Дидактические игры для детей дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Сосулина Яна Николаевна

Дидактические игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_zozh.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:


Дидактические игры для детей дошкольного возраста по

формированию

здорового образа жизни

№1   Тема: «Ребенок и здоровье»

№2   Тема: «Ребенок и здоровье»

Кому что нужно

Разложи картинки по порядку

Цель:   закрепить   знания   детей   о

Цель:  систематизировать представления

предметах,  необходимых  для  работы

детей  о  здоровье  и  здоровом  образе

врачу, повару, продавцу.

жизни,    развивать    речь,    внимание,

Материал:   круг,    поделенный    на

память.

сектора,  в  каждом  из  них  картинки  с

Материал:

картинки  с  изображением

изображением предметов,

необходимых

моментов распорядка дня

для работы врачу, повару, продавцу, в

Ход игры:   воспитатель говорит о том,

середине   круга   стрелки,   на   них

что   волшебник   Путаница

перепутал

изображены врач, повар, продавец.

картинки распорядка дня, и предлагает

Ход  игры:

воспитатель  предлагает

разложить картинки по порядку.

ребёнку найти предмет,

необходимый

Воспитатель

подводит

итог

для работы врачу (повару, продавцу).

высказываниям детей.

Каждое  утром,  чтобы  быть  здоровым,

мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и

смелыми, ежедневно поутру мы зарядку

делаем.

Воспитатель

предлагает

каждому

вспомнить  своё  любимое  упражнение,

показать и всем вместе выполнить его.

№3 Тема: «Ребенок и здоровье»

№4  Тема: «Ребенок и здоровье»

Оденем куклу на прогулку

Что такое хорошо, что такое плохо

Цель:   закреплять   знания   детей   об

Цель:

познакомить детей с правилами

одежде,   формировать   умение   детей

личной

гигиены

и

правильным,

одевать

куклу  соответственно  сезону

бережным

отношением

ксвоему

года,

погоде,

систематизировать

здоровью;   развивать   у   детей   речь,

представления    детей    о    здоровье,

внимание, память.

развивать  у  детей  внимание,  память,

Материал:    поля,    разделённые    на

логическое мышление.

квадраты,  в  центре  поля  негативная  и

Материал:

бумажная

кукла

с

позитивнаякартинка,картинкис

различной одеждой

различными ситуациями.

Ход игры:

воспитатель говорит,

что

Ход игры:

кукла  собирается  на  прогулку,  но  не

1-ый вариант детям раздаются поля, в

знает, что ей одеть, сейчас зима и на

центре поля изображена негативная или

улице    очень    холодно    (различные

позитивная картинка. Детям

ситуации).

предлагается поиграть в лото, показывая

Дети  «одевают»  куклу  и  объясняют

и сопровождая свои действия

свой выбор.

объяснениями – «что такое хорошо и что

такое плохо»

2-ой вариант.  Показ

картинок можно

сопровождать

двигательной

активностью    детей.    Например,    на

позитивные

картинке

дети

реагируют

прыжками,  а  при  показе  негативной

картинке садятся на пол.

№5   Тема: «Ребенок и здоровье»

___________________________________

№6  Тема: «Полезные продукты»

Азбука здоровья

Чудесный мешочек

Цель: систематизировать

представления детей о здоровье и

Цель: уточнить названия фруктов,

здоровом образе жизни, развивать речь,

овощей, формировать умения

внимание, память.

определять их на ощупь, называть и

Материал: иллюстрации

описывать.

Ход игры:  играют от 1 до  человек.

Материал: мешочек, муляжи овощей,

Воспитатель называет правило, а

фруктов

ребёнок находит карточку –

Ход игры: воспитатель показывает

иллюстрацию этого правила. Или

группе «чудесный мешочек» с муляжами

воспитатель показывает карточку,

овощей, фруктов и предлагает детям

ребёнок говорит, что нужно делать в

узнать, что находится в «чудесном

данной ситуации.

мешочке». Ребёнок опускает руку в

«чудесный мешочек» и на ощупь

2

определяет его, затем достаёт и

описывает по схеме. Воспитатель даёт

образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый,

гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить,

воспитатель задаёт наводящие вопросы:

какой формы? Какого цвета? Какой на

ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на

поднос.

№7 Тема: «Полезные продукты»

№8 Тема: «Полезные продукты»

Угадай на вкус

Узнай и назови овощи

Цель: уточнить названия фруктов,

овощей, формировать умения

Цель: закрепить названия фруктов,

определять их на вкус, называть и

овощей, формировать умения узнавать

описывать.

их по описанию воспитателя

Материал: тарелка с нарезанными

Ход игры: воспитатель описывает

овощами, фруктами

какой-либо овощ (фрукт), а дети

Ход игры: воспитатель вносит

должны назвать этот овощ (фрукт).

