно предлагать прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с поворотами вправо, влево, на одной ноге, прыжки в длину с места, прыжки с короткой скакалкой; спрыгивание с высоты 20-30см.

    Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм

    В прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля, метание.

    Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта: хоккей, футбол. («Забей в ворота», «Мяч капитану», «Попади в цель»).

    Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

    При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

    Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

    При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и физическом упражнении.

    При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения, например, в сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты.

    При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил.

    При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

    При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, мы помогаем детям разделиться на команды, объясняем правила проведения игры. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекаем воспитанников, приучаем их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

    Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей мы можем повлиять на разнообразие их игр.

    Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

    На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

    Таким образом, все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Используемая литература

  https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/05/18/podvizhnye-igry-na-ulitse


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»

Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....

Консультация для педагогов "Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке.Особенности организации в зимний период"

Консультация для педагогов" Подвижные игры как условие повышения двигательной активности детей на прогулке......

Консультация для педагогов: «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке".

В консультации рассказывается что такое подвижные игры, что они формируют и развивают....