План работы по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ
методическая разработка

Касенкина Наталья Викторовна

Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» г. Ярцева Смоленской области

План работы по

Созданию здоровьесберегающих условий

при организации образовательного процесса в ДОУ

Цели

-создание в МБДОУ условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;

- формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;

- обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

Целевые ориентиры :

- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;

- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;

- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;

- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;

- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;

- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  •  - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
  • - Сформировать у дошкольников  жизненно необходимые двигательные умения и навыки  ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • - Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;
  • - Выработать негативное отношение к вредным привычкам;
  • - Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;  
  • -  Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
  • - Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
  • - Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
  • - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
  • - Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • - Обеспечение физического и психического благополучия;
  • - Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых;
  • - Расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
  • - Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь предсталение о том, что полезно, а что вредно для него. А главное-активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.  В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  • Физическое воспитание.
  • Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

        Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».

        

        В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева,  с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей.

Срок

Тема

Цели

Содержание

Практическая деятельность

 

 

Сентябрь

 

 

«На зарядку становись»

 «О здоровье зубов»

Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики.
Формировать потребность в ЗОЖ.

1.Рассказ воспитателя
2.Чтение рассказа

«Зарядка и простуда»
3.Разгадывание загадок

4. Беседа о здоровье полости рта.

Лепка фигуры человека в движении

Рисование «На зарядку становись»

 

 

Октябрь

«Чистота – залог здоровья»

Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека.

1.Рассказ воспитателя
2.Рассматривание картинок
3.Чтение сказки

«Как люди стали аккуратными»
4.Беседа с детьми

Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка)
Материал:
Лист картона, клей, манная крупа

 

Ноябрь

 

 

«По правилам дорожного движения»

Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Заучивание стихотворения

«Светофор»

Изготовление открытки – «светофор».
Материал: гофрокартон

 

 

Декабрь

«Опасные предметы дома»

 Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях  неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Решение ребусов
На предлагаемых рисунках  «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться

 

 

 

Январь

«Комнатные растения»

Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развивать навыки коллективной работы.

1.Рассказ воспитателя
2.Знакомство с комнатными

растениями
3. Чтение рассказа Б.С.Житкова

 «Цветок»
4.Беседа с детьми

Пересадка комнатного растения (коллективное)

Проект «Огород на подоконнике»

 

 

 

Февраль

Пожарная безопасность

«Не играй с огнем»

Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Чтение рассказа

«Бумажный самолетик»
5.Разгадыване загадок

Изготовление медали – напоминания (номер 01)

 

 

Март

 

 

 

«Добро и зло»

Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Учить анализировать поступки, ситуации, определять их причину.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.рассматривание картинок
4.Чтение сказки

«Сказка о добре и зле»
5.Работа с карточками  по

сюжетным картинкам

Изготовление коллажа «Добрые дела» 
(вырезать картинки добрых дел и изготовить на заранее заготовленной рамке коллаж)

 

 

Апрель

«Как избежать опасностей на улице»

Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций на улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывание загадок

Игра-путешествие «По лесной тропинке»

Май

«Закаливание»

Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма.

1.Рассказ воспитателя
2.Беседа с детьми
3.Рассматривание иллюстраций
4.Разгадывние загадок

Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф)

Занятие «Путешествие в страну здоровья»

        

        Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)

Облегченная одежда в детском саду

        Гимнастика после сна

Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)

- Солевые дорожки – младший возраст

- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст

- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст

Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой

Летом ходьба босиком по спортивной площадке

Самомассаж

Витаминотерапия

Фитотерапия

Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

        Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.

        Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:

        

Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

Методы, используемые  в работе с родителями:

анкетирование

посещение семьи

наблюдение за ребенком

беседы с родителями

беседы с ребенком

изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми

        Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Показатели, по которым отслеживается эффективность работы по реализации плана:

  1. легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  2. редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (не более 1 раза в год);
  3. усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается,  пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы,  полоскает рот после еды, моет ноги перед сном,  правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом;
  4. отсутствие травматизма;
  5. повышение мотивации и выполнение требований по охране труда;
  6. умение правильно и оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях;
  7. имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека,  о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании,  о значении двигательной активности в жизни человека,  о пользе и видах закаливающих процедур,  о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
  8. благоприятный психологический климат в группе;
  9. комфортное состояние воспитанников в учреждении;
  10. повышение педагогической компетентности родителей.

Показатели результативности:

- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- Ребёнок проявляет интерес  к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- Снижение уровня заболеваемости детей;

- Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;

- Овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей.

Список  используемой литературы

От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.

 Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.

Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М.  Сфера 2010

И.М. Новикова  «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»  М. «Мозаика-Синтез» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"

Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"...

Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников

Использование здоровьесберегающих технологий; обеспечение соответствующей техники безопасности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16863173","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...

Здоровьесберегающие условия коррекционной работы на логопедических занятиях

На логопедических занятиях исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а...

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТАРШАЯ ГРУППА 2014-2015

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сох...

Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

     Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

План мероприятий по созданию здоровьесберегающих условий в группе МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по созданию здоровьесберегающих условий в группе МБДОУ д/с № 4 г. Починка....

Создание здоровьесберегающих условий в средней группе

Система работы по создание услоий для сохраниея здоровья воспитанников....