тарелку с нарезанными овощами,

фруктами, предлагает детям

попробовать кусочек какого-то овоща,

фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,

«Какой на вкус?», «Кислый, как что?»,

«Сладкий, как что?»

№9  Тема: «Полезные продукты»

№10 Тема: «Полезные продукты»

Полезные и вредные продукты

Узнай на вкус

Цель: систематизировать

Цель: закреплять знания об овощах и

представления детей о вредных и

фруктах, умение определять их по вкусу.

полезных продуктах, упражнять в

Материал: тарелка с нарезанными

умении их дифференцировать,

овощами, фруктами

формировать потребность заботиться о

Ход игры: воспитатель вносит тарелку с

своём здоровье

нарезанными овощами, фруктами,

Материал: картинки с изображением

предлагает детям попробовать кусочек

различных продуктов, два обруча

какого-то овоща, фрукта и задаёт

Ход игры: для того чтобы быть

вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»

здоровым, нужно правильно питаться.

Сейчас мы узнаем, известно ли вам,

3

какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки

по двум обручам. В один обруч дети

отбирают полезные продукты и

объясняют свой выбор, во второй –

продукты, которые вредны для

здоровья.

№11 Тема: «Полезные продукты»

№12 Тема: «Личная гигиена»

Назови правильно

Вымоем куклу

Цель: уточнить знания детей об овощах

и фруктах, их качества (цвет, форма,

Цель: закреплять знания о предметах

вкус, запах), закреплять умение

личной гигиены для мытья и умывания,

узнавать их по картинке и давать

последовательность  действий,

краткое

способствовать формированию

описание.

привычки к опрятности.

Материал: картинки с изображением

Материал: различные предметы и

овощей, фруктов

предметы личной гигиены для мытья и

Ход игры:  воспитатель предлагает

умывания, куклы.

ребёнку выбрать картинку с овощем,

Ход игры: играют 2 человека. Сначала

фруктом и описать его.

им предлагается из множества

- У меня помидор, он красный,

предметов выбрать те, которые

круглый, сладкий. А у тебя?

«помогают» вымыть (умыть) куклу. А

Если дети затрудняются ответить,

затем моют её. Выигрывает тот, кто

воспитатель задаёт наводящие

правильно отберёт предметы личной

вопросы: какой формы? Какого

гигиены и правильно

цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

последовательно вымоет (умоет) куклу.

__________________________________

№13 Тема: «Личная гигиена»

№14 Тема: «Личная гигиена»

Таня простудилась

Подбери картинки

Цель: способствовать формированию

Цель: уточнить представления детей о

навыка пользования носовым платком,

предметах личной гигиены,

закреплять знание о том, что при

формировать навыки здорового образа

чихании и кашле нужно прикрывать рот

жизни

носовым платком, а е с ли к то - т о

Материал: картинки различных

находится рядом, отворачиваться

предметов, картинки с изображением

Материал: носовой платок

предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель спрашивает:

Ход игры: воспитатель просит выбрать

зачем людям нужен носовой платок?

только картинки с изображением

И затем предлагает детям различные

предметов, помогающих ухаживать за

ситуации, которые проигрываются

телом (лицом, зубами, волосами)

вместе с малышами:

4

- Что нужно сделать, если ты хочешь

чихнуть? И т.д.

№15 Тема: «Личная гигиена»

№16 Тема: «Личная гигиена»

Правила гигиены

Сделаем куклам разные прически

Цель: закреплять культурно-

Цель: закреплять навыки ухода за

гигиенические навыки (умывание,

волосами, уточнить названия

одевание, чистка зубов, причёсывание,

необходимых для этого предметов,

купание), формировать умения

формировать понятие «опрятный

показывать эти движения при помощи

внешний вид»

мимики и жеста и отгадывать по показу.

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: Воспитатель просит детей

Ход игры: воспитатель предлагает детям

при помощи мимики и жестов показать,

причесать кукол.

как они умываются (одеваются, чистят

зубы и т.д.), соблюдая

последовательность выполнения

данных навыков. Или воспитатель

показывает при помощи мимики и

жестов, что он делает, а дети

отгадывают.

№17 Тема: «Тело человека»

№18 Тема: «Тело человека»

Угадай по запаху

Игра с микрофоном

Цель: формировать представления о

Цель: систематизировать представления

помощнике человека (нос), развивать

детей о частях тела, развивать речь,

навыки исследования предметов с

воспитывать умение слушать друг друга

помощью соответствующего органа

Материал: микрофон

чувств

Ход игры: воспитатель начинает

Материал: баночки с различными

предложение, а ребёнок продолжает его,

запахами (ваниль, апельсин, мыло …)

говоря в микрофон.

