Семинар-практикум Деловая игра Для воспитателей и помощников воспитателя «Организация питания и сервировка столов в ДОУ»
методическая разработка

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

«Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Семинар-практикум

Деловая игра

Для воспитателей и помощников воспитателя

«Организация питания и сервировка столов в ДОУ»

Подготовила:                                                                                              

Кудрицкая Т. В.

КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Семинар-практикум

Форма проведения : деловая игра

ЦЕЛЬ: повышение квалификации педагогов  в работе по формированию у  воспитанников навыков культурной еды.

Ход педагогического совета-деловой игры

1.Актуальность темы.

Тема тематического педагогического совета «Организация питания и сервировка столов в ДОУ» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

        Педагоги должны помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией.

        Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, соблюдать правила этикета и в частности, правила хорошего тона за столом, педагоги могут предложить детям проблемные ситуации, решение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты, для игр-драматизация различного содержания.

        Для правильной и грамотной работы по этому направлению педагогам необходимо знать программные цели и задачи в воспитании детей своей возрастной группы, которые раскрыты в Основной образовательной программе

дошкольного образования МБДОУ « Детский сад № 50 « Дюймовочка»,

разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом основной образовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г., образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

        Педагоги должны личным примером подтверждать правила этикета, правила хорошего тона за столом.

        Необходимо также привлекать к этой работе и помощника воспитателя, от которой во многом зависит и сервировка стола, и правильность подачи пищи детям.

        Поэтому разрабатывая тематический Семинар-практикум

мы сочли необходимым оживить его деловой игрой, направленной на активизацию самообразования педагогов, овладением реальным опытом и умение решать трудные ситуации. Работа в командах сплачивает коллектив, побуждает педагогов высказывать свое мнение и находить общее компромиссное решение.

Педагогический тренинг (разрешите познакомить вас с некоторыми терминами и вопросами, относящимися к теме питания и сервировки столов в ДОУ)

  1. Что означает термин «ЭТИКа»?

Этика – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах


Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. 
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола. 
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.

В чем сущность этического воспитания детей?

Этическое воспитание обучающихся

Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.

Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».

  1. Почему, на ваш взгляд им надо заниматься с дошкольного возраста?

Воспитание и этика – понятия неразрывно связанные. Ребенок с малых лет должен усваивать нормы и правила поведения, которые позволят ему вырастить полноценной личностью с высокими моральными установками. Категорический императив И. Канта в наиболее простой форме гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». И чтобы каждый человек руководствовался высоким моральным принципом, необходимо прививать ценности в раннем детстве.

Однако простое постулирование того, что можно и что хорошо,  что запрещено и плохо, не даст большого эффекта. Детям необходимо объяснять все наглядно, используя яркие образы, наглядные, живые примеры. И в этой ситуации нам на помощь приходит сказка.

Часто в группе воспитатель сталкивается с тем, что дети не могут поделить игрушки, у них плохое настроение, что, в конечном итоге выливается в конфликт: один ребенок обижает другого. Очень важно в такой ситуации объяснить детям, почему нельзя друг друга обижать. Я предлагаю рассказать детям небольшую сказку и вместе ответить на поставленные вопросы для полной и глубокой проработки проблемы.

  1. Какая, на ваш взгляд, должна проводится работа с родителями  в этом направлении?

Привитие основ правильного культурного поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными Яблоко от яблони…

Прежде всего, нужно дать понять родителям, что следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Объяснить мамам и папам, что  конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям.

  • Мытьё рук перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры.
  • Приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента».

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Обращать внимание родителей на такие важные вопросы:

Кормить ребенка в строго установленное время.

Давать то, что полагается по возрасту.

Не отвлекать от еды чтением или игрой.

Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Поощрять желание ребенка есть самостоятельно, участвовать в сервировке и уборке стола.

Убеждать ребенка, что лучше есть за столом: рассказать о микробах, чистых и грязных руках, о том, что можно испачкаться самому и испачкать кого-нибудь, жующий на улице человек выглядит некрасиво.

Хорошо если доброй традицией в семье станет совместная сервировка стола на ужин или при проведении совместного праздника, где дети практически  учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

  1. Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом? 

Взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример, найти ошибки).

  1. Словесные игры (рассказ ребенка из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы (игра «Закончи фразу …» (правила поведения за столом), беседа), творческое рассказывание («Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», «Зачем салфетка за столом?», «Вкусные истории о пользе молока»).
  2.  Игровые приемы (игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы).
  3. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
  4. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
  5. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).
  6.  Использование театра (спектакли кукольного, настольного театра, театра на фланелеграфе и т. п., инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности).
  7. Художественное слово (стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни).
  8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка). Любование (красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки и др.), сравнение («Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? », «Можно через сито сеять горох?», «Какой ложкой удобно суп есть?»).
  9. Метод проектов.

