Физкультурные минутки – часть технологий по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

     Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения, каждого педагога. Они заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz.minutki.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки –

часть технологий по здоровьесбережению детей

дошкольного возраста.

     Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения, каждого педагога. Они заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Повышенное внимание к ним обусловлено тем, что заболеваемость малышей из года в год увеличивается. Это происходит, несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие дети страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе направлены на:

  • стимулирование и сохранение здоровья;
  • обучение здоровому и правильному образу жизни;
  • коррекцию состояния малышей.

К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные, спортивные игры,  гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья.

      Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников.  Дети  быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у них  теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность.

      Очевидно, что педагог должен  предупреждать возникновение утомления у малышей, своевременно обнаруживать признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снимать их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут!

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физ.минутки.  

Физ.минутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Они проводятся с детьми в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультурных минуток – способствовать оздоровлению детей. Ведь они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Каждый воспитатель знает, что физ.минутки  должны заряжать бодростью, но не перевозбуждать детский организм, иначе вернуть ребят к занятию будет непросто. Подбирать упражнения необходимо с учетом особенностей детей: их возраста, физических возможностей, способности к концентрации внимания. Опытный педагог точно определит, когда минутка отдыха необходима дошкольникам. Отслеживая состояние детей, их работоспособность, иногда не лишним будет отойти от конспекта занятия и сделать паузу раньше положенного времени.

Физ.минутки, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку.  Они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Физ.минутки для дошкольников постоянно дополняются новыми элементами, чтобы ребятам было интересно. В упражнения можно включить какой-либо инвентарь: флажки, платочки, кубики, погремушки. С появлением новых технических средств, стали пользоваться популярностью музыкальные физ.минутки.  Паузы могут нести и обучающий характер, включать задания, направленные на развитие произвольных процессов: внимания и памяти.

Классификация физ.минуток:

1.Физ.минутки - разминки ( двигательно – речевые).

Двигательно-речевые физ.минутки дают отдых различным группам мышц, внутренних органов. Кроме того, они помогают  развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение. Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физ.минутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.  

«Зимняя игра»

«Посмотри, как блестит,    Поднимают руки вверх и

плавно качают кистями.

Под ногами хрустит         Топают ногами.

Беленький снежок,           Постепенно опускаются на корточки

 Легкий, как пушок.         Показывая руками, как идёт снег

Одевайся живей,              Надевают» шапочку, шарфик

Побежим веселей             Бегут на месте.

Бегать и играть,

И снежки кидать».             Лепят и кидают снежок

2.Упражнения для глаз

    Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

«Глазкам нужно отдохнуть»

«Глазкам нужно отдохнуть.                    (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.          (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.         (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по                                     часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут.           (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.     (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!»     (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3.Танцевальные физ.минутки.

С появлением новых технических средств, стали пользоваться популярностью музыкальные физ.минутки. Некоторыми авторами разработан целый цикл подобных пауз под аккомпанемент с учетом специфики каждого возраста. Удобство состоит в том, что не нужно заучивать наизусть и бояться ошибиться при проговаривании слов, под которые выполняются упражнения. Достаточно просто нажать на кнопку и отдохнуть несколько мгновений вместе с детьми. Подобные паузы очень нравятся детям, они необычные и веселые. Но можно двигаться просто под музыку детских песен. Все движения в этом случае  произвольны, танцуют, кто как умеет.

4.Физкультурно-спортивные физ.минутки.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

5.Подражательные физ.минутки.

Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.  Эти физ.минутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

6.Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Лучшей физ.минуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика "Сорока." Тематических упражнений для расслабления пальцев рук и кисти большое количество.

«Ёлочка»

«Перед нами ёлочка:                      соединить кончики пальцев.

Шишечки,                                      показывают кулачки.

Иголочки,                                       показывают указательные пальцы.

Шарики,                                         пальцы сжимают в круг.

Фонарики,                                      ладошки сделать «ковшиком».

Зайчики                                        показывают «ушки зайца».

И свечки,                                   прижимают ладони и пальчики друг к другу.

Звёзды,                                            ладошки в виде звезды.

Человечки».                         Ставят средний и указательный пальцы на колени

7.Релаксация.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.  Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Различных физ.минуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг  и в интернете. Но нельзя забывать, что выбор той самой эффективной, подходящей  детям именно сейчас  физ.минутки зависит от того, каким видом деятельности  в данное время вы занимаетесь с дошкольниками.  Наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физ.минутки малыши нуждаются больше всего!

Физ.минутка – это весело, интересно и полезно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные минутки для младшего дошкольного возраста

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвов...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....