Ход игры: воспитатель предлагает

Я – голова, я умею … думать, но не

детям понюхать баночки с различными

умею говорить.

запахами и спрашивает:

Я – нога, я умею … ходить, но не

- Что помогло вам почувствовать этот

умею рисовать.

запах?

Я – рука, я умею … рисовать, но не

– Где можно почувствовать такой

умею слушать … и т.д.

запах?

5

№19 Тема: «Тело человека»

№20 Тема: «Тело человека»

Ты – моя частичка

Кто я такой?

Цель: систематизировать

Цель: упражнять детей в умении

представления детей о частях тела,

правильно называть части тела

развивать речь, внимание, память.

человека, умении различать девочек и

Материал: мяч

мальчиков.

Ход игры:  воспитатель бросает мяч

Материал: картинки с изображением

каждому ребёнку, задавая вопрос.

мальчика и девочки, карточки-накладки.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто?

Ход игры:  воспитатель называет какую-

(глаза, бровь, нос и т.д.)

либо часть тела, ребёнок находит её

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто?

среди карточек и кладёт её на картинку.

(волосы, уши …)

Или воспитатель показывает карточку,

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты

ребёнок называет нарисованную часть

кто? (спина, живот ...)

тела и кладёт на картинку.

№21 Тема: «Тело человека»

№22 Тема: «Тело человека»

Запомни движение

Посылка от обезьянки

Цель: упражнять в умении

Цель: продолжать формировать

осознавать, запоминать и

представление о своем

воспроизводить показанные

организме; закрепить знания о

движения, развивать зрительно -

том, что предметы можно узнать

моторную память, внимание.

по внешнему виду, запаху, вкусу,

Ход игры: воспитатель или ребёнок

на ощупь; упражнять в

показывает движения. Дети

определении фруктов по вкусу и

должны их запомнить и

запаху.

воспроизвести.

Материал: посылка с овощами,

фруктами

Ход игры: играют 4 человека.

Воспитатель говорит, что пришла

6

посылка от обезьянки, в ней может

быть или овощ, или фрукт. Предлагает

детям узнать, что за овощ или фрукт

находится в посылке. Одну ребёнку

предлагается опустить руку в посылку

и на ощупь определить её содержимое.

Другому – попробовать кусочек и

определить по вкусу, третьему

предлагается определить по запаху, а

четвёртому воспитатель описывает

этот овощ (фрукт). Выигрывает тот,

кто угадает.

№23 Тема: «Тело человека»

№24 Тема: «Ребенок на улицах

города»

Угадай по звуку

О чем говорит светофор

Цель: формировать представления о

помощнике человека (уши), развивать

Цель: закреплять знания о

навыки исследования предметов с

значении цветов светофора и

помощью соответствующего органа

правила поведения на улице.

чувств

Материал: цветные картонные

Материал: музыкальные

кружки (красные, жёлтые и зелёные),

инструменты

макет светофора.

Ход игры: воспитатель за ширмой

Ход игры: воспитатель раздаёт детям

издаёт звуки на различных

кружки красного, жёлтого и зелёного

музыкальных инструментах, дети

цвета. Последовательно

угадывают их

«переключают» светофор, а дети

- Что помогло вам услышать разные

показывают соответствующие кружки

звуки?

и объясняют, что означает каждый

сигнал. Выигрывает тот, кто

правильно покажет все кружки и

расскажет о назначении цветов.

7

№25 Тема: «Врачи - наши

№26  Тема: «Опасные предметы»

помощники»

Источники опасности

Если кто-то заболел

Цель: закрепить знания о предметах,

которые могут быть объектами

Цель: закрепить знание о том, что при

возникновения опасности,

серьёзной травме необходимо вызвать

формировать умения выбирать

врача «скорой помощи», позвонив по

картинки предметов по описанной

номеру «103», поупражнять в вызове

ситуации, воспитывать чувство

врача

товарищества

Материал: телефон

Правило: не толкаться, не отбирать

Ход игры: Если мы сами не можем

предметы друг у друга.

справиться с ситуацией, то мы

Материал: макет или игровой уголок

вызываем врача, скорую помощь.

с предметами домашнего обихода,

Детям предлагается вызвать врача на

призы (фишки или картинки)

дом. Сначала набираем номер

Ход игры: воспитатель

телефона и называем по порядку:

отворачивается, а дети за это время

фамилия, имя —> адрес —> возраст

должны взять на макете или в игровом

—> жалобы

уголке те предметы, которые, по их

мнению, могут быть опасны. Затем

каждый объясняет свой выбор. Ответы

поощряются призами.