Для начала проведения деловой игры, предлагаем нашим участникам разделится на 2 команды.

А команды предлагаем назвать по желанию педагогов близко к теме игры.

Предлагаем ввести в состав жюри след…….

1) Инсценировка «Сервировка стола».

ЦЕЛЬ: обратить внимание педагогов на характерные ошибки сервировки стола для детей, подачу пищи, взаимодействие педагогов с детьми и друг с другом.

МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола, «раздаточный стол» и т.д.

Х О Д    ИНСЦЕНИРОВКИ

Задание командам из предложенного многообразия посуды, аксессуаров  и т.д. сервировать стол для приема пищи для детей данной возрастной группы.(младший и старший дошкольный возраст )

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.

2)Инсценировки педагогических ситуаций.

Инсценировка «За столом»

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуальные проблемы,  обмен опытом.

МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда.

Х О Д    ИНСЦЕНИРОВКИ

I-я команда педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т.д.

II-я команда педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.

Обе команды должны отметить и дополнить  все нарушения со стороны «детей» и взрослых, а так же отметить и дополнить  (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.

3)Найди продолжение пословицы о питании:
1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.

4) Алгоритм действий помощника воспитателя и ребенка проявившего желание помогать в сервировке стола в обеденный промежуток времени.

Здесь предлагается  поочередно каждой команде выстроить порядок действий и взаимодействий взрослого и ребенка (словесное руководство действиями ребенка).

  1. Помощник воспитателя забирает детей с прогулки
  2. Дети переодеваются, моют руки
  3. Помощник воспитателя помогает одеть фартуки и головные уборы
  4. Помощник воспитателя руководит действиями детей по сервировки стола (тканевые салфетки, салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, чайная пара, тарелки для 1 блюда, столовые приборы…)
  5. По окончания приема пищи помощники могут помочь помощнику воспитателя собрать посуду без остатков пищи, тканевые салфетки, салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы.
  6. Помощник воспитателя помогает снять фартуки и головные уборы и дети готовятся ко сну

5) Инсценировка «Опоздал на завтрак»

ЦЕЛЬ: Обогатить опыт педагогов в использовании педагогических приемов организации режимных моментов и педагогических ситуаций; обосновать их значимость для создания эмоционально-положительного фона в группах ДОУ.

МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: подготовить все необходимое для завтрака.

Х О Д    ИНСЦЕНИРОВКИ

Выбранные педагоги  изображают завтракающих детей, используя все приготовленное для этого. Воспитатель и помощник воспитателя участвуют в организации утреннего приема пищи. Вдруг раздается звонок телефона(мелодия), воспитатель поднимает трубку, на том конце телефона звонит мама Маши и говорит что они уже на подходе к детскому саду и что она будет очень благодарна если  Маше оставят завтрак. (Здесь планируется показать сценку, как мама этой самой Маши пытается ее впихнуть в дверь группы, а та упираясь не хочет выходить и громко на всю группу кричит, о том что кушать не хочет, потому что ела дома). Вопрос для всего педагогического коллектива. ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ПОКОРМИТЬ РЕБЕНКА?

После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.П.Ильенко «Новые модели методической службы в ОУ», Аркти, М., 2000
  2. К.Ю,Белая «Педсовет в дош.обр.учреждении. подготовка и проведение», Творч.центр, М., 2004
  3. О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Я, ты, мы», Прсв., М., 2004
  4. О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Как вести себя», Просв, М., 2004
  5. Под ред.В.В.Петрусинского «Игры – обучение, тренинг, досуг», М., 1994
  6. Корчинова О.В., «Детский этикет», Р-на-Д, Феникс, 2002
  7. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки»-этикет для малышей, М, Прометей, 2001
  8. Н.В.Дурова «Очень важный разговор», М., Мозаика-Синтез, 2000
  9. С.А.Насонкина «Уроки этикета», СПб, Акцидент, 1996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация питания и сервировка стола в ДОУ

Главной задачей дошкольного учреждения является - обеспечение каждому ребенку охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания –это необходимое условие для гарм...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации процесса питания и сервировке столов в группах.

В даннорм матеориале описаны рекомендации для педагогов по организации процесса питания в группах в ДОО....

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»

Цель семинара: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола....

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»

Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола.Задачи:Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»(культурно - гигиениче...

Консультация для помощника воспитателя "Работа помощников воспитателя в процессе совместной деятельности с воспитателем в течение дня"

Какую работу выполняет помощник воспитателя в течение дня? Кому подчиняется? Как строит свою работу? Всё в моей консультации...

Методическая разработка по организации процесса питания и сервировки столов в группе «Сервировка стола и питание в детском саду»

Данные рекомендации помогут дошкольному образовательному учреждению повысить качество организации процесса питания в ДОУ.Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учрежден...