Конспект по развитию речи "Человек. Части тела"
план-конспект занятия (старшая группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Конспект по развитию речи. Знакомство с частями тела человека, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_chelovek.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Человек. Части тела».

Цель:  Познакомить детей с частями тела человека.

Задачи:

Научить образовывать существительные множественного числа;

Учить составлять предложения на наглядном материале;

 Различать правую и левую руку, ногу;

Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

Обратить внимание детей на многозначность слов;

Упражнять детей в употреблении слов антонимов.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/.  А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/.  А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/.  Ну тогда начинаем наше занятие,  и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.

2.Знакомство с темой

Логопед: Ребята послушайте загадку:

                  На Земле он всех сильней,

                  Потому что всех умней.

Как вы думаете,  кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/

Показ плаката со строением тела человека.

Логопед: Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Выставляется картинка Буратино.

Логопед: Давайте ребята расскажем Буратино, что мы знаем о человеке. Какие части тела есть у человека?

Логопед:  Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/

Логопед  вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела /живот, спина бока/

Ребята, а Буратино говорит, что ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.

Логопед: Правильно? Да у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот  послушайте загадки:

               У зверюшки  – на макушке,

               А у нас ниже глаз. /уши/

Логопед: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

                   То как лучи они сияют,

                 То застилает их слеза,

                  Порой читают или моргают,

                  А то смеются вдруг… /глаза/

Логопед: Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/

Логопед: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем , какие еще части тела есть у человека. Послушайте стихотворение и запоминайте о каких частях тела в нем говорится и показывайте их на себе.

    Есть на пальцах наших ногти          Есть у нас на голове

    На руках – запястья, локти               Уха два и мочки две

    Темя, шея, плечи, грудь.                  Брови, скулы и виски

    Бедра, пятки, две стопы                   И глаза, что так близки

    Есть колени и спина                          Щеки, нос и две ноздри

    Но она всего одна                               Губы, зубы – посмотри!

     Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Логопед: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/

Логопед: А что еще находится на голове? /волосы/

Логопед: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

Логопед: Ребята, а чего нет у животных? – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

3. Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру  «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея- …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…,  рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

4.Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь»

-А теперь немного посчитаем и покажем Буратино какие мы умные.

- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

 - Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

 - Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

 - Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

5.Физминутка

Логопед: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.

Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.

Дети: Это тоже я могу!

Логопед: Вправо влево разведу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И как птица полечу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Головою поверчу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Я попрыгаю немножко.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И пешком пойду в дорогу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И на месте побегу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Все на свете я могу.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!

Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

6.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»

Логопед: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался? /домик/.

- Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске). У одного брата был не нос – а …  /носище/, а у другого /носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки, ноги, лоб, глаз, волосы…)

- Как звали  маленького брата? /ИК/.  Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой был ИЩ? /большой/.

Логопед: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.

7.Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Давайте,  теперь сравним братьев.

У одного лицо грустное, а у другого -  веселое,  (аналогично: волосы темные- светлые, длинные – короткие, волосы прямые – кудрявые, нос большой – маленький, один брат  толстый, а другой худой, один высокий – низкий.

8.Многозначность слов.

Логопед: Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

9.Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

- Ребята, а Буратино один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было ему весело.

Логопед: Давайте мы ему объясним, что может произойти,  если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя».

Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/          

 - Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/

Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети  составляют предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)

- Теперь Буратино знает, что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

9.Итог: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/

Дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей группе...

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе...

Конспект по познавательному и речевому развитию «Человек. Части тела» в старшей группе

развивать познавательный интерес ;закрепить представления детей о строении человеческого тела,...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая. Интегративные задачи:развивать познавательный интерес к человеку;закрепить представления ...

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития. Тема: «Части тела»

Подробный конспект занятия для детей средней группы....

Конспект НОД по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей групп.

Конспект НОД по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей групп.Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бере...

Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»

Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бережного отношения к своему организму и здоровью....