№27 Тема: «Опасные предметы»

№28 Тема: «Опасные предметы»

Игра - дело серьёзное

Сто бед

Цель: упражнять детей в выборе

Цель: закрепить представления об

безопасных предметов для игр по

опасных ситуациях в быту, о

картинкам, закреплять знания о том,

правильных действиях в конкретных

какими предметами можно играть.

ситуациях; развивать внимание;

Материал: картинки с изображением

воспитывать сочувственное отношение

различных предметов (опасных и

к пострадавшему

неопасных), два обруча

Материал: картинки с изображением

Ход игры:  Воспитатель предлагает

детей в опасной ситуации

детям разложить картинки по двум

Ход игры: несколько картинок лежат

обручам. В один обруч дети отбирают

на столе изображением вниз. Ребёнок

картинки с изображением предметов, с

выбирает любую, рассматривает и

которыми можно играть, во второй –

рассказывает: что на ней изображено,

картинки с изображением предметов, с

почему такое случилось с ребенком,

которыми нельзя играть, и объясняют

что он сделал неправильно, что теперь

свой выбор.

делать ребёнку.

_________________________________

_________________________________

№29 Тема: «Опасные предметы»

№30 Тема: «Опасные предметы»

8

Мы – спасатели

Что мы знаем о вещах

Цель: закрепить представления об

Цель: расширять представления детей

опасных ситуациях в быту, о

о правилах безопасного поведения в

правильных действиях в конкретных

быту; развивать внимание, память;

ситуациях; развивать внимание;

воспитывать чувство сотрудничества

воспитывать сочувственное

Материал: карточки с изображением

отношение к пострадавшему.

пореза, ожога, ушиба руки и пожара,

Материал: картинки, на которых

картинки с изображением различных,

изображены дети в конкретных

бытовых предметов.

опасных ситуациях, набор карточек с

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4

изображением тех действий, которые

детей, каждый из них берёт себе по

необходимо выполнить в той или иной

картинке с изображением «травмы».

ситуации.

Воспитатель поочередно поднимает

Ход игры: воспитатель на стол кладёт

картинку с изображением предмета.

картинку с изображением опасной

Участники должны догадаться, к какой

ситуации, ребёнок рассматривает её и

травме может привести неправильное

из всех карточек с изображением

обращение с этим предметом,

действий выбирает две правильные,

соотнести со своей карточкой и взять

последовательно раскладывает их.

картинку. При отборе ребёнок должен

объяснить, чем опасен тот или иной

предмет, рассказать правила общения с

ними.

№31 Тема: «Опасности вокруг нас»

№32 Тема: «Опасные предметы»

На прогулке

Так или не так

Цель: формировать умение детей

Цель: закреплять знания о правильном

отличать опасные для жизни ситуации

поведении и общении с животными,

от неопасных; развивать внимание;

соотносить изображенное на

воспитывать желание соблюдать

картинках с правильными и

правила безопасности.

неправильными

Материал: 2 карточки  с красным и с

действиями при встрече с животными

зелёным кружком,

Материал: иллюстрации, 2 обруча

картинки с изображением опасных и

Ход игры:  несколько картинок лежат

безопасных действий детей;

на столе изображением вниз. Ребёнок

Правила: под красную карточку

выбирает любую, рассматривает и

(кружок) положить картинки с

рассказывает: что на ней изображено,

изображением опасных для жизни

правильно или неправильно здесь

ребёнка ситуаций, под зелёную –

поступает ребёнок.

неопасных (разрешённых).

Или в один обруч положить картинки

Варианты: индивидуально с

с изображением правильных действий

воспитателем;

при встрече с животными, а в другой –

несколько детей по очереди, объясняя

неправильными действиями

свой выбор.

9

№33 Тема: «Опасности вокруг нас»

Что где растёт

Цель: закрепить знания о том, где

растут лекарственные растения

Материал: мяч

Ход игры:        воспитатель бросает мяч

каждому ребёнку, задавая вопрос:

  • Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

  • Где растёт ромашка? и т.д.

№34 Тема: «Опасности вокруг нас»

Определи растение по запаху

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  1. Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

10

№35 Тема: «Опасности вокруг нас»

Если малыш        поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)


№36 Тема: «Опасности вокруг нас»

По грибы

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Веселые картинки»

Цель: закрепление навыка правильного произношения звуков в речи. Задачи:Ø   автоматизация звука в словах;Ø   развитие фонематических процессов;Ø   развитие мелкой мо...

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста "Машина каша"

Цель игры: практическое освоение навыка словообразования имен прилагательных от имен существительных. Активизация словарного запаса.Ход игры: Маша хочет сварить кашу для мишки. Взрослый предлагает реб...